Солдатик оловянный жил он пел. Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей. Наказать непослушный язычок

23.03.2022


(Валерий Аушев)

Солдатик
Оловянный жил.
Он пел,
Шутил и не тужил.
Он воевал,
Не уставал.
И падал сам,
И сам вставал.
И помнил он
Всегда в бою
Свою
Солдатскую семью,
Где был за ВСЕХ
И за НЕГО
Стояли
Все до ОДНОГО!

КАК ЁЖ ЕЖА ВСТРЕТИЛ
(Валерий Аушев)

Как-то вышел к морю ёж.
Видит:
В море — рыба-ёж.
Изумился серый ёж:
— Как ты под водой живёшь?
— Как живу? Так и живу —
Ночью сплю,
А днём плыву.
Плавничками шевелю,
Червячков морских ловлю...
Ну, а если
В подводном лесу
Встречу
Хитрую рыбу-лису,
Я свернусь перед ней
В клубок —
Ну-ка, тронь колючий бок!

ЛЕЗ НА СОСНУ МЕДВЕЖОНОК
(Валерий Аушев)

Капли с веток тяжёлых
Сочной брусникой брызжут.
Лез на сосну медвежонок,
Глупый, весёлый, рыжий.
Думал, что солнце — блюдце,
Мёдом наполнено с верхом.
Лапой хотел дотянуться,
Не удержался и съехал!
Стал он карабкаться снова
К тёмной верхушке сосновой.
Блюдечко с мёдом качалось,
Блюдечко близким казалось...
Но прилетели тучи,
Вздрогнул малыш от грома:
«Я уж полакомлюсь лучше
Сладкой малинкой дома».
Голову с ветки свесив,
Вниз медвежонок глянул.
Вымок до нитки весь он
Прежде, чем стал на поляну.
Мать у сосны, под кустами,
Встретила храброго сына
И приласкала шлепками:
— Вот тебе мёд!
Вот — малина!!!

ЖИВЫЕ ЛЬДИНКИ
(Валерий Аушев)

Что там
Подо льдом —
Былинки?
Звёзды?
Или пятачки?..
Это рыбки.
Рыбки-льдинки,
Дымчатые
Плавнички.

Что же
Делают зимой
Эти рыбки
Под водой?
Замерзают
С речкой вместе
Рыбки-льдинки
В тихом Месте.
А весною
На быстринке
Оживают снова
Льдинки!

СОЛНЕЧНАЯ РЫБА
(Валерий Аушев)

В море Белом,
Словно глыба,
Дремлет Солнечная рыба.
Отмель выбрала она,
Где покой и тишина,
Где песок голубой
И мальки летят гурьбой.
В оранжевых тельняшках
Плывут вперегонки
Отважные бродяжки
Морские окуньки.
Играют рыбки сайки
Между собою в салки.
И носятся подружки —
Колючие колюшки!..
Если столько рыбок вьётся
По соседству в тишине,
Неужели Рыба-Солнце
Вместо солнца здесь,
на дне?


БОРОДА
(Валерий Аушев)

Отрастает —
Вот беда! —
У козлёнка Борода.
Но куда же
С нею деться? —
Не сбежать,
Не оторвать...
И козлёнка
Прямо с детства
Можно
Дедушкою
Звать!

ЧЕРЕПАХА
(Валерий Аушев)

Черепаха вслух лопочет:
— Че-пу-ха, а не кино!..
Я на фильм ползла три ночи,
Не попала всё равно...
Видно, нужно за неделю
Приглашать нас, черепах,
Чтобы мы невпопыхах
Серьги модные надели,
В зеркала бы поглядели —
Хороши ли в самом деле?
Чтоб в дороге не вспотели,
Не спешили,
Не летели,
Чтобы за день до сеанса
Мы сидели на местах!

Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука "Л" в речи ребенка.

Если малышу пока не дается звук "Л", вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.

Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)

Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Кончик языка на десне, за верхними зубами.
  • Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
  • Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук - л.

Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)

Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка

  1. Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
  2. Покусывать узкий кончик языка.
  3. Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
  4. Произносить длительно звук - а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог - ал.
  5. Произносить длительно звук - а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог - а-ла-ла-ла.
  6. Произносить длительно звук - ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог - ыл.

Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.

Закрепление звука Л в речи ребенка

  • Закрепление звука Л в закрытых слогах:
Мал был палка мылся
Бал мыл балка бился
Дал выл галка пилка
Зал жил жалко
Спал пил скалка
Упал бил фиалка
Копал мил скакалка

Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.

  • Закрепление звука Л в стихах

Ал-ал-ал - я купил пенал.
Ол-ол-ол - я гонял в футбол.
Ил-ил-ил - пять мячей забил.
Ел-ел-ел - песенку запел.

У ежа и елки иголки очень колки.

Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.

Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

Закрепление звука Л в открытых слогах

Лак лоб лук лижи
Лапа лось луч лысый
Лампа лото лужа лыко
Лапша ложка луна лыжник
Ландыш ложка луковица ломтик
Ласточка локоть лужайка лазить
Ладошка лошадь лукошко ломать
Мала болото тулуп малыш
Пила калоши шалун столы
Дала колодец голубь улыбка
Кулак Володя желудь смелый
Калач холодный палуба спелый
Халат голодный получать каникулы
Cалат поломка
  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила ела салат.
Мама готовит молочную лапшу.
Мила вымыла ладошки.
В колодце холодная вода.
Закончилась холодная зима.

  • Закрепление звука Л в стихах

Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!

Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.

Мышка весело жила,
на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
но все мышке было мало.

Закрепление звука Л в стечении с согласными

  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила видела слона.
Слава идет в кладовую.
На яблоне висят сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец.
Клава надела белый платок.
Слава плывет на лодке.

  • Закрепление звука Л в стихах

Головой кивает слон,
он слонихе шлет поклон.

Съел Слава сало,
да сала было мало.

Божья коровка
- глупая головка:
села на подсолнушек,
думала, что солнышко.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.

Закрепление звука Л в трудных словах:

  • Закрепление звука Л предложениях

Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Кот ловил мышку.
Володя положил пенал на стол.
Михаил погладил носовые платки.

  • Закрепление звука Л в стихах

Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила.

Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была.

Солнечный лучик упал на волну,
солнечный лучик попал в глубину,
Плавал он, плавал в глубокой волне
и вспоминал он о солнечном дне.

Белые лебеди в небе живут,
По небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка.
Здравствуйте, лебеди-облака!

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Белым-бело! Белым-бело!
Всю землю снегом замело!
Нарядным стало все село -
Белым-бело!

Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.

В магазине Валеньке
Покупали валенки.
Маленькие валенки
До чего милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька -
Оказались валенки
Для нее малы.

Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.

Варежки у Вари
Пропали на бульваре,
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.

Веник пол подметал,
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.

Во дворе стоит гора.
Мы катаемся с утра.
Снеговик-бедняжка злится,
Что не может прокатиться.

Дни и ночи напролет
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
Потемнее темноту.

Жил-был Забыл.
- Где жил? - Забыл.
- Где был? - Забыл.
- Что ел? - Забыл.
- Что пил? - Забыл.

Зиму всю мели метели -
Клены, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели:
Птицы с юга прилетели -
Ветки лапками согрели.

Зря ласка лаской названа:
Совсем неласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!

Ломали лед, ломали мы.
Летели клочья от зимы.

Мама Милу с мылом мыла.
В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила:
- Не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, - сказала Мила.
- Я выплакиваю мыло.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку -
Бросит корочки в корзинку.

Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

Растянулся в луже Яшка
И чуть-чуть не утонул.
Хорошо, что он рубашкой
Лужу сразу промокнул.

Рах-трах тарарах!
Раскатился гром в горах,
Прогремел над черной тучей,
Прогремел над черной кручей.
Пусть в горах грохочет гром,
Все равно гулять пойдем.

Снегирики-снегири
На дворике у двери.
Я насыпал за порог
Гречку, семечки, творог.
А когда я вышел в сад,
То от них услышал:
- Ты добрее всех ребят,
Молодчина, Гриша!

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Солдатик оловянный жил,
Он пел, шутил и не тужил,
Он воевал, не уставал,
И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного!

Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.

У моей сестры Марины
Щеки, словно мандарины.
А сама сестра Марина
Чуть побольше мандарина.

У нас в реке живут бобры,
Бобры бодры, бобры добры.
Мудры плотин строители,
Бобры - речные жители.

Убежало, убежало,
Убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.

________________________________________________
ИСТОЧНИКИ:

Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. Звуки [Р], [Л], [Й]. - М.: Школьная Пресса, 2006.

Светлана Щеголькова
Конспект индивидуальной работы с детьми логопедической группы «Автоматизация звука [л]»

Конспект индивидуальной работы с детьми логопедической группы

На тему : «Автоматизация звука Л »

1. Произнеси слово,добавив к его части звук - л в конце :

По – л шака – л муску – л

Сто – л пена – л метал – л

Ме – л чехо –л вокза – л

За – л бока – л уко – л

Сту – л уго – л подва – л

2. Добавь к началу слова слог – ла, произнеси слово полностью :

Кук – ла пче – ла ска – ла

Шко – ла мет – ла свёк – ла

Аку – ла си – ла пи – ла

Иг – ла зо – ла стёк – ла

Ми – ла Ал – ла С тел - ла

3. Образуй уменьшительно – ласкательную форму существительных :

Игла – иголочка поплавок – поплавочек

Пила – пилочка молоток – молоточек

Узел – узелок солдат – солдатик

Слон – слоник скакалка – скакалочка

Балкон – балкончик халат – халатик

Салат – салатик полка – полочка

Стекло – стёклышко солнце – солнышко

Платок – платочек глаза – глазки

Яблоко – яблочко клубок – клубочек

Каблук – каблучок полотенце – полотенечко

Бутылка – бутылочка копилка – копилочка

4. Назови слова противоположные по смыслу данным (антонимы) :

Чёрный – белый трусливый – смелый

Старый – молодой глубокое – мелкое

Добро – зло сытый – голодный

Много – мало добрый – злой

Правда – ложь тепло – холодно

Лёгкая – тяжёлая сильный – слабый

Горький – сладкий пустой – полный

Темно – светло забыл – вспомнил

Потерял – нашёл худой – толстый

5. Назови лишнее слово :

Лоб, лось, локоть, папка;

Антенна, скалы, углы, чехлы;

Лужа, лук, лучок, луковица;

Полка, белка, палка, чемодан;

Кукла, слон, куклы, куколка;

Пчела,пчёлы, оса, пчёлка.

6. Назови пропущенное слово – действие :

Мила…платье.

(сушила, измазала, купила, увидела, продала, отдала, рисовала, подшила,обрезала, раскроила,подарила, берегла, стирала, гладила, вырезала, порвала, любила)

7. Произнести стихотворение «Солдатик» .

Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.

Он воевал – не уставал и падал сам,и сам вставал.

И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью,

Где был за всех и за него стояли все до одного!

Загадки
Со мной ходи стрелять учиться,
На грядке ты меня ищи.
Могу попасть я метко в птицу,
А чаще попадаю в щи.
(Лук)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Сочиняем, рифмуем стихи
Тихо- тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе …….(лопатой).
Лейся дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по……..(лужам)
Чистоговорки
Ла-ла-ла, вкусный мед несет ……..(пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели …….(пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…….(пчелы).

Игра «Отвечай - ка»
Чем пилят? (Пилой)
Чем едят суп? (Ложкой)
Чем моютладони? (Мылом)
Чем копают землю? (Лопатой)
Чем забивают гвоздь? (Молотком)
Чем ломают толстый лед? (Ломом)
Исправь ошибки
Катя ела лапш(а).
Мила села на лавк(а).
Лодка качалась на вод(а).
Володя нес бел(ый) голубь().
Мила увидела бел(ая) лун(а).

Стихотворения
Мышка
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало.
Но все мышке было мало.
М. Фомичева

Веник
Веник пол подметал.
Веник очень устал.
Он чихнул, он зевнул
И тихонько лег под стул.
Л. Зубкова

Солдатик
Солдатик оловянный жил.
Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал.
И падал сам и сам вставал.
И помнил он всегда в бою
Свою солдатскую семью,
Где был за всех, и за него
Стояли все до одного!
В. Аушев

Белый цвет
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Е. Измайлов

Зима
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки! А. Богомолова

Игра «Скажи наоборот»
Кран поднял груз, а потом ……
Самолет прилетел, а потом…..
Заяц прискакал в огород, а потом…..
Саша надел пальто, а потом …..
Дедушка сел на диван, а потом……
Петя снял сапоги, а потом…..

Скороговорки
Дятел долбил, долбил и выдолбил дупло.
В нем было сухо и тепло.
Маланья - болтунья молоко болтала, болтала, да и выболтала.

Сказки

Внимательно послушай рассказ. Вспомни и назови слова из рассказа со звуком «Л». Перескажи рассказ.

Кот Нил
Кот Нил любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот Нил, зевнул и потянулся. А потом стал умываться лапкой.
А.Богомолова
Рассказываем вместе с малышом

Слоны.
На свободе слоны живут в джунглях. В Индии люди ездят на слонах. А у нас слонов можно увидеть только в слоновнике. На следующий день Слава увидел в слоновнике больших сильных слонов со своими слонятами. Слава любовался могучими слонами веселыми маленькими слонятами. Он подошел совсем близко к слонам и увидел их бивни. Дома Слава написал сказку о слонах.
По В. Коноваленко, С. Коноваленко

Внимательно прослушай рассказ «Хотела галка пить» и запомни слова со звуком «Л». Перескажи его. Вспомни и назови слова из рассказа со звуком «Л».
Хотела галка пить. Увидела: стоит кувшин с водой, А вода в нем была на самом дне. Галка скакала, скакала - все без толку. Никак не могла галка достать воду. И стала галка кидать в кувшин камешки. Кидал, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться.
По Л.Толстому

Внимательно послушай сказку и запомни слова со звуком «Л». Послушай сказку еще раз и перескажи ее.

Белка и волк.
Белка скакала с ветки на ветку и упала на сонного волка.
Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала его умолять: «Отпусти меня,
Волк». Волк сказал: «Отпущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, всегда веселы, а мне всегда скучно?»
Когда белка оказалась на елке она сказала волку: «Тебе потому скучно, что ты злой. А мы, белки, веселые, потому что никому зла не делаем». Сказала и убежала.
По Л. Толстому

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал