Логопедические задания на дифференциацию звуков с ш. Картотека заданий по дифференциации звуков. VI. Логоритмическое упражнение

10.07.2022

Звуки [Ш] - [С]

Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Дифференциация звуков [С] - [Ш] в изолированном звучании

Упражнения «Насос - ветер» : С - Ш, С - Ш, С - Ш…

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в прямых слогах

ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ

ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ

СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ

ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА

ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО

ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ

ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ

ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША

СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО

СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ

СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ

СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в обратных слогах

АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ

АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС

АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ

АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС

АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС

АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС

АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС

АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ

АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ

АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ

АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ

АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах между гласными звуками

(в интервокальных слогах)

АША - АСА УША - УСА ОША - ОСА ИША - ИСА ЮША - ЮСА

АШО - АСО УШО - УСО ОШО - ОСО ИШО - ИСО ЮШО - ЮСО

АШУ - АСУ УШУ - УСУ ОШУ - ОСУ ИШУ - ИСУ ЮШУ - ЮСУ

АШИ - АСЫ УШИ - УСЫ ОШИ - ОСЫ ИШИ - ИСЫ ЮШИ - ЮСЫ

АШЕ - АСЭ УШЕ - УСЭ ОШЕ - ОСЭ ИШЕ - ИСЭ ЮШЕ - ЮСЭ

ЫША - ЫСА ЭША - ЭСА ЕША - ЕСА ЁША - ЁСА ЯША - ЯСА

ЫШО - ЫСО ЭШО - ЭСО ЕШО - ЕСО ЁШО - ЁСО ЯШО - ЯСО

ЫШУ - ЫСУ ЭШУ - ЭСУ ЕШУ - ЕСУ ЁШУ - ЁСУ ЯШУ - ЯСУ

ЫШИ - ЫСЫ ЭШИ - ЭСЫ ЕШИ - ЕСЫ ЁШИ - ЁСЫ ЯШИ - ЯСЫ

ЫШЕ - ЫСЭ ЭШЕ - ЭСЭ ЕШЕ - ЕСЭ ЁШЕ - ЁСЭ ЯШЕ - ЯСЭ

АША - АСО - АШУ - АСЫ - АШЕ ИША - ИСО - ИШУ - ИСЫ - ИШЕ

ОША - ОСО - ОШУ - ОСЫ - ОШЕ ЕША - ЕСО - ЕШУ - ЕСЫ - ЕШЕ

УША - УСО - УШУ - УСЫ - УШЕ ЁША - ЁСО - ЁШУ - ЁСЫ - ЁШЕ

ЫША - ЫСО - ЫШУ - ЫСЫ - ЫШЕ ЮША - ЮСО - ЮШУ - ЮСЫ - ЮШЕ

ЭША - ЭСО - ЭШУ - ЭСЫ - ЭШЕ ЯША - ЯСО - ЯШУ - ЯСЫ - ЯШЕ

АСА - АШО - АСУ - АШИ - АСЭ ИСА - ИШО - ИСУ - ИШИ - ИСЭ

ОСА - ОШО - ОСУ - ОШИ - ОСЭ ЕСА - ЕШО - ЕСУ - ЕШИ - ЕСЭ

УСА - УШО - УСУ - УШИ - УСЭ ЁСА - ЁШО - ЁСУ - ЁШИ - ЁСЭ

ЫСА - ЫШО - ЫСУ - ЫШИ - ЫСЭ ЮСА - ЮШО - ЮСУ - ЮШИ - ЮСЭ

ЭСА - ЭШО - ЭСУ - ЭШИ - ЭСЭ ЯСА - ЯШО - ЯСУ - ЯШИ - ЯСЭ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] - [Ш]

САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах со стечением согласных

СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА

СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО

СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ

СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ

СТА - ШТА СПА - ШПА СЛА - ШЛА

СТО - ШТО СПО - ШПО СЛО - ШЛО

СТУ - ШТУ СПУ - ШПУ СЛУ - ШЛУ

СТЫ - ШТЫ СПЫ - ШПЫ СЛЫ - ШЛЫ

АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП

ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП

УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП

ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП

ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП

ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП

ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП

ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП

ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП

ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в начале слова

Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в конце слова

Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова

Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных

Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки - стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова со стечением согласных

Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах,

звуки [Ш] - [С] в одном слове

Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словосочетаниях

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в чистоговорках

Ша-ша-ша - Саша моет малыша.

Су-су-су - воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши - спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Со-со-со - Миша катит колесо.

Су-су-су - мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос - над кустами много ос.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош - и над вишней много ос. (А. Хмелёва)

Ша - са - ша - аша Маша хороша.

Са - ша - са - укусила нос оса.

Ши - сы - ши - наши ушки хороши.

Сы - ши - сы - у осы усы, усы.

Иш - ис - ыш - беги сюда мылыш.

Аш - ос - аш - у нас большой шалаш.

Аш - ос - иш - вокруг такая тишь!

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в предложениях

Из 3 слов:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь - людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Из 4 слов:

Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Из 5 слов:

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Из 6 слов:

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Из 7 - 8 слов:

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в стихах

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью.

Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. (К. Стюарт)

Едят пшено мышки, Ах, какую кашу

Мышки на опушке, Нам готовит Маша!

Пшено едят - Нет вкуснее каши,

Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)

Стеша спешила, Я сама братишке Лёше

Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.

Да поспешила - Чтоб не наследила кошка,

Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.

У кого есть усы ? Мышь и камыш

Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:

У кота усы, усы. - Шорох ваш нарушил тишь!

Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:

У сома усы, усы. - Тише, мышка, не шурши!

Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.

А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!

Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, -

Черепаха Кошка сцапает, глупышка!

Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

(Б. Заходер)

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в текстах

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин (сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Наша кошка

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное - Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

Кто ходит босой? Гусак?

У кого от шишки шишка? У Мишки?

Кого мыши бояться? Кошку?

Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Вот такая наша кошка!

Чья косынка?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка!

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам...

Нашла! Нашла! Моя это косынка, - пискнула мышка.

Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

У окошка

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Ленивая кошка

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в скороговорках

Шила шубку - сшила юбку.

Спит на окошке пушистая кошка.

Шила шапку - сшила тапку.

У Сони - шишки, у Сани - шашки.

Сшила Саша Саше шапку.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки смешные штанишки.

Шестые сутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.

У Саши Шустикова и сынишка - Саша Шустиков.

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос: споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

Кошка спит, а мышку видит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Что испек, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.

3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Береги нос в большой мороз.

Дышит паром паровоз, пышит пар из-под колес.

Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.

Купался Иванушка у серого камушка, споткнулся Иванушка у серого камушка.

Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.

По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

Ох, орешки хороши, ты не мешкай, поспеши!

Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.

Сварила Маша вкусную кашу, дала Саше вкусной каши: «Садись, гостья желанная, остынет каша манная».

Соловушка, соловушка, веселая головушка!

Тише, тише, тише, тише, и тиха, и неслышна на деревья и на крыши опустилась тишина.

У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьет для малыша.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Шустрый кот осенними листьями шуршит, возле стога с сеном мышек сто­рожит.

Дифференциация звуков С - Ш в предложениях, самостоятельно составленных по модели

Представь, что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную ос­тановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?

Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.

Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофер, шахтер, паспортист, космонавт.

♦ 6 данном упражнении все фразы, которые составляет ребенок, содержат сложные звуковые комбинации. Однако модель у предложений единая, что заметно облегчит их проговаривание.


Дифференциация звуков С - Ш в забавных инсценировках

Послушай забавные сценки. Разыграй их вместе с родными. Пусть одну из ролей сыграет взрослый, а другую - ты. Если будешь говорить четко и выразительно, тогда лучится маленький спектакль.

Пылесос, пылесос! - Шел по лесу шустрый Мишка,
Ты куда суешь свой нос? На него свалилась шишка.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, - А на нас, а на нас
Вашей пылью я дышу! Пусть сорвется ананас!

Мышка, мышка, что не спишь? - Тише, мышка, не шуми,
Что соломкою шуршишь? Навостри-ка уши,

Я боюсь уснуть, сестрица, Тише, мышка, не шурши,
Кот усатый мне приснится! Тишину послушай!

Шустрый Миша сушит сушки, - Слышу! Слышу! Две букашки
Миша высушил штук шесть. Спать устроились в ромашке!

Как смешно спешат старушки Под простынки влезть хотят,
Сушек Мишиных поесть! Лепестками шелестят.

Дифференциация звуков С - Ш в стихотворных текстах о животных

Послушай забавные истории в стихах. С выражением проговори каждое из них.3атем перескажи своими словами и объясни, что же смешного в этих историях.

Болотная лягушка - Заходи, сороконожка,

Купила саксофон, Посиди со мной немножко, -

Умеет за лягушку Так шептал усталый шмель,

Прекрасно квакать он! Приглашая влезть на ель.

Веселые мыши забрались на крышу К дому мышка подошла,

И лезут упрямо все выше и выше: Лапкой двери поскребла,

«Совсем не боятся они высоты», - Заглянула - нет ли кошки,

Решили, взбираясь за ними, коты. И уселась на окошке.

Ветер елками шумит, Черепаха всех смешит,

Ежик наш домой спешит. Потому что не спешит,

Вдруг из леса вышел волк, И куда спешить тому,

На ежа зубами - щелк. Кто всегда в своем дому?
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.


Спал заяц в лесу, не мешал никому, У широкого моста

Вдруг что-то упало на спину ему. Пес поймал в реке кита,

Помчался трусишка, от страха дрожа, Спрятал за окошко,

И где-то в кустах потревожил ежа, Съела его кошка,

И крикнул испуганный зайка тогда: Помогали два кота...

Спасайся кто может! Случилась Нет большущего кита!
беда!

Дифференциация звуков С - Ш в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала медленно, а затем быстро, сохраняя чет­кость произношения звуков С - Ш.

В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.

За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

Испекла Иришка куклам по коврижке, сладкие коврижки для Сашки и Маришки.

Кукушка кукушонку сшила капюшон, смешной капюшон, и кукушонок в нем смешон.

Мышка Сашка скушала кашку, в мышкиной плошке больше ни крошки.

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.

Наша серая кошка сидела на крыше, ваша серая кошка сидела выше.

Нет шестой кошки в Сашином лукошке.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.

По шоссе идет старушка, у старушки в сумке сушка.

Соня с Сашей шли за Глашей.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не пришила.

Сшила Саша Сашке шапку.

У нашего сынишки старые пустышки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны, слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.

Дифференциация звуков С - Ш в рассказах

Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.

Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бро­сил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью при­дет в школу да за парту сядет!»


НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полны с верхом. Нести их было слишком тяже­ло. Муж устал от непосильной ноши. Стоя у вагона поезда, он с трудом дыша Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкаф Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд.



ТЯЖЕЛАЯ НОША

Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол­мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каж­дым шагом. «Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»


Екатерина Сулейманова
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения

Дифференциация звуков [с]-[ш] .

Правильная артикуляция звука [с] . Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Правильная артикуляция звука [ш] . Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку» .

Отличия звуков [с]-[ш] .

Губы в улыбке Губы округлены

Язык внизу Язык наверху

Воздух холодный Воздух теплый

Характеристика звука [с]- согласный , твердый, глухой.

Характеристика звука [ш]- согласный , всегда твердый, глухой.

Игра «Насос- ветер» .

Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш

Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.

Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….

Игра «Палочки» .

1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш] , ребенок рисует палочки.

- звук [ш]- потому , что язык наверху,

- звук [с]- потому , что язык внизу.

2. Прочитайте по палочкам :

Игра «Договори словечко» .

Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш] ,

Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….

Игра «Повтори за мной» .

СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…

Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са

Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со

Су- су- шу шу- су- су су- шу- су

Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы

Са- со- шу

Шо- шу- са

Сы- ша- со

Ша- са- шу

Су- сы- шу

Со- шу- ша

Чистоговорки.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Игра «Повтори за мной» .

Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…

Ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш

ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос

ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус

ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы

Ас- ос- уш

ош- уш- ас

ыс- аш- ос

аш- ас- ус

ус- ыс- уш

ос- уш- аш

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Игра «Замени звук » .

Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.

Сутки- шутки споры- шторы

Суметь- шуметь сытый- шитый

Спит- шипит усы- уши

Усат- ушат мишка- миска

Басня- башня маска- Машка

Маша- масса каска- кашка

Ириска- Иришка просить- прошить

Нас- ваш ваш- вас

Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.

Словосочетания.

Следите за правильным произношением.

Сосновая шишка.

Сонная кошка.

Сонина шуба.

Яшины санки.

Душистый куст.

Пышное тесто.

Душистое сено.

Шелковая косынка.

Пушистая кошка.

Высокая башня.

Сухие штанишки.

Бабушкин сундук.

Мышиный писк.

Квашеная капуста.

Косолапый мишка.

Острый шип.

Смешная шутка.

Шахматная доска.

Сытый мишка.

Вишневый сок.

Смешная маска.

Пустой мешок.

Школьная доска.

Смешные потешки.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой стишок, моя суша…

Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.

Чистоговорки.

Ребенок повторят чистоговорку полностью.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Укусила в нос оса- са- ша- са.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Гулять нам хорошо- шо- со- шо.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Любят песни малыши- ши- сы- ши.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

У нас большой шалаш- аш- ас- аш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Над кустами много ос- ос- ош- ос

Над вишней много ос- ош- ош- ос

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

На елке много бус- ус- уш- ус.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Предложения.

У Миши- санки.

Наш дедушка- машинист.

Наш насос шумит.

У Наташи сын- Саша.

Саша спешит к бабушке.

Посуда стоит в шкафу.

В саду кукует кукушка.

Соня пишет без ошибок.

Мишка ест из миски.

У кошки пушистая шуба.

На высокой сосне- шишки.

На окошке стоит кактус.

Стас насыпал пшено в мешок.

У высокой сосны- пушистые ветви.

Даша стоит под высоким мостом.

Кошка ест большую, вкусную сосиску.

Соня и Саша едут в путешествие.

На сонного мишку упала сосновая шишка.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Игра «Путаница» .

Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.

Суп ест Наташу.

Стакан моет Мишу.

Ананасовый сок пьет дедушку.

Пуховые подушки сушат Соню.

Миска ест из мишки.

Кокос отнес сына бабушке.

Стадо пасет пастушка Сашку.

Выставка спешит на Сашу.

Окошко сидит на пушистой кошке.

Скороговорки.

У Сони- шишки,

А у Саши- штанишки.

Скушай Саша шесть сушек.

Надо суметь, тут не шуметь.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Шишки на сосне,

Шашки на столе.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

У кошки- шесть котят,

У мышки –шесть мышат.

Стихи. (выучить) .

Любит сушки наша Даша,

Сушки- это вам не каша.

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа, дает им кашу,

Вот смешная Наташа.

Собака Пушок.

У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

Напоминаем, что в закрытом слоге (закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный") буква Ж произносится как звук [Ш], например: пишем - "лоЖка", "уЖ" , произносим - "лоШка", "уШ" . Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся [ШТ] и [ШН]; примеры: пишем - "ЧТо" , произносим - "ШТо" , пишем - "конеЧНо" , произносим - "конеШНо" .

ша-са шо-со шу-су ши-сы шэ-сэ
са-ша со-шо су-шу сы-ши сэ-шэ
аш-ас ош-ос уш-ус ыш-ыс эш-эс
ас-аш ос-ош ус-уш ыс-ыш эс-эш
яш-яс ёш-ёс юш-юс иш-ис еш-ес
яс-яш ёс-ёш юс-юш ис-иш ес-еш

Шапка-сайка, решать-тесать, мешать-писать, лошадка-посадка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, мешок-лесок, вершок-песок, шорох-сорок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, шутки-сутки, пишу-несу, шуметь-суметь, шумно-сумка, пашу-пасу, пляшу-плясун, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, мыши-крысы, шип-сыпь, решил-спросил.

Ваш-вас, кашка-каска, рубашка-колбаска, наш-нас, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, грош-рос, пошла-росла, Яшка-ясный, камыш-кумыс, клюшка-люстра, пешки-песни, мишка-миска, стриж-рис, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски.

Шляпа-слякоть, шмель-смел, шторы-сторож, шпалы-спали.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, сынишка, трусишка, старушка.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - людей насмешишь. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Рыбаки в шалаше пробудилися. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Выучить наизусть стихи.

Я сама братишке Лёше
Тряпкой вытерла калоши.
Чтоб не наследила кошка,
Сшила кошке я сапожки.

Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
(К. Стюарт)

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый.
Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин
(сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Желаем успеха!

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

    закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

    учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

    учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;

    формировать фонематический слух;

    способствовать развитию речевого дыхания;

    способствовать формированию грамматического строя речи;

    способствовать развитию логического мышления, моторики рук;

    воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.

Оборудование:

    игрушка «Снеговик»;

    пиктограммы;

    пособие к игре «Вазы»;

    картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];

    пособие для дыхательной гимнастики «Буря».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

Дети делают вдох и выдох три раза.

А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети: снеговик.

II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].

Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):

Рисунок 1.

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».

III. Упражнение на развитие мимики.

Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)

Рисунок 2.

Вот такие друзья у нашего снеговика!

IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.

Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:

Хорошо, а сейчас по картинкам:

V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

Рисунок 3.

Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.

Помогите ему их собрать. (рисунок 3)

Дети подбирают недостающие части.

А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

VI. Логоритмическое упражнение.

Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?

Дети подсказывают: «Бурю».

VIII. Игра на развитие фонематического слуха.

Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:

  • лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.

IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»

Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:

Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

XI. Итог.

Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал