Послание Шри Сатья Саи Бабы Россиянам. Четыре цели семейной жизни Высшие силы спасают нас от нас же самих

23.03.2022

5 186

Согласно ведическим знаниям есть 4 основные цели в жизни каждого человека: дхарма, артха, кама и мокша .
Для понимания себя, своих внутренних и внешних мотивов персональные карты рождения (гороскопы) помогают определять, какая же одна или несколько из основных человеческих целей преобладают как в целом, так и в конкретный период жизни человека.

Первая основная цель в жизни – дхарма .
Дхарма – термин, который используется в индуизме, буддизме и других восточных религиях. Понятие этого слова довольно обширное и в зависимости от контекста и религиозного или философского течений оно имеет много разных значений.
В переводе с санскрита «дхарма» означает – держать, удерживать, поддерживать. В ведической культуре чаще всего этот термин понимают как выполнение своего предназначения, долга перед собой, семьей, обществом, в котором живем, и перед Верховной Личностью Бога. Также как следование религиозным и социально-нравственным законам. Дхарму понимают также как и праведность, истину и порядок. Для варны кшатриев дхарма является главной целью. В натальной карте дхарму показывают 1-й, 5-й и 9-й дома. Эти дома связаны с познанием своей природы и своих физических и психо-эмоциональных возможностей, Пурва-пуньей (благочестивая карма), разумом, мудростью, с религиозностью и праведностью.

Следующая цель – это артха .
Артха – благосостояние, достаток, финансовое благополучие, успех, различные материальные блага. Для варны вайшьев и семейных людей артха является одной из основных целей в жизни. В гороскопе дома артхи это 2-й, 6-й, и 10-й дома – семейные ценности и традиции, доходы семьи, служебные обязанности, сферы трудовой деятельности, способность сотрудничать и достигать материальных целей и экономического развития.

Кама – означает желания, страсть, наслаждения материальными вещами. Кама это также удовлетворение своих амбиций, желаний и всех органов чувств (осязание, зрение, вкус, обоняние и слух). Кама является основной целью жизни у варны шудр. 3-й, 7-й, 11-й дома в картах рождения отвечают за каму. Это дома устремлений, отношений, амбиций и желаний.

И последняя из четырех основных целей согласно пурушартхе (ведической концепции целей человека) – это мокша .
Мокша означает – освобождение, материальная независимость, свобода от сансары (круговорота рождений и смертей). Мокша это освобождение от иллюзий, привязанностей к материальным благам, освобождение от страданий. Это духовное развитие, свобода от кармы, просветление и осознание себя вечной Душой, частичкой Бога. Мокша это главная цель брахманов. В гороскопе на цель мокшу указывают 4-й, 8-й и 12-й дома. Показателями этих домов являются духовные усилия, духовные знания и практики, йога, медитация, уединения, трансформации и освобождение.

Все эти цели имеют связь между собой – чтобы удовлетворять свои желания (кама) нам необходимы денежные средства (артха), а чтобы быть материально обеспеченным следует знать свою природу, свои возможности, также и соблюдать социально-нравственные нормы общества (дхарма). А когда человек выполняет свою дхарму, ведет праведный, духовный образ жизни, тогда приходит понимание, что истинное счастье не в материальных вещах и не в удовлетворении своих органов чувств, а в осознании себя Душой, в познании и служении Богу, что и приводит к мокше.

«Смысл жизни человечества в том, чтобы просто вернуться обратно домой к Богу, а смысл моей жизни – чтобы просто служить Господу. Если я служу Господу, я самый счастливый человек, а если не служу – то самый несчастный. И для меня нет разницы, где жить – в шалаше или во дворце. Главное – это служение Господу» (Гопал Кришна Госвами).

Кроме четырех выше описанных основных жизненных целей есть главная, истинная цель жизни для каждого из нас – это своим служением и любовью прийти к Богу, вернуться домой!

Курс йоги 370. Четыре цели жизни. Тантра йога.

Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.

Друзья! Меня зовут Виктория Бегунова. Я являюсь Генеральным Куратором всех Йога Курсов. Над этим курсом работает дружная команда кураторов университета, каждый из них отвечает за свое направление работы. Внизу вы найдете информацию и контакты кураторов. Для решения всех вопросов, пожалуйста, без стеснения обращайтесь к ним самым настойчивым образом. Если никто из кураторов не смог вам помочь, то, пожалуйста, также без стеснения пишите мне по адресу

Друзья! Последовательно пройдите шаг за шагом этот курс.

Название фильма: «Четыре цели жизни. Тантра йога.» Часть 1. Дхарма, Кама.

Дата:

Место:

Краткое описание:

Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами ). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.

Четыре цели жизни. Тантра йога. Часть 1. Дхарма, Кама.

Для чего создан весь этот мир?

Всегда возникает вопрос у человека, который начинает изучать всякие философские течения, всякие религии. То есть, а для чего весь этот мир? Или по-другому это может быть выражено, что если Господь Бог что-то сделал, а для чего он все это сделал? Это как бы одна сторона этого вопроса. Но кто-то верит в то, что Бог создал весь этот мир, атеисты не верят. Еще кто-то считает, что он сам возник. В общем, сколько философских и религиозных течений, столько фактически точек зрения. Это одна часть этого вопроса. Но есть и другая часть, на которую уже трудно не ответить.

Ну, хорошо, мы не знаем про весь этот мир и про Господа Бога, но про себя-то самих мы знаем. Если мы верим, чувствуем и знаем, что мы существуем, то если мы вынуждены делать те или иные дела, а некоторые дела мы хотим делать, то в чем смысл нашего существования и есть ли смысл вообще как таковой? Может вообще отсутствие смысла или четко заложенная программа действий, которую должен отработать каждый человек в этом мире для какой-то определенной цели. И если, допустим, есть эта цель, то как отделить промежуточные цели от конечной цели?

Вот такими вопросами время от времени человек на своем жизненном пути начинает задаваться. В простонародии это то, что называется смыслом жизни: в чем смысл жизни? Для чего я существую? Что я здесь делаю и т.д. и т.п.? Для нас этот вопрос кажется, может быть, не особо актуальным, потому что если человек в поте лица не имеет и секунды времени, чтобы подумать о смысле жизни или о тонких моментах. Понятно, если за тобой гонится разъяренный тигр, ты навряд ли будешь думать, ты будешь поглощен этой гонкой, чтобы убежать. Точно так и человек.

Тем более наша страна в этом отношении, может быть, как никакая другая – парадоксальная, что по уровню своего интеллектуального развития она много выше, чем страны третьего мира, и люди задаются такими вопросами. С другой стороны по какому-то потенциалу экономическому, по какому-то потенциалу политического, насколько хорошо устроено общество, а устроено оно у нас «из рук вон плохо», абсолютная власть в руках немногих и абсолютное бесправие у тысяч. Причем, пытаются представить это в виде демократии. Так вот в этом смысле, мы мало чем отличаемся от стран третьего мира. И получаются такие ножницы: жизнь нас гонит, нам в общем-то некогда подумать о смысле жизни, потому что приходится заработать деньги для пропитания и просто для того, чтобы выжить в этом мире. С другой стороны, мозги развиты, конечно, более другим образом, чем у папуасов, которые также с утра до ночи бегают за пропитанием. Так вот пока эти насущные проблемы не дают человеку времени, он не думает о смысле бытия и прочее, прочее.

Но как только он научился добывать себе пищу относительно просто, как только освобождается время, что уже не надо весь день бегать и прыгать ради куска хлеба, он начинает задумываться и многие-многие мысли и вопросы приходят в голову, и рано или поздно приходит вопрос: а что я здесь делаю, зачем я живу на этом свете? Этот вопрос, может быть кажется немножко смешным. Я вспоминаю в стародавние времена из разделов курьезов описывали, что, мол, какие-нибудь американские миллиардеры с жиру бесятся, не могут найти смысл жизни, они ударяются то в наркотики, то в какие-то азартные игры, то вообще заканчивают жизнь самоубийством, разочаровавшись во всем. И всегда был такой акцент: нам бы их проблемы. К сожалению, я должен сказать, что скоро у нас будут такие проблемы, потому что бедность долго длиться не может. Опять же подчеркиваю, мозги у людей нашей страны развиты несколько по-другому, чем у папуасов, и очень скоро волна изобилия и достатка накроет наше общество. И вот тогда придут эти проблемы. Проблемы эти, надо сказать, будут иметь настолько жгучий характер неразрешимости, что все предыдущие проблемы как добыть себе кусок хлеба насущного, будут казаться детским лепетом и блаженными проблемами.

Вопрос: То есть, как только первичные потребности обеспечиваются, высвобождается какая-то энергия и начинается уже более тонкая крышеломка.

Вадим Валерьевич: Как любая крышеломка она более тонкая, извращенная, утонченная и более «за живое» цепляет. Иногда мне кажется, что нашу страну специально держат в черном теле, чтобы мы морально, ментально, духовно подготовились к этой встрече с изобилием. То есть нас специально обременяют какими-то проблемами, чтобы мы раньше времени не вывалились к этим проблемам и, столкнувшись с безысходностью, не сделали себе еще хуже. Меня постоянно преследует такая мысль, что какой-то добрый ангел делает специально плохую жизнь, чтобы не допустить еще большего и большего зла.

Высшие силы спасают нас от нас же самих.

Действительно, что тут говорить, если распространение каких-то допингов, каких-то экстремальных видов поведения может полностью свести на нет всю цивилизацию – схлопнуть.

Вернемся к нашей теме. Итак, рано или поздно каждый человек начинает себя спрашивать: а что я здесь делаю? Во имя чего я стремлюсь к одной цели и почему эта цель достойна, чтобы ее достигать? И вообще, стоит ли стремиться к цели?

Но вообще, первые вопросы такого плана, которые приходят, когда человек еще не полностью освобожден от этой гонки за материальными атрибутами существования, но уже освободилось время. И он начинает задавать себе другой вопрос: а стоит ли вообще участвовать в этой гонке «за куском бесплатного сыра». Вопросы сильные, вопросы страшные, потому что это вопросы, не ответив на которые, станут отправной точкой для очень больших страданий в будущем. На них нельзя не отвечать. Можно зарыть голову в песок, можно сказать, что «ребята, воспринимайте мир таким, какой он есть, жизнь одна, успейте насладиться этой жизнью». Но, честно сказать, эта жвачка, может быть, и пригодна для умственно отсталых индивидов. Почему? Потому что одной жизнью ничего не определяется. Определяется следующей жизнью, потом следующей и т.д. Поэтому, гнаться за какими-то удовольствиями любой ценой в этой жизни – это, по меньшей мере, не дальновидно.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Иметь цель и уметь достигать ее – значит быть человеком. Животное, как и человек, проходит свой жизненный цикл, подчиняясь инстинктам (питание, размножение и т. д.). Но именно в наличии цели и есть основное отличие человека от животного.

В древней арийской культуре мудрецы разделяли жизненные устремления человека на четыре категории – пурушартхи (от пуруша – индивидуальная душа, артха – цель): драхма, артха, кама и мокша.
В Чарака-самхите они выражены в форме трех врожденных и инстинктивных желаний – ишан: пранаишана – желание прожить долгую и здоровую жизнь, дханаишана – желание достичь материального благополучия и паралокаишана – желание обрести счастье в будущей жизни.


ДХАРМА


Слово дхарма имеет множество значений, поэтому его невозможно перевести однозначно. В данном случае дхарма – это следование своей природе, естественный образ жизни для конкретного человека. Это то, что человек хочет и может делать для себя, для своей семьи, для общества, для Вселенной, интуитивное ощущение долга, своего предназначения.
Дхарма уникальна, ее нельзя скопировать у другого. Следуя зову своего Я, человек обретает все блага, уберегает себя от несчастий и обеспечивает благую карму. А вот попытка быть кем-то другим, наоборот, способствует накоплению негативной кармы. Кришна в Бхагавад-Гите говорит Арджуне: "Лучше исполнять свои обязанности несовершенно, чем чужие обязанности в совершенстве. Лучше умереть, выполняя свой долг, чужой путь опасен".
Никто не может сказать человеку, в чем его дхарма, только он сам может это почувствовать. Практики йоги помогают успокоить ум и стать более восприимчивым к голосу интуиции. Полезно также наблюдать за тем, достижение каких целей дарует счастье.
Выполняя свое дело, человек естественно сосредотачивается, возникает естественная медитация, человек не ждет завтрашнего дня и не живет прошлым – он «здесь и сейчас».
В течение жизни, по мере развития человека его дхарма меняется.
Понимание своей дхармы ведет к постановке четких целей в жизни, эффективному использованию энергии, правильно принятым решениям и, соответственно, правильным результатам. Однако следование дхарме вовсе не означает, что на пути человека не будет никаких препятствий, их возникновение – следствие кармы, но препятствия в этом случае преодолеваются сравнительно легко.
Если человек не следует путем дхармы, он начинает чувствовать бессмысленность жизни, опустошенность, неспособность и нежелание тащить ее тяжкую ношу, появляется тяга к таким дешевым «заменителям счастья», как алкоголь и наркотики.
Дхарма предполагает, что человек старается не причинять никому и ничему вреда, если его долг непосредственно с этим не связан. Если исполнение обязанностей предусматривает нанесение вреда другому, дурная карма не накапливается.
Идя путем дхармы, человек приходит к постижению высшей реальности. Более широко дхарму определяют как вселенский закон, на котором держится мир.

АРТХА

Артха буквально означает «то, что является необходимым».
Категория артхи касается материального аспекта существования и объединяет в себе такие составляющие, как благосостояние, чувство безопасности, здоровье, т. е. все то, что позволяет поддерживать жизнь на необходимом уровне. Артха предполагает труд, ведущий к накоплению материальных благ, так как без прочной базы духовное развитие невозможно. Чтобы обрести ее, человек должен строить свою жизнь в соответствии с юридическими, моральными и этическими нормами.
Поскольку артха не является конечной целью жизни, человеку следует остерегаться чрезмерного накопления материальных благ.
Ни для кого не секрет, что современное общество называют обществом потребителей. Человечество потребляет и производит колосальное количество ненужной продукции, информации и услуг. Все время и мысли современного человека заняты бесконечной погоней за самым модным и престижным. Руководствуясь тщеславием и ложными представлениями о необходимости и благе, люди превращают свою жизнь в безумие. Между тем производство необходимого занимает немного времени и не создает экономических, психологических и иных проблем.

КАМА

Понятие кама связано с удовлетворением мирских желаний. Это естественное стремление человека к чувственным наслаждениям, хорошей пище, комфорту, его эмоциональные потребности.
В основу Аюрведы положено знание о существовании прошлых и будущих жизней. Неудовлетворенные желания служат причиной страданий в настоящей и в будущих жизнях. Непременным условием приближения к освобождению является исполнение всех своих желаний в соответствии с семейными, общественными, культурными и религиозными нормами.
Однако здесь подстерегает ловушка: часто человек становится рабом своих желаний и затрачивает огромное количество энергии и времени на достижение ничтожных целей. Стратегия «ни в чем себе не отказывать» превращает его в безвольное существо. Поэтому следует осторожно относиться к своим желаниям, не подавлять их, но всегда оценивать целесообразность реализации. Это дарует сильную волю и свободную энергию. Важным духовным достижением человека является также способность не цепляться за полученные результаты или исполненные желания.
Ограничения и предписания, дисциплина в жизни также необходимы человеку, как больному негорькое лекарство, принимаемое строго по часам.
Правильное питание, достаточный и полноценный сон, чистое сознание, удовлетворение сексуальных потребностей, материальный комфорт, регулярные духовные практики и духовное общение удовлетворяют все потребности человека, делая его счастливым.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков.

Веды говорят о четырех целях, которые может ставить перед собой человек. Цели эти универсальны и важны для любого сообщества в любой стране и любой эпохе. Их называют на санскрите дхарма, артха, кама и мокша – 1) отправление религиозных обязанностей; 2) экономическое процветание; 3) чувственные наслаждения и 4) спасение, или освобождение от материальных оков. Этот перечень не случаен, достижение каждой последующей цели зависит от того, достигнута ли цель предыдущая. Вот как это объясняют ачарьи, духовные наставники ведического знания.

Без религии человеческое общество не может существовать. В природе человека – поклоняться кому-либо или чему-либо, и, если даже внешне государство провозглашается светским, нетрудно заметить, что люди все равно поклоняются вождям, диктаторам, фюрерам, председателям верховных советов или президентам. Также в человеческом обществе поклоняются великим поэтам, музыкантам и другим видным деятелям науки и искусства. В ведическом обществе поклонялись исключительно Богу, однако в разные времена делали это по-разному.

Бог является основой всего, именно из Его энергии Брахма творил вселенную. Об этом в подробностях рассказывает вторая песнь «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что Брахма был рожден на цветке лотоса, росшем из пупка Господа Вишну (Бога). Поскольку вселенная тогда была пуста, Брахме ничего не оставалось, как воспользоваться частями вселенского тела Господа, чтобы создать вселенную такой, какой она была прежде. Таким образом, все, что нас окружает, - суть проявление вселенской формы Всевышнего Господа. Поклоняться Господу – значит использовать Его энергию в служении Ему. Это подобно тому, как сын, получив карманные деньги от отца, покупает отцу подарок. Деньги в любом случае остаются энергией отца, однако такое поведение сына доставляет отцу наслаждение. Бог – личность, и Он способен испытывать удовольствие или огорчение. Душа вечно связана с Богом отношениями слуги и господина, вот почему Кришне (Богу) нравится, когда мы пытаемся восстановить эти утраченные отношения, поднося Ему то, что Он хочет. Богу не нужны никакие материальные вещи, однако, чтобы мы могли проявить свою любовь к Нему, Он говорит, что примет даже «цветок, плод, листок или воду, если это поднесено с любовью». Кришна (Бог) принимает только любовь. В этом смысл слова «религия».
Дхарма, религиозные обязанности, порой выполняются машинально, без любви к Богу. Тем не менее, даже такие действия имеют свои последствия. Человеческое общество, должным образом исполняющее свои обязанности в рамках системы варнашрама , также считается идущим по пути истинной религии. «Дерево познается по плодам», подобным же образом, узнать, действительно ли люди следуют религиозному пути можно по процветанию экономики. В контексте Вед экономическое процветание не означало массовое производство ширпотреба; также нигде в Ведах не встречается указаний искусственно раздувать потребности человека. Современная индустрия, лишившая людей свежего воздуха и чистых водоемов, не считалась в ведической культуре признаком экономического процветания. Символом экономического процветания являлась корова. Корова считалась матерью, поскольку человек пьет ее молоко. Из молока приготавливается топленое масло, столь важное при огненных жертвоприношениях. Вот почему в ведическом смысле экономическое развитие – это развитие сельского хозяйства, в особенности разведение коров. Массовое убийство коров – признак безбожного общества. Такое общество не будет знать мира. Все в таком обществе будут огрызаться друг на друга, подобно кошкам и собакам, и уделом такого общества будут войны и нищета. Никто в таком обществе не может рассчитывать на достижение третьей цели – чувственного наслаждения. Центром чувственной деятельности является ум.


Ум – это тонкая энергия нашей психики, которая определяет наше настроение и даже планы на будущее. Депрессии, возросшие до масштабов национальных бедствий, являются на сегодняшний день второй проблемой после СПИДа. Никто не знает, что такое покой и счастье. Люди постоянно пребывают в тревоге. В погоне за миражом материального успеха люди, не задумываясь, совершают один грех за другим, одну глупость за другой. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что днем такие люди тяжело трудятся, а ночью либо спят, либо занимаются сексом. Законы материальной природы неизменны, в отличие от законов, принимаемых в законодательных собраниях мирских политиков. Чем больше человек забывает о своей духовной природе, тем тяжелее материальная природа заставляет его работать, не покладая рук. Иногда, чтобы хоть как-то скрасить свое непроглядное существование, люди возводят такой скотский труд на пьедестал высших человеческих ценностей. Однако практика показывает, что, как только человеку выпадает возможность, он перестает работать. Таким образом, без подлинного развития экономики, базисом которой должно быть духовное развитие (дхарма), человек не способен удовлетворить свои чувства и ум.

Неудовлетворенные люди постоянно враждуют друг с другом, называя свою вражду радением о национальных интересах или еще как-то, однако подлинная причина такой вражды – в неудовлетворенных потребностях. Жизнь человека в ведической цивилизации была проста, зато мышление было возвышенным. Подлинные знания содержатся в Ведах, древнейших священных писаниях мира. Человек всегда стремится к знаниям, содержащимся в Ведах, однако сегодняшний «образованный» скептик по недомыслию отвергает авторитетное знание Вед и придумывает свои пути к счастью. В результате у людей формируется неверное представление о четвертой цели жизни – освобождении.

Спасение, или освобождение, всегда было любимой темой обсуждения в кругу философов и богословов. В наше время этих отважных людей заменили ученые, которые уж который год бьются над созданием пресловутой таблетки от смерти. Но, если оглянуться назад, мы увидим, что всё, что создали ученые за последние несколько столетий, - это лишь более смертоносные виды оружия, призванные не отдалять, а приближать смерть. Большая ложь, которой потчуют людей уже не первый год – причина отчаяния у современной молодежи, которая потеряла ориентиры и не способна более адекватно воспринимать реальность. За немногими исключениями, почти вся молодежь современной России переживает жесточайший кризис, заключающийся в том, что в жизни у людей нет цели, кроме наживы, и, если эта цель представляется недостижимой, у человека вообще пропадает желание жить. Четвертая цель жизни, согласно Ведам – освобождение от оков иллюзии, познание своего истинного «я», бессмертного, вечно блаженного и исполненного знания. Именно Веды могут помочь современному человеку изменить свой взгляд на будущее, найти себя и в материальном, и в духовном плане, и сделать нас по-настоящему счастливыми.
© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал