В чем новаторство любовной лирики некрасова кратко. Новаторство любовной лирики Н. Адресаты любовной лирики Н.А. Некрасова

26.06.2023

Разделы: Литература

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви; выяснить роль А.Я.Панаевой в жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Сообщение о Панаевой: Несколько лет Некрасов был влюблен в Панаеву, женщину замечательной красоты и трудной, сложной судьбы. Она не сразу приняла его предложение. Панаева ушло от мужа. В семье её родителей царила патриархальность, и, выйдя замуж, она вырвалась из гнетущей обстановки. Её муж был добрым, отзывчивым, талантливым литератором, но очень легкомысленным и рассеянным. Женившись он не оставил холостяцких привычек. И скоро Авдотья Яковлевна осталась одна. Панаеву и Некрасова объединяло тяжелое детство, духовные интересы, литературная деятельность и ненависть к крепостному праву. Авдотья Яковлевна взяла даже псевдоним – Ставицкий.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

Найти рифмующиеся слова;

Определить размер стихотворения;

Составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы “Поражена потерей невозвратной” 1848 “Мы с тобой бестолковые люди” 1851 “Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно. Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви. Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения? “р”-передает напряжение, раздражение, стремление. “ш”, шипящие, свистящие - протяженность, возмущение Преобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова. Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба. Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье. Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения. Ямб несет возбуждение Анапест- длительность Ямб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении? в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской. Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное. Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

Закрепление материала:

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Богатый и разносторонний поэтический мир Н.А. Некрасова, которого обычно называют защитником угнетенного крестьянства и певцом женской доли, включает в себя и тему любви. У поэтов она обычно ассоциируется с чудными мгновениями. У Некрасова же любовь - всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»:

Встречался грустно я с тобой.

Ни смех, ни говор твой веселый

Не прогоняли темных дум...

«Я посетил твое кладбище...»

Я знаю, ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

«Тяжелый крест достался ей на долю...»

Теперь - один, забыт тобою...

«Давно - отвергнутый тобою...»

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном пройдет через все творчество поэта.

Впрочем, подлинным открытием некрасовской любовной лирики стало появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини, которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его.

В одном из лучших стихотворений на тему любви «Я не люблю иронии твоей...» отношения героя и героини пронизаны иронией и тонким проникновением в сокровенные уголки их внутреннего мира:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви...

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих, ссоры и взаимные упреки. Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».

Да, лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен, но жизнь обернулась для него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»: «Придавила меня бедность грозная». Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные».

Что не менее важно, некрасовская лирическая героиня - личность тоже незаурядная, сильная, наделенная глубоким и острым умом. Перед нами не просто возлюбленная, любящая женщина, это подруга и единомышленница, способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).

Тщательная прорисовка характера, обилие конкретных деталей быта, какие мы видим в целом ряде стихотворений, таких как «Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно,..», «Мы с тобой бестолковые люди...», позволяют не только говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, но и назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием панаевского. Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.

Атмосфера присущей некрасовской любовной лирике напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:

Но с той поры, как все кругом пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

В последней строфе звучит мотив, особо характерный для того времени, - свободы женского чувства, права женщины принимать самостоятельное решение:

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...

О противоречивости чувств и человеческих поступков, порой зависящих и от настроения, и от социальных обстоятельств, читаем мы в таких стихотворениях поэта, как «Горящие письма», «Ты меня отослала далеко...». Но чем дальше, тем сильнее звучит у Некрасова новая для русской лирики и злободневная тема женского равноправия в любви, тема женщины-друга, способной не только на бурные страсти, но и на совместные с мужчиной дела («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»):

И думал, что душе, довременно убитой,

Уж не воскреснуть никогда.

Но я тебя узнал...

И как закономерное развитие Некрасовым темы любви, впервые в лирику входит тема семьи, отношений супругов, в которых также случаются беды и радости, тревоги и заботы, потрясения и смятенье. Мотив горя в семье, горя, вторгшегося в разделенную любовь, звучит в лирическом стихотворении «Поражена потерей невозвратной...», написанном поэтом после смерти его маленького сына.

Своеобразие любовной лирики Некрасова заключается в том, что он впервые отходит от описания исключительно мужских проявлениях чувства любви и создает новый женский характер: самоотверженный и жесткий, любящий и ревнивый, но свободный и равноправный, а потому бесконечно сложный и непредсказуемый. «Я не люблю иронии твоей.. .»-уже в одной этой первой фразе зачина стихотворения дают о себе знать характеры двух людей и невероятная сложность их взаимоотношений.

Темой лирических стихов о любви стали отношения поэта с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Они составляют так называемый «панаевский цикл» и являются вершиной интимной лирики Некрасова.

Отношения с Панаевой не всегда были безоблачными: в их жизни были и противоречия, и тяжёлые размолвки, ссоры, ревность и расставания. Всё это отражено в стихотворениях «панаевского цикла». Эпитеты «мятежный», «ревнивый», «тревожный» часто звучат в поэтических строках («Я не люблю иронии твоей...»).

Монологу лирического героя свойственны напряжённый драматизм и конкретность изображения переживаний: «ревнивые тревоги и мечты» кипят, подобно бурливым волнам, а «тайный холод и тоска» в душе напоминают о холоде всё той же осенней реки.

Стихи Некрасова столь же противоречивы, сколь непростыми были реальные отношения, в них описанные. «Не желал бы, однако, да и не могу стать вовсе ей чуждым... Без сомненья, наиболее зла сделала мне эта женщина, а только минутами могу на неё сердиться. Нет злости серьезной... Это, что ли, любовь? Чёрт бы её взял», — писал поэт Добролюбову в 1860 году, когда расставание уже стало очевидным.

Любовные стихи Некрасова не замкнуты на одном герое — они диалогичны, рисуют облик лирической героини, богатство и сложность её внутреннего мира. В поэтическом цикле не просто создаётся характер лирической героини — он дан в развитии, в различных проявлениях. Героиня часто жестока, ревнива, вспыльчива. Внимание лирического героя обращено на «прозу любви», которая неизбежна в отношениях. Это обращение к прозе жизни даже в любви является одной из самых важных особенностей лирики Некрасова. Как правило, первой строки уже достаточно, чтобы понять суть конфликта, который лежит в основе маленькой лирической новеллы.

Каждое стихотворение представляет собой фрагмент своеобразного лирического романа: так подчёркивается неразрешённость ситуации и неисчерпаемость сюжета.

Возникновение и переживание различных ситуаций, связанных с развитием чувства, зависит от настроения лирического героя, жизненных обстоятельств, указанных в поэтических строках, но очень часто стихотворение заканчивается философским обобщением, которое возвышает обычную житейскую историю до нравственного закона жизни.

Тема любви звучит и в последних стихах Некрасова, которые называются «Последние песни». Героиня этих стихов обретает имя: это Зина, жена поэта («Зине», 1876).

«Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства», — писал о некрасовской лирике Н.Г. Чернышевский.

Лирика Некрасова, посвященная теме любви, тесно связана с классической традицией русской поэзии, унаследовав пушкинскую ясность и конкретность в изображении душевного переживания. Новаторством стало включение в поэтические произведения социального аспекта — «прозу жизни», которая была основой художественного метода Некрасова.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова

Богатый и разносторонний поэтический мир Н. А. Некрасова, которого обычно называют защитником угнетенного крестьянства и певцом женской доли, включает в себя и тему любви. У поэтов она обычно ассоциируется с чудными мгновениями. У Некрасова же любовь-всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»:

Встречался грустно я с тобой.

Ни смех, ни говор твой веселый

«Я посетил твое кладбище...»

Я знаю, ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

«Тяжелый крест достался ей на долю...»

«Давно - отвергнутый тобою...»

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном пройдет

через все творчество поэта.

Впрочем, подлинным открытием некрасовской любовной лирики стало появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини, которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его.

В одном из лучших стихотворений на тему любви «Я не люблю иронии твоей...» отношения героя и героини пронизаны иронией и тонким проникновением в сокровенные уголки их внутреннего мира:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви...

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих, ссоры и взаимные упреки. Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».

Да, лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен, но жизнь обернулась для него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»: «Придавила меня бедность грозная». Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные». недотепа. Епиходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа вся кого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.

Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович - человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет - за счет народа.

В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Ивановны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положи тельных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное - нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.

Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову.

В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.

Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.

способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).

«Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Мы с тобой бестолковые люди...», позволяют не только говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, но и назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литера туры под названием панаевского. Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.

Атмосфера присущей некрасовской любовной лирике напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:

Но с той поры, как все кругом пустынно,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

«Горящие письма», «Ты меня отослала далеко...». Но чем дальше, тем сильнее звучит у Некрасова новая для русской лирики и злободневная тема женского равноправия в любви, тема женщины-друга, способной не только на бурные страсти, но и на совместные с мужчиной дела («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»):

И думал, что душе, довременно убитой,

И как закономерное развитие Некрасовым темы любви, впервые в лирику входит тема семьи, отношений супругов, в которых также случаются беды и радости, тревоги и заботы, потрясения и смятенье. Мотив горя в семье, горя, вторгшегося в разделенную любовь, звучит в лирическом стихотворении «Поражена потерей невозвратной...», на писанном поэтом после смерти его маленького сына.

И в этом стихотворении, и, например, в «Прости» лирический герой интересен проявлением мыслей и чувств по отношению к не просто присутствующей здесь же, а участвующей в событиях лирической героине, без которой сама жизнь героя была бы невозможна.

Своеобразие любовной лирики Некрасова заключается в том, что он впервые отходит от описания исключительно мужских проявлениях чувства любви и создает новый женский характер: самоотверженный и жесткий, любящий и ревнивый, но свободный и равноправный, а потому бесконечно сложный и непредсказуемый. «Я не люблю иронии твоей...» - уже в одной этой первой фразе зачина стихотворения дают о себе знать характеры двух людей и невероятная сложность их взаимоотношений.

Не будь такого авторского восприятия Некрасовым женщины и понимания им темы любви, думаю, не могли родиться и пленительные образы поэмы «Русские женщины». Едва ли в истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Поэт наделяет своих героинь чертами мужества и благородной самоотверженности, исполненной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Для женщины другой,

Не быть его рабой!

Но знаю: к Родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Героизм и стойкость княгини Трубецкой позволяют Некрасову по казать хрупкую жену декабриста не высокодобродетельной и кроткой перед всеми за всех. Добровольно принятая на себя вина другого ради того, чтобы пострадать за весь мир... И прежде всего - за крестьянский мир. Лирика Некрасова не только в прошлых веках, не только в по- пушкински красивой жизни, но больше здесь, в деревне. От Некрасова литература узнала, что пшеничное поле на ветру - это поэзия. Стог сена - поэзия. Что об этом, оказывается, стоит и нужно писать.

Умение проникнуть в крестьянскую психологию отчетливо видно в его стихотворении «Калистрат», в котором повествуется о нищете крестьянина и бедственном положении его семьи. Рассказ Калистрата полон острой иронии по отношению к своей горькой доле, а за показ ной веселостью слышится чувство горечи и безысходности. Важно, что слова эти исходят от героя стихотворения, а не от автора:

В ключевой воде купаюся,

Урожаю дожидаюся

С непосеянной полосыньки!

На нагих детишек стиркою,

Носит лапти с подковыркою!..

Своеобразие, характерная особенность поэзии Некрасова в том, что она не полна печалью, а наполнена суровым гражданским гневом. Это стихи человека, вся жизнь которого - вечный бой с самодержавием, вечный бой ради свободы. Ради русского мужика. Ради совести народной.

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не стоит вещих струн твоих!..

Для блага ближнего живи...

Сам поэт в стихотворении «Поэт и гражданин» служение искусству определил как высший нравственный долг перед народом. Не зря в том же стихотворении он прямо говорит от имени гражданина: «Поэтом мо жешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Он первый убедительно показал, что поэт должен писать не только о народе, но и ради народа. Только любить народ - этого мало. Нужно бороться за его счастье делом и словом. Быть певцом угнетенных - это высший смысл жизни поэта и гражданина. А для этого нужно было слово - суровое слово.

Поэзия Некрасова - это суд совести, суд поэта, суд гражданина. Суд одного над всеми, одного над самим собой. Суд, когда в сердце слезы.

Потому что без оправдания, без скидок. И слово Некрасова - это слово опаленного сердца. Слово человека с гневной и громкоголосой совестью гражданина. Потому-то многие его стихи так похожи на прокламации, зовущие Русь к топору.

Читая некрасовские произведения, понимаешь, что гражданин стал поэтом ради другого, угнетенного. И понимаешь, почему простой русский человек шел со стихами Некрасова и на бунт, и в сибирскую ссылку. Русские революционеры несли Некрасова в своем сердце.

Так перед смертью вспоминают мать. Так с именем матери на устах не примиряются со смертью... Так исповедуются. Муза Некрасова - печальница, как сама Россия. Она сестра, мать, крестьянка, которую бьют кнутом на Сенной, она страдалица. Ей Некрасов исповедуется в своей скорби и в своем гневе. Гневом очищается его душа от рабской униженности.

Читая произведения Некрасова, я увидела, что женщина для него - это прежде всего образ матери. Любовь живого к умершей. Некрасов первым из русских поэтов воспел мать. За ее страдальческую суть, должно быть, за готовность на отречение от всего - от родных, от Ро дины. Во все стихи и поэмы Некрасова тихо, печальной поступью вошла такая женщина, вошла, вытеснив все другие женские образы, вернее, наполнив их своей мученической сутью, женщина-мать, женщина-Муза, вдохновляющая на борьбу:

За идеал добра и красоты,

Живой любви глубокие черты, -

И еще важно подчеркнуть: поэзией своей он уравнял и декабри сток, и безвестных крестьянок, и мать свою, погибшую под бременем грубого непонимания. Все эти женщины, сливаясь в единый образ, как бы воссоздают образ России.

Некрасов еще и потому великий русский поэт, что остался верен особому национальному состоянию - раздумью.

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

В области формы Некрасов - один из лучших мастеров русской поэзии. Рифма у Некрасова часто долгая и распевная. Вот почему многие стихи Некрасова по своей форме - баллады. Можно вспомнить «Орину, мать солдатскую» или «Похороны», ставшие песней.

Поэзия - всегда личное богатство каждого из нас. У каждого - свой Некрасов. Великая поэзия, входя в душу, становится частью ее. Мне о Некрасове хочется сказать его же словами о Белинском:

Но в нем кипел

Родник богатых сил природных -

Источник мыслей благородных

И честных благородных дел!..

Не смотря на то, что Некрасов основными темами своего творчества выбирал темы нелегкой судьбы русского народа и гражданское предназначение поэта, это не означает, что автор не касался тем любовной лирики, взаимоотношений. Автор рассматривал прозу любви с размолвками, ссорами. В стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди…» Некрасов показал нам что есть светлое даже в далеко неприятных событиях. Даже сама страшная ссора между близкими людьми, не так ужасна, если за ней последует возвращение любви. В любовной лирике писателя прослеживаются два основных героя: лирический герой и героиня. Его любовная героиня- это сильная, умная женщина, подруга и единомышленница, которая может оказать поддержку в любой ситуации. В стихотворении «Застенчивость» мы видим лирического героя, который испытывает смущенное и угнетенное душевное состояние. Жизнь не оправдала его надежд, и он потерял веру в будущее. В произведение герой пытается понять, за что ему дано столько горя, по какой причине он так несчастлив. Мы видим переживания лирического героя, который готов сделать все ради любимой, но при встрече с ней он словно чувствует на своих ногах «гири железные».

Действительность сурова, не только по отношению к неразделенной, но и к взаимной любви. Стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно…», просто захватывает нас чувствами, переживаниями, таким образов автор хочет сказать нам, что в любви нет места неподвижности и однообразию. В первых строках стихотворения мы может почувствовать всю сложность и напряженность любовных отношений, зависимость отношений от окружающего мира: «Да, наша жизнь текла мятежно./ Полна тревог, полна утрат». Влюбленные расстаются на время, но живя друг без друга они терпеливо ожидают новую встречу.

Огромное значение в их отношениях имеет вера, доверие друг к другу. Некрасов в своих произведениях рассматривает различные этапы любовных отношений. В стихотворении «Давно отвергнутый тобой..» лирический герой сначала представляется нам отчаявшимся, на гране самоубийства; однако вскоре он снова обретает любовь, а следовательно и счастье, ощущение полной и радостной жизни. В итоге героя покидает любовь, он снова несчастен и непредсказуемость судьбы порождает ощущение трагизма человеческой души. В миниатюре «Прости» мы замечаем связь любви с конкретными событиями в жизни. Герою трудно расставаться с прошлым, он с благодарностью вспоминает своё недавнее счастье. Он хочет, что бы и его возлюбленная сохранила эти светлые дни счастья. Автор считает, что чувство признательности к ушедшей любви помогает преодолеть болезненность разрыва. Герой обладает благородным сердцем, как в начале, так и на закате чувств.

Именно поэтому последние строки стихотворения «Прости» звучат как напутствие: «Но дни, когда любви светило/ Над нами ласково всходило/ И добро мы свершали путь,- Благослови и не забудь!». В своих стихотворениях Некрасов по-новому рассмотрел тему любви и взаимоотношений двух любящих сердец.

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал