Как происходит землетрясение для детей. Землетрясения. Почему происходят землетрясения. Как происходит землетрясение – сила землетрясения

15.02.2023

Марина Николаевна Горелова
«Землетрясение-что это?» Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста

Землетрясение – что это ?

(Познавательное занятие по ОБЖ для детей старшего возраста )

Цель : Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении .

Задачи :

1. Рассказать детям о строении Земли .

2. Объяснить с помощью пособий и эксперимента как происходит землетрясение .

3. Познакомить с правилами поведения во время землетрясения .

Пособия :

1. Карта мира

3. Учебные пособия : «Внутреннее строение Земли » , «Как возникают землетрясения

4. Картинки и фотографии с изображение разрушенных домов после землетрясения .

5. Таз с водой, вырезанные из пенопласта силуэты материков, бумажные домики, изготовленные детьми на занятии по конструированию из бумаги.

6. Картинка с изображением сейсмографа.

7. Абрикос или урюк (в зимнее время) .

8. Незнайка (игрушка)

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какие необычные картины я вам принесла, что здесь изображено? (разрушенные дома, трещины в земле )

Как вы думаете, что здесь произошло? (землетрясение )

Сегодня мы с вами поговорим об очень страшном стихийном бедствии – землетрясении . А что такое землетрясение ?

Незнайка : Я знаю, это когда едет очень много машин, что даже земля трясётся .

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка говорит?

(ответы детей )

А сейчас берите стульчики, садитесь, я вам расскажу много интересного.

Воспитатель показывает детям глобус : что это такое?

Правильно, это глобус - модель нашей Земли . Сверху Землю покрывают леса , поля, горы, реки, озёра, моря и океаны, а что же находится внутри Земли ? (возможные ответы детей )

У Земли очень интересное строение. Посмотрите, это абрикос (можно показать урюк, если беседа проводится зимой) . Сверху он мягкий, красивый, а внутри, в середине – косточка.

Так же и у нашей Земли есть сердцевина , очень твёрдая и называется мантия

Воспитатель показывает учебное пособие «Строение Земли »

Учёные считают, что земная кора расколота на 7 гигантских плит (показывает на карте материки, а под ними находится мантия.

Породы, из которых «сделана» земная кора, во много раз легче. И вот эти плиты, будто айсберги по океану, плавают по мантии. Передвигаются они очень медленно и довольно часто сталкиваются. Плита, на которой находится суша, называется материковой, она более тяжёлая, чем океаническая, и когда сталкиваются 2 плиты, то более тяжелая наезжает на более лёгкую и топит её. Это вызывает землетрясение . А когда сталкиваются 2 тяжёлые плиты, то в этом месте начинает дрожать Земля , горбиться, вздыматься горами (показывает картинку) . Недаром это явление называется земле – трясение . Земля не только трясётся , она может трескаться и дрожать. Падают телеграфные столбы, опрокидываются поезда, словно игрушечные, разваливаются дома. Землетрясение – это страшное бедствие (показывает картинки или фото) .

А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения : деревья, цветы, кустарники . Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

Незнайка : Я слышал, что у нас в Кузбассе было землетрясение , но все дома на месте и ничего не разрушилось! Значит, всё это неправда!

Воспитатель : Землетрясения , Незнайка, бывают разные по силе колебаний. Если землетрясение слабое , то оно похоже на сотрясение, создаваемое проезжающим, тяжело нагруженным грузовиком. Дребезжат окна и двери, скрипят полы и стены. Начинается дрожание мебели. Раскачиваются люстры. Может слегка колебаться вода в аквариуме. Это землетрясение по силе до 4 баллов . Вот такое землетрясение было у нас недавно . Когда происходит землетрясение по силе до 7 баллов , то частично разрушаются дома, здания. Ну а при землетрясении в 10 баллов начинается катастрофа (показываю картинки) .

А сейчас мы попробуем с вами сами вызвать землетрясение и посмотрим , что же будет происходить. Воспитатель вносит в группу большой таз с водой и закрепляет между двумя столами. На воду помещает вырезанные из пенопласта силуэты материков. На них ставит бумажные одноэтажные и многоэтажные домики. Дети размещаются вокруг столов. Желающий берёт деревянный молоток и стучит им по дну таза. На воде происходит волнение, фигурки колышутся. Следующий ребёнок стучит сильнее. Многоэтажные домики падают. Последний стучит несколько раз. «Материки» наталкиваются друг на друга, домики падают в воду.

После выполненного эксперимента дети садятся на стульчики.

Незнайка : Я понял, землетрясение – это страшно ! А как узнать о том, что скоро будет землетрясение ?

Воспитатель : На протяжении веков люди пытались предсказать землетрясения и изобрели аппарат , который регистрирует это стихийное бедствие. Он называется сейсмограф (картинка)

На всей планете установлены тысячи сейсмографов.

С точностью нельзя предсказать землетрясения , но к ним можно подготовиться. Например, в Японии постройки делают более лёгкими. Высотные дома в Токио имеют специальные рессоры на фундаменте (как пружины, смягчающие подземные толчки. Воспитатель показывает на карте Японию, Китай, Италию, Мексику, Турцию, Таджикистан, то есть страны, где чаще бывают землетрясения .

Незнайка : А если сейсмограф отметил, что начинается землетрясение , что нужно делать?

Воспитатель : Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов. А если землетрясение застало врасплох , то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные места : у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф. Незнайка, в нашем регионе сильных землетрясений не бывает , наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

А вот какие необходимые предметы нужно с собой взять, мы сейчас узнаем.

Игра – эстафета «Эвакуация»

Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы : одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.

Воспитатель : Скоро в нашем детском саду будет проходить игра «Эвакуация» . Мы будем соревноваться с ребятами из других групп : кто быстрее оденется и прибежит в условленное место. Я надеюсь, что мы с вами очень хорошо подготовились и выполним задание на «отлично» .

Землетрясением называется подземный толчок, который может ощущаться человеком в значительной мере в зависимости от мощности колебания земной поверхности. Землетрясения не представляют собой редкость и ежедневно возникают в разных точках планеты. Зачастую большая часть землетрясений возникает на дне океанов, что позволяет избежать катастрофических разрушений в пределах густонаселенных городов.

Принцип возникновения землетрясений

Что вызывает землетрясения? Землетрясения могут быть вызваны как естественными причинами, так и искусственными, которые возникают по вине человека.

Чаще всего землетрясения происходят из-за разломов тектонических плит и их быстрого смещения. Для человека разлом не ощутим до того момента, пока энергия, образовавшаяся от разрыва горных пород, не начнет вырываться к поверхности.

Как происходит землетрясения по неестественным причинам? Достаточно часто человек по своей неосторожности провоцирует появление искусственных толчков, которые по своей мощности совсем не уступают природным. Среди таких причин можно выделить следующие:

  • - взрывы;
  • - перезаполненность водохранилищ;
  • - наземный(подземный)ядерный взрыв;
  • - обрушения в шахтах.

Место разрыва тектонической плиты - это очаг землетрясения. От глубины его расположения будет зависеть не только сила потенциального толчка, но и его продолжительность. Если очаг располагается в 100 километрах от поверхности, то его сила будет более чем ощутима. Вероятней всего, это землетрясение повлечет за собой разрушение домов и сооружений. Возникнув в море, такие землетрясения вызывают цунами. Однако, очаг может располагаться и намного глубже - 700 и 800 километрах. Такие явления не опасны и могут зафиксироваться только при помощи специальных приборов - сейсмографов.

Место, в котором землетрясение проявляет наибольшую мощность, называется эпицентром. Именно этот участок земли считается наиболее опасным для существования всего живого.

Изучение землетрясений

Детальное изучения характера землетрясений позволяет предупредить многие из них и сделать жизнь населения, проживающих в опасных местах, более спокойной. Для определению мощности и измерения силы землетрясения используют два основных понятия:

  • - магнитуда;
  • - интенсивность;

Магнитудой землетрясения называют меру, при помощи которой измеряют энергию, выделяющуюся в ходе освобождения из очага в виде сейсмических волн. Шкала магнитуды позволяет безошибочно определить истоки колебаний.

Интенсивность измеряется в баллах и позволяет определить соотношение магнитуды толчков и их сейсмической активности от 0 до 12 баллов по шкале Рихтера.

Особенности и признаки землетрясений

В независимости от того из-за чего происходит землетрясение и в какой местности оно локализируется, его длительность будет приблизительно одинаковой. Один толчок в среднем длится 20-30 секунд. Но в истории зафиксированы случаи, когда единичный толчок без повторов мог длиться до трех минут.

Признаками приближающегося землетрясения служит беспокойство животных, которые почуяв малейшие колебания поверхности земли, стараются уйти от злополучного места подальше. Другими признаками скорого землетрясения служат:

  • - появление характерных облаков в виде продолговатых лент;
  • - изменение уровня воды в колодцах;
  • - сбои в работе электротехники, мобильных телефонов.

Как вести себя при землетрясениях?

Как вести себя во время землетрясения, чтобы сохранить свою жизнь?

  • - Сохранять рассудительность и спокойствие;
  • - Находясь в помещении, ни в коем случае не прячьтесь под хрупкой мебелью, например, под кроватью. Лягте рядом с ними в позе эмбриона и прикройте голову руками (либо защитите голову чем-то дополнительно). При обрушении кровли, она упадет на мебель и может образоваться прослойка, в которой вы и окажетесь. Важо выбрать крепкую мебель, у которой самая широкая часть стоит на полу, т.е эта мебель не может упасть;
  • - Находясь на улице, отойдите от высоких зданий и сооружений, линий электропередач, которые могут разрушиться.
  • - Закройте рот и нос мокрой тряпкой для предотвращения попадания пыли и гари в случае возгорания какого-либо объекта.

Если вы заметили пострадавшего человека в здании, то дождитесь окончания толчков и только тогда пробирайтесь в помещение. В противном случае, оба человека может оказаться в ловушке.

Где не бывает землетрясений и почему?

Землетрясения возникают в местах разломов тектонических плит. Поэтому, страны и города, находящиеся на цельной тектонической плите без разломов, могут не беспокоиться о своей безопасности.

Австралия является единственным в мире континентом, который не находится на стыке литосферных плит. На нем отсутствуют действующие вулканы и высокие горы и, соответственно, отсутствуют землетрясения. Также землетрясений нет в Антарктике и Гренландии. Наличие огромной тяжести ледяного панциря препятствует распространению подземных толчков по поверхности земли.

Интегрированное занятие по родной природе, ОБЖД и исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе детского сада, тема: «Землетрясение»

Цели:

Дать детям понятие о землетрясении, его силе, разрушительных последствиях.
Познакомить с понятиями «цунами», «тектонические плиты», «сейсмолог».
Экспериментальным путем выяснить: степень разрушения при землетрясениях разной силы; положение тектонических плит и их движение при землетрясении; степень разрушения высоких и низких построек.
Продолжать учить детей экспериментальным путем моделировать явление и делать выводы из результатов эксперимента.
Обогатить словарь детей новыми терминами: землетрясение, цунами, тектонические плиты, сейсмолог. Учить четко выражать словами результаты своих наблюдений за ходом экспериментов, использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Познакомить детей с правилами поведения при землетрясении.
Развивать мышление, любознательность.
Расширять кругозор детей.

Оборудование:

Картинки с изображением последствий землетрясений.
Пластина металлическая (или пластиковая).
Чипсы в виде пластины.
Видеосюжет «Цунами».
Дощечки для лепки, мелкий строительный материал.
Глобус.

Ход занятия:

Землетрясения

Землетрясение - это сильное встряхивание земной поверхности, страшная природная катастрофа. Оно может продолжаться несколько секунд или несколько минут. Последствия землетрясений ужасны: погибшие люди, разрушенные города, пожары от поврежденных газопроводов и электросетей, потопы от разорванных водопроводов.

Рассматривание картин с изображением последствий землетрясений.

Почему же происходят землетрясения?

Под слоем земной коры скрывается очень горячая магма. Она расплавляет даже камни. Затем эти расплавленные камни от попавшей к ним воды твердеют, растут, меняют форму и приподнимают земную кору. Там, где земная кора гибкая, она гнется постепенно.
Показ воспитателя: выгибание металлической или пластиковой пластины.
А в тех местах, где земная кора хрупкая, она лопается и в ней образуются трещины и разломы, в которые проваливаются целые здания и даже улицы
Показ воспитателя: выгибание чипсы-пластины и взламывание ее.

Эксперимент «Высокие и низкие постройки»

В тех местах, где есть опасность землетрясений небольшие здания строят из легких материалов, а высотные здания или не строят вообще, или строят так, чтобы при толчках они раскачивались, но не разрушались.

Сила землетрясений

Для измерения силы землетрясений используют 12 баллов.
Самые слабые толчки обозначаются цифрой «1», чуть сильнее - 2 балла, а к полному разрушению приводят толчки силой 12 баллов.

Эксперимент «Сила землетрясения»

Постройте на дощечке несколько домов. Теперь будем очень легко толкать дощечку - на 1 балл. Что произошло? Ничего не произошло. При толчках силой один балл. Люди могут вообще ничего не заметить.
Попробуем толкнуть дощечку чуть сильнее. Что мы наблюдаем на нашей модели города? Некоторые постройки разрушились. Некоторые устояли, но сдвинулись. Так происходит при толчках средней силы.
А теперь устроим сильные толчки - с силой двигайте дощечку. Что мы наблюдаем? Большие разрушения. Так происходит при землетрясении сильном - 8 баллов и больше.

Цунами

Землетрясения происходят не только на суше, но и на дне океанов. Толчки под водой поднимают на поверхность волны. Такие волны называют «цунами». В открытом океане, далеко от берега цунами - это небольшие волны, не выше вас. Но пока волна-цунами с огромной скоростью приближается к берегу, её высота все время увеличивается и на берег обрушивается уже не просто большая волна, а огромная водяная стена, выше нашего детского сада. Цунами, обрушиваясь на берег, сметает все на своем пути.

Просмотр видеосюжета «Цунами».

Тектонические плиты

Оболочка нашей планеты не сплошная, а состоит из тектонических плит. Большинство крупных, сильных землетрясений происходит на краях этих плит, когда эти тектонические плиты двигаются резко, сталкиваются друг с другом и земля начинает трястись.

Эксперимент «Тектонические плиты»

На положите вплотную друг к другу две дощечки для лепки - это тектонические плиты. Сверху соорудите постройки из строительного материала. Сделайте постройку прямо на месте соединения дощечек. А теперь попробуем смоделировать движение тектонических плит - сдвигаете их, надвиньте одну на другую. Что происходит? Постройки рушатся, особенно быстро и сильно разрушаются постройки на месте соединения тектонических плит.

Ученым хорошо известны места на нашей планете где соединяются тектонические плиты. Именно в этих местах чаще всего происходят землетрясения.
Ученые, которые изучают землетрясения, называются сейсмологами. Они могут достаточно точно установить, где произойдет землетрясение, но предсказать. Когда оно произойдет, удается очень редко. Но все равно ученые-сейсмологи постоянно наблюдают за опасными местами, стараясь обнаружить движение внутри земли.

А вот у некоторых животных есть способность ощущать приближающееся землетрясение. Собаки начинают выть, змеи выползают из своих укрытий, а куры, как сумасшедшие, носятся по двору.

Правила поведения при землетрясении:

1. Если землетрясение застало вас в помещении, как можно быстрее вместе со взрослыми выбегайте на улицу, подальше от зданий - они могут рухнуть и обломки упасть прямо на вас.

2. Если выбежать из здания не удается, залезьте под стол, под кровать или встаньте в дверном проеме или в углу.

3. Не прячьтесь в подвалах, подземных переходах, так как если их сверху завалит разрушенными зданиями, вы окажетесь в подземной ловушке и помощь может не успеть.

5. Нельзя пользоваться лифтом при землетрясении - он может оборваться и упасть, либо застрять, тогда есть опасность задохнуться в нем.

6. Нельзя пользоваться спичками, свечами, зажигалками - может произойти взрыв, так как при землетрясении часто повреждаются газовые трубы и газ выходит наружу.

Немногие из грозных явлений природы могут сравниться по разрушительной силе и опасности с землетрясениями. Их летопись насчитывает миллионы жертв, сотни погибших городов и поселков, поврежденных и уничтоженных сооружений.

Во время землетрясения человек испытывает неприятные ощущения, порой панический страх. Привычная опора, земная твердь под ногами вдруг начинает дрожать, словно нечто живое, неустойчивое. В домах раскачиваются люстры, падают предметы, трескаются стены, рушатся потолки, в земле разверзаются глубокие трещины, подчас заметно преображается рельеф местности, меняется облик рек и озер.

О землетрясениях люди знают с давних пор. Фантастические рассказы о них встречаются в сказках и легендах. Так, в древней Америке у народа киче существовала легенда о бунте вещей, восставших против человека, о том, как сами собой рушились дома и без ветра раскачивались деревья. Нередки упоминания о землетрясениях в исторических документах, хрониках. Русские летописи, например, сообщают о «трясениях по всей Русской земле» в 1231 г. и в другие годы. Правда, для Русской равнины не характерны подземные удары. Наиболее распространены землетрясения в горных или предгорных районах.

Для людей и строений опасны не только сами по себе колебания земли. Нередки более грозные спутники землетрясений - вызванные ими стихийные явления: разрушительные, таранные морские волны (цунами), крупные оползни и обвалы, провалы земной поверхности, грязекаменные потоки (сели). В 1755 г. сильное землетрясение и сопровождавшие его прибойные волны разрушили г. Лиссабон. Погибло 50 тыс. человек. Эта катастрофа потрясла Европу. Многие люди впервые задумались над могучим явлением природы, ученые начали внимательно изучать его. Было высказано немало предположений о причинах колебаний земли. М. В. Ломоносов, например, ссылался на силу жара, господствующего «в земной утробе». Но, несмотря на все усилия, причины землетрясений оставались загадкой.

Для наблюдений за колебаниями земли стали применяться сейсмические приборы (по-гречески «сейсмос» - «землетрясение»). Выяснилось, что сейсмические волны бывают двух типов: продольные и поперечные.

Продольные волны распространяются подобно волнам на воде. Они особенно опасны. Они раскалывают строения, встряхивая их так, что рушатся даже прочны е стены.

Кроме продольных волн от очага землетрясения расходятся поперечные, действующие по принципу пружины или гармоники (чередуются волны сжатия и растяжения). Подчас они подбрасывают сооружение. Бывали случаи, когда от подземных толчков люди подлетали так высоко, что, падая, разбивались насмерть. К счастью, столь мощные удары поперечных волн случаются очень редко. Чаще всего их действие ограничивается порчей коммуникаций, строений.

Землетрясения длятся обычно несколько секунд или минут. В подавляющем большинстве случаев они слабы и не причиняют людям вреда. Очень слабые землетрясения неощутимы и фиксируются только сейсмографами. Отзвуки сильных прокатываются по всему земному шару и регистрируются на многих сейсмических станциях, расположенных в разных странах. Сопоставляя показатели станций и характеристики волн, ученые могут судить о строении глубоких земных недр, обнаруживают слои разной плотности, очаги расплавленной магмы и т. д. Ежегодно на Земле происходят тысячи слабых толчков, сотни ощутимых, десятки сильных и одно в среднем катастрофическое.

Место, где возникают подземные удары, называется очагом землетрясения. Его центральная часть - гипоцентр; точка на поверхности Земли над гипоцентром- эпицентр («гипо» по-гречески означает «под», «эпи» - «на»). Подавляющее число очагов землетрясений расположено в пределах литосферы. С глубиной количество их резко уменьшается. Например, в Крыму они располагаются на глубинах от 5 до 40 км, преимущественно в интервале 15-30 км. На Кавказе очаги землетрясений также неглубоки и в единичных случаях достигают 100 км, а на Карпатах они распространяются до 200-километровых глубин. Наиболее глубокие очаги (до 600-700 км) - на побережьях Тихого океана.

Если очаг подземных толчков находится под океанами (морями), то образуются волны высотой до 20 м. Они распространяются с огромной скоростью (400-800 км/ч) и порой пересекают, например, Тихий океан. Приближаясь к берегу, они становятся круче и выше, приобретая страшную разрушительную силу, круша бетонные береговые сооружения и выбрасывая на сушу тяжелые стальные корабли. В нашей стране подобные волны (цунами) временами наблюдаются на Тихоокеанском побережье. Существует специальная служба оповещения, регистрирующая появление очагов моретрясений и заблаговременно предупреждающая жителей побережья о возможной опасности. Людям приходится покидать свои дома и подниматься на возвышенности, пережидая цунами.

Районы, подверженные землетрясениям, распределены на земном шаре неравномерно. Чтобы выявить сейсмоактивные районы, эпицентры землетрясений наносят на карту. На такой сейсмической карте выделяются зоны, где особенно часты подземные удары: прибрежные части Тихого океана (Тихоокеанское кольцо), острова Индонезии, горные сооружения Центральной и Малой Азии, а также Южной Европы, Исландия и Срединно-Атлантический подводный хребет. В нашей стране сейсмически активные районы: Карпаты, Крым, Кавказ, Средняя Азия, Прибайкалье, Забайкалье, Камчатка, Курильские острова. Землетрясения незначительной силы наблюдаются и во многих других районах. В сейсмически активных районах имеются асейсмичные участки, где практически не бывает землетрясений.

Чтобы выявить особо опасные территории, на сейсмические карты наносят изосейсты - линии, соединяющие точки (эпицентры), где бывают землетрясения одинаковой силы.

Оценка силы подземных ударов проводится двумя способами. Определяется энергия землетрясений, или относительное смещение от ударов частиц на земной поверхности (магнитуда). В то же время существуют таблицы балльности, показывающие разрушительную силу землетрясений. Вот одна из них:

Баллы Общая характеристика Внешний эффект
1 Незаметное Колебания почвы, отмечаемые только приборами
2 Очень слабое Едва ощущается людьми, находящимися в спокойном состоянии
3 Слабое Колебания отмечаются немногими людьми
4 Умеренное Землетрясение отмечают многие люди; дребезжат стекла
5 Довольно сильное Многие спящие просыпаются; раскачиваются люстры и т. п.
6 Сильное Легкие повреждения зданий, тонкие трещины в штукатурке
7 Очень сильное Трещины в стенах, откалывание кусков штукатурки
8 Разрушительное Падение карнизов, дымовых труб
9 Опустошительное Обрушение стен, перекрытий, кровли некоторых зданий
10 Уничтожающее Разрушение многих зданий; трещины в грунтах до 1 м шириной
11 Катастрофа Многочисленные крупные трещины на земной поверхности, большие обвалы в горах
12 Сильная катастрофа Значительные изменения рельефа

Разрушительный эффект землетрясения зависит во многом от качества сооружений (существует особое искусство антисейсмического строительства), а также от многих других причин. Рыхлые или глинистые грунты усугубляют силу подземных ударов, а скальные и мерзлые, напротив, снижают. Имеет значение и то, откуда двигалась сейсмическая волна (стены, вытянутые по направлению волны, разрушаются особенно часто), а также качество грунтов, тектонические разломы земной коры, глубина залегания подземных вод.

Вопрос о причинах землетрясений не имеет полного и окончательного ответа. Учеными высказываются различные мнения. Безусловна связь сейсмической активности с движениями земной коры. Подземные удары наблюдаются на участках растяжения литосферы (например, в Байкальской зоне или в районе Сан-Франциско, в Срединно-Атлантическом хребте). Часты они и там, где отдельные участки (блоки) коры перемещаются вертикально.

Вызывают землетрясения тектонические силы, которые движут земную твердь, разряжающие свою энергию сравнительно неглубоко от поверхности. Прочные горные породы сопротивляются этим силам. В тот момент, когда достигнут предел прочности пород, они трескаются, раскалываются, разрушаются. Отзвуки этих могучих процессов доходят до земной поверхности в виде землетрясений. Иногда перемещения отдельных участков «расколовшейся» земной коры можно наблюдать по изменениям рельефа (образование уступов, разрывы террас и т. д.).

За последние десятилетия в числе причин землетрясений появился новый фактор: геологическая деятельность человека. Перемещая огромные массы грунтов при разработке полезных ископаемых, проводя подземные ядерные взрывы, создавая крупные водохранилища, которые своим весом давят на отдельные блоки земной коры, закачивая в недра или извлекая оттуда большое количество воды, нефти или газа, человек, сам того не желая, может вызвать подземные удары (обычно небольшой силы и на небольших глубинах). Иногда это даже приводило к катастрофическим последствиям. Например, в Индии, Греции, Турции были разрушены плотины в районах, где до создания водохранилищ землетрясения не наблюдались.

Подобные случаи говорят о том, что имеется возможность не только искусственно вызывать землетрясения, но, самое главное, использовать их для борьбы с катастрофическими подземными толчками, снимая напряжения с отдельных блоков земной коры или какими-либо другими способами. Возможно, когда-нибудь в будущем человек научится использовать сейсмическую энергию.

Конспект заняти "Землетрясение". Цели занятия: Дать понятие детям о таком явлении природы, как землетрясение.Познакомить с правилами безопасного поведения. Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

Образовательная область «Безопасность»

Задачи:

Обучающие:

Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;

Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;

Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

Развивающие:

Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

Материалы и оборудование:

Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, иллюстрации со схематическим изображением комнаты для каждого для каждого ребенка, фигурки человечков, красные кружки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами об опасных ситуациях, с которыми мы можем столкнуться в жизни. Назовите, какие опасные ситуации вы знаете?

(пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

Правильно. Это всё опасные ситуации, их ещё называют экстремальными. Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела.

Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится?

Правильно, о землетрясении. А вы знаете, что такое землетрясение?

Давайте с вами вместе разберёмся, что такое землетрясение и отчего оно происходит. Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия. В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения. Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

Опыт с водой.

Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.

Опыт с салфетками.

Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли?

Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальные приборы – сейсмографы. Они принимают и записывают все колебания в земной коре. Я вам приготовила такой прибор – сейсмограф, чтобы показать вам, как он работает.

Показ прибора – сейсмографа.

Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

Но не всегда удаётся предсказать время и силу будущего землетрясения и тогда, если землетрясение сильное погибает много людей. Но этого можно избежать, если знать, как правильно себя вести во время землетрясения.

Вы можете рассказать о правилах безопасного поведения на улице?

Работа с иллюстрациями. Моделирование правил поведения на улице во время землетрясения.

Не поддаваться панике и отойти на открытое место.

Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.

Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, мы сейчас выясним.

Работа за столами.

У вас у каждого на столе рисунок квартиры. Необходимо человечков расставить в безопасные места, а красными кружочками отметить места в квартире, где вы считаете опасно находиться во время землетрясения.

Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

В группу влетает Карлсон.

Здравствуйте, ребята. Что я пережил недавно. Просто ужас.

Воспитатель: - Карлсон, что тебя так напугало?

Карлсон: - Я пережил землетрясение. Я так испугался. Сначала я спрятался в шкафу, но его так затрясло.

Воспитатель: - Ребята, можно прятаться в шкафу или рядом с ним? Почему?

Что же ты потом делал?

Карлсон: - Я сел у окна.

Воспитатель: Правильно ли поступил Карлсон? Объясните, почему?

Карлсон: - Я сел под книжную полку, чтобы на меня не упал потолок.

Воспитатель: - Карлсон, да ты совершено не знаешь как себя правильно вести во время землетрясения. А вот ребята у нас знают и ничего не боятся. Они очень хорошо знают правила безопасности во время землетрясения и могут тебя научить.

Карлсон: - Научите меня, ребята, пожалуйста.

Воспитатель: - Давайте прочитаем Карлсону стихи о правилах безопасности во время землетрясения.

1 ребенок: Бывают разрушительны природные явления

И самым разрушительным слывет землетрясение.

Всё описать не хватит слов, весь город перекошенный,

Тут обрушение домов и транспорт покорёженный.

2 ребенок: Внутри толчок тебя застал, и путь отрезан ежели,

В дверном проёме встать спеши, не паникуй, и не робей,

Утихнут только лишь толчки, беги из дома поскорей.

3 ребенок: Сарай, конюшню бы открыть, на волю живность отпустить.

А сам туда, в простор и ширь, на площадь, улицу, пустырь.

Где поле и равнина сплошь, лишь там спасение найдёшь.

Карлсон: - Теперь и я знаю как правильно вести себя во время землетрясения и не буду больше бояться. Спасибо вам, ребята, за то, что научили меня правилам безопасности. А сейчас мне пора возвращаться. До свидания.

Воспитатель: - Сегодня вы узнали много нового и полезного. Мне было очень интересно с вами общаться.

«ПОЗНАНИЕ»

Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, тренинги, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на данную тематику, моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время землетрясении в помещении, на улице, в природе, упражнения на ориентировку в пространстве (создание и чтение схем, маршрутов).

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, игры и упражнения под тексты стихотворений, театрализованная деятельность на темы прочитанного.

«КОММУНИКАЦИЯ»

Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ безопасного поведения при землетрясении через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок.

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры.

«ЗДОРОВЬЕ»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдения, беседы, объяснения, игры, чтение.

Интеграция образовательных областей в процессе формирования у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

«БЕЗОПАСНОСТЬ»

Формирование представлений о чрезвычайных ситуациях и способах поведения в них.

ссс

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

«МУЗЫКА»

Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование) .


© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал