Что сейчас на месте гостиницы. Какие тайны скрывала самая знаменитая советская гостиница. Вместо сталинской высотки

14.06.2022

Ее судьба подобна человеческой: из щеголеватой и заманчивой красавицы она превратилась в никому ненужную «старуху»

Несколько десятилетий она была символом столицы, как Красная площадь и Кремль. Считалась лучшей, самой удобной и самой большой гостиницей в Европе. Но постепенно ее былая слава сошла на нет. Вместо брильянтов и норковых шуб высокопоставленных посетительниц появились тараканы и клопы. 29 марта 2006 года в Москве начали сносить гостиницу «Россия», которая унесла с собой много загадок и тайн.

Район Зарядье в центре Москвы известен с XIV века. Его название произошло от месторасположения – за рядами. Это были Нижние торговые ряды, которые располагались за Кремлем.

В середине XX века здесь хотели построить восьмую высотку в честь Сталина . Главный архитектор Москвы в 40-х годах Дмитрий Николаевич Чечулин создал проект здания, предназначенного для Наркомата тяжелой промышленности. Были снесены старые здания Зарядья, расчищена площадка и построен фундамент.

Но умер Сталин, и высотка в честь вождя стала неактуальной. И тогда решили построить рядом с Кремлем гостиницу, так как в столице их не хватало. Тем более, в 1959 году на территории Кремля начали возводить Дворец съездов. И приехавших со всего Союза делегатов нужно было где-то размещать.

По первому проекту гостиница должна была состоять из девяти этажей. Но, подсчитав количество номеров, поняли, что их не хватит для всех депутатов. В результате был возведен комплекс, представляющий собой четырехугольник. Каждый 12-этажный корпус смотрел на разные стороны света. К северному корпусу примыкала высотка в 23 этажа, где располагались трехкомнатные люксы. Свои двери «Россия» открыла в 1967 году и сразу попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый крупный отель в мире.

Брак по справке

Гостиница «Россия» для СССР стала уникальным сооружением. Впервые номера представляли собой хорошую, удобную квартиру с кондиционером. Не удивительно, что многие гости жили там по несколько месяцев. В ней останавливались актеры, певцы, политические деятели. И, конечно, иностранные туристы. Жить здесь было почетно и очень удобно. Концертный зал «Россия» стал лучшей площадкой в стране. Считалось, если артист выступил в «России», значит он состоялся.

На протяжении нескольких лет здесь жил со своей возлюбленной Муслим Магомаев . 19-летния Людмила Карева (девичья фамилия Фиготина ) работала внештатным музыкальным редактором на радио. Впервые она увидела Магомаева на проходной в Доме звукозаписи. Певцу не заказали пропуск, и он не мог пройти. Девушка побежала к редакторам и попросила решить эту проблему. Мила, как редактор, начала работать с артистом.

Вскоре между молодыми людьми вспыхнул роман. Муслим, когда приезжал в Москву, останавливался только в «России». Но в гостинице действовали правила: после 23.00 все гости должны покидать номера. Пришлось влюбленным знакомиться со всем персоналом, договариваться, чтобы Людмилу не выгоняли из номера того, кто не являлся официально ее мужем. Хотя сама пара считала себя супругами.

Им так надоело оправдываться или кого-то подкупать, что артист обратился за помощью к министру внутренних дел Николаю Анисимовичу Щелокову . Тот выдал справку, в которой говорилось: брак между Магомаевым и Каревой считать фактическим. С этим документом влюбленные жили беспрепятственно не только в «России», но и во всех советских гостиницах во время гастролей. Они были всегда вместе. Но постепенно чувства угасли.

Художественный вымысел

В 70-е годы «Россия» стала одной из главных достопримечательностей столицы. Не удивительно, что отель стал звездой советского кинематографа. Так, в фильме 1979 года Александра Стефановича «Пена» Алла Пугачева сыграла певицу ресторана гостиницы.

И, конечно же, любимая всеми картина «Мимино», герои которой случайно стали постояльцами престижного отеля. 27 марта 1978 года состоялась премьера этого фильма. Однако в гостинице после выхода комедии разразился грандиозный скандал.

По сюжету Валико Мизандари (Вахтанг Кикабидзе ) и Рубик Хачикян (Фрунзик Мкртчян ) отдыхают в ресторане «России». Они суют музыкантам деньги и заказывают любимые песни. В результате в КГБ были вызван весь оркестр ресторана, их попросили написать заявление «по собственному желанию», так как в советской гостинице не могут брать деньги за исполнение песен.

Испуганные музыканты обратились за помощью к режиссеру Георгию Данелии , который написал письмо примерно такого содержания: «Я за свою жизнь не встречал музыкантов, которые берут деньги. В фильме показан художественный вымысел, необходимый для развития сюжета». Стоит добавить, что все эпизоды в «России» планировалось отснять за два дня. Но планам киношников помешала страшная трагедия.


Страшная беда

25 февраля 1977 года в начале десятого вечера на пульт пожарной охраны поступил первый звонок о пожаре в «России». После чего телефоны диспетчеров разрывались от вызовов. Звонили постояльцы, персонал и просто прохожие с уличных телефонов-автоматов. Прибывшие на место наряды присвоили пожару высший уровень сложности.

За считанные минуты огонь распространился по всей длине северного корпуса, а это около 300 метров. Здание загорелось одновременно на 5-м, 11-м и 12-м этажах. При этом 10-й этаж огонь практически не тронул, как и некоторые номера.

Прибывавшим на место трагедии пожарным открывалась шокирующая картина: языки пламени вырывались из окон, люди кричат, стоят на подоконниках и балконах. Некоторые пытаются спуститься по связанным простыням, но срываются вниз.

Тогда в Москве было 25 градусов мороза. Вода тут же замерзала, а в гостинице плавился бетон. Пожарные шли в два ряда. Первый ряд тушил пламя, а второй поливал спины своих товарищей, чтобы они не загорелись.

Люди совершали подвиги при спасении людей. Лестницы доставали только до десятого этажа. И тогда бойцы вставали на последнюю, шаткую ступеньку, брали в руки лестницу – «штурмовку» с крюками, которые цепляли за подоконники или балконы. И люди таким образом спускались, в том числе по рукам, спинам и ногам пожарных.

Спасти удалось больше 1000 людей. 42 человека погибли, 52 оказались в больнице. На следующий день ни в одной газете, ни в одном выпуске новостей не было сказано о крупнейшем пожаре столетия. По официальной версии, возгорание случилось из-за оставленного паяльника в радиорубке на 5-м этаже.

Но очевидцы и пожарные отказывались в это верить. Было сразу несколько очагов возгорания. Огонь вел себя очень странно: его заливали, шли дальше, а он за спинами вспыхивал вновь. Очевидцы говорили, что перед возгоранием слышали необычные хлопки, а также видели огненные ручейки, которые при попытки залить их водой начинали гореть еще сильнее. Споры о том, что это было, поджог или случайность, ведутся до сих пор.


Период распада

Гостиницу восстановили за 3 месяца. Спешили к Съезду профсоюзов, который должен был состояться 6 мая 1977 года в Москве. Объект сдали 29 апреля. Официально на ремонт ушло около 20 миллионов рублей. Но ходили слухи, что эта сумма была превышена в два раза. После пожара посадили двух человек, которых обвинили в халатности: начальника службы слабых токов на полтора года и старшего инженера на год.

Жизнь гостиницы изменилась после перестройки. Вместо знаменитостей там начали жить криминальные авторитеты, проводиться воровские сходки. А после шокирующего убийства директора гостиницы Евгения Цимбалистова 9 января 1998 года ее судьба была практически предрешена.

Цимбалистов был известным и влиятельным человеком. Он напрямую мог позвонить Борису Ельцину . Таких персон в стране еще не убивали. Директора решила убрать одна из криминальных группировок, которая в тот момент разделяла влияние над гостиницей. Дело в том, что Цимбалистов постоянно поднимал арендную плату торговым точкам, которые контролировали бандиты.

По другой версии, директор был против раздела гостиницы по корпусам. И после его гибели «Россию» разделили и по отдельности каждый корпус акционировали. Акции были вложены в банки. «Россия» превратилась в запущенную, без хозяина, «старуху» с тараканами и клопами, постоянными бандитскими разборками и торговлей всем чем попало.

Не удивительно, что от гостиницы решили избавиться. Хотя до сих пор многие возмущаются по поводу сноса «России», на который были потрачены миллионы рублей. Не лучше ли было их вложить в реконструкцию отеля, некогда символа столицы? Тем более, по слухам, во время сноса здания рабочие обнаружили вход в бункер, который был построен в 50-е годы и вел напрямую в Кремль. И это еще одна из многочисленных загадок, которые оставило нам время.

Как выглядела легендарная советская гостиница, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса

Москва вечерняя. Гостиница «Россия». 1981 год (Фото: Анатолий Семехин / Фотохроника ТАСС)

Осенью в Москве завершится строительство «Зарядья» — первого крупного парка, созданного в столице за последние полвека. Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость».

Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной (восьмой) сталинской высотки в старом московском районе Зарядье, почти полностью уничтоженном в 1940-е годы. 275-метровая башня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, заложенная после войны, должна была стать самым грандиозным зданием в столице (о проекте Дворца Советов к тому времени уже успели забыть), однако осуществить задуманное так и не удалось.


Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье. 1900 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Чечулин был в то время главным архитектором Москвы и работал над проектами сразу двух высоток — на Котельнической набережной и в Зарядье. Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа. Однако после смерти Сталина проект был заморожен.


Проект высотки в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина

«Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок.


Строительство гостиницы «Россия». 1965 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, предназначенной в первую очередь для делегатов Верховного Совета. Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер. Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма.


Вид на памятник Минину и Пожарскому, Покровский собор и гостиницу «Россия» с Красной площади. 1969 год (Фото: Виктор Великжанина / Фотохроника ТАСС)

Строительство гостиницы «Россия» продолжалось пять лет — с 1962 по 1967 год. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье (металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники»). «При Сталине Кремль был закрыт для иностранцев, а в Зарядье планировалось построить административное задние МГБ — самого мощного и устрашающего государственного органа СССР. Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер.


Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия». 1966 год (Фото: Н.Грановский и А.Стужин / Фотохроника ТАСС)

Изначально здание задумывалось десятиэтажным, однако по личному распоряжению Хрущева высоту сооружения увеличили на три этажа. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. номеров. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной. Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс. мест, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1,5 тыс. мест. Еще один корпус, выходивший на Варварку, не имел подобного основания и был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.

Чечулин сознательно заложил в образ здания диалог с Кремлем: белый камень и золотистый металл — колористическая гамма сердца Кремля, его соборов. Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. «До этого десятилетиями слово «Россия» выкорчевывалось из памяти. Страна называлась СССР, а исторические территории ядра Европейской части страны назывались РСФСР. Россия осталась в прошлом. Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер.

«Россия» — первая московская гостиница, которая была открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека, магазины, доступные всем москвичам, — рассказывает Наталья Самовер. — Словом, это была гостиница, которая соответствовала мировым стандартам качества. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов».


Вечерние платья удлиненного силуэта из коллекции «Таллин — 72» (Фото: Альберт Пушкарев и Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС)

«Гостиница «Россия» была адекватна своему времени — если посмотреть, что в те годы проектировали в Берлине, Стокгольме, Копенгагене и других городах, мы увидим, что это та же самая архитектура. К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок.


Вид на Красную площадь и гостиницу «Россия». 1985 год (Фото: Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС)

В 1977 году в гостинице вспыхнул разрушительный пожар, в результате которого 42 человека погибли. После этого здание восстановили, заменили коммуникации, однако к концу 1990-х «России» требовался капитальный ремонт. В 2004 году столичные власти решили снести сооружение, чтобы построить на его месте современный гостинично-офисный комплекс. 1 января 2006 года «Россия» была закрыта, а в марте начались работы по разборке здания. Следующие восемь лет здесь был пустырь. В 2012 году Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину подумать над созданием парка в Зарядье. По итогам международного конкурса победил проект интернационального консорциума во главе с нью-йоркской компанией Diller Scofidio + Renfо. Официальное открытие парка запланировано на день города 2017 года.


Гостиница «Россия» в 1992 году (Фото: Денисов Роман/Фотохроника ТАСС)

Архитектура столичных зданий позволяет с точностью до десятилетия определить, когда и при каком правителе они были возведены. Не все жилые здания, построенные в прошлом веке, дожили до наших времен. Чего нельзя сказать о гостиницах. В этом материале мы рассмотрим пять «гостиничных героев» в различных категориях, «жизненный путь» которых может рассказать о политических и исторических вехах в развитии города Москвы.

Пять звезд - гостиница «Москва»

Гостиница «Москва», занимающая целый квартал, стала одной из первых гостиниц, построенных в советской Москве. Массивное здание играет доминирующую роль в формировании района, непосредственно прилегающего к Кремлю. «Москва» отличается сложной архитектурной пластикой, призванной согласовать строение с соседствующими Кремлём и зданием Исторического музея. Строительство отеля велось с 1933 по 1935 годы по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева.

Охотный ряд, считавшийся в начале XX века одним из самых антисанитарных районов города, стал первым московским районом, подвергшимся коренной реконструкции в 1920-е годы. Что неудивительно: ведь там располагались многочисленные лавки и трактиры. Советские власти решили «подчистить» центр города, а на месте торговых рядов построить что-нибудь монументальное.В 1922 году здесь планировали возвести Дворец труда. Проведённый представительный конкурс на лучший проект не привёл к воплощённым результатам. В силу финансовых трудностей строительство было отложено. Однако работы по реконструкции застройки начались: в том же году снесли часовню Александра Невского на Манежной площади, в 1924 году начался массовый снос торговых лавок в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения). В 1930 году снесли церковь Параскевы Пятницы, а всю рыночную торговлю перенесли на Цветной бульвар.

Первоначальный проект гостиницы Моссовета (проектное название), выполненный в конце 1920-х годов молодыми архитекторами О. Стапраном и Л. Савельевым, был решён в духе конструктивизма и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Суровый аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц.

Вариант Савельева

В качестве соавтора, призванного исправить «ошибки» проекта, пригласили Алексея Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусев с большой изобретательностью и тактом внёс изменения в проект, добавив лаконичный декор в духе неоклассицизма, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания.

Генеральный план (Щусев)

В результате появился строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии-аркады по центру главного фасада, многочисленные балконы. Углы здания были акцентированы башенками. Само здание приобрело большую пластичность благодаря более выраженному членению главного фасада.

Специально для гостиницы архитекторами было сделано 18 комплектов мебели из разных пород деревьев. И 20 декабря 1935 года первые посетители смогли увидеть всю роскошь первого советского отеля.

План номера

Рассказывают, что некоторые премированные поездкой в «Москву» граждане так боялись замарать интерьер комнат, что спали прямо на полу. Помимо рабочих и колхозников в числе постояльцев были замечены Алексей Стаханов, Валерий Чкалов, Демьян Бедный, Георгий Жуков, Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Аркадий Райкин, Юрий Гагарин, Борис Ельцин, а последним «звёздным» проживающим стал Роберт Де Ниро.

Тогда же Щусев выполнил эскизы второй очереди гостиницы, но до строительства новых корпусов дело не дошло. 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции (фасадом на здание Музея Ленина), и 6-этажный, обращённый к Театральной площади, начали строить только в 1968 году. Для осуществления проекта понадобилось снести ряд строений, примыкавших к «Москве» с востока, в том числе и старую гостиницу «Гранд-отель». Архитекторы А. Борецкий, Д. Солопов и И. Рожкин в целом учли композиционные идеи, заложенные предшественниками. Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции; тем самым корпуса гостиницы «Москва» заняли собой целый квартал. Однако декор новых корпусов получился более сухим по рисунку; 6-этажный корпус вообще был решён в духе обыкновенной бетонной коробки, что внесло, по мнению некоторых специалистов, резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади.

Любители выпить наверняка заприметили фасад не только в старых советских фильмах, но и на этикетке водки. По легенде, поместить туда здание придумали аналитики госбезопасности. Считалось, что такую водку употребляют начальство и творческие личности, а соответственно, по версии чекистов, они когда-нибудь да остановятся в гостинице, которую часто видят у себя на столе. А там уже их можно будет прослушать и сделать выводы.

В 1942 году в «Москве» погиб народный поэт Белоруссии Янка Купала. Он поскользнулся на мраморной лестнице и упал в лестничный пролёт с 10-го этажа. Милиция посчитала это несчастным случаем, хотя в народе ходили слухи, что НКВД приложил руку к этой смерти. А когда в 2003 году гостиницу начали разбирать, ходили слухи, что, на шестом этаже найден секретный бункер Берии: стены его были в полтора метра толщиной, так что строителям пришлось изрядно потрудиться, чтобы разобрать это укрытие. Под зданием же была обнаружена взрывчатка, которую заложили ещё в начале Великой Отечественной войны, чтобы взорвать отель, если до него доберутся немцы.

Но тогда разрушать гостиницу не пришлось. Это начали делать спустя 60 лет, когда здание было признано аварийным. Последние постояльцы получили в качестве бонуса ваучер на проживание в уже новой гостинице в течение недели. Власти обещали, что воспользоваться подарком можно будет уже в 2010-м.

Гостиница «Москва» на почтовой марке СССР, 1946 Здание Совета министров СССР (слева) и фрагмент гостиницы «Москва» на почтовой марке СССР, выпущенной к 800-летию Москвы

Существует легенда о том, что И. В. Сталин лично утверждал окончательный проект гостиницы, представленный Щусевым, и именно это обстоятельство стало причиной заметной асимметрии главного фасада здания. Архитектор для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления. Оба варианта были совмещены в одном чертеже и разделялись осью симметрии: на правой части чертежа был изображён более строгий вариант, на левой части — вариант с большим количеством декоративных деталей. Сталин поставил свою подпись посредине: уточнить, что именно имел в виду Иосиф Виссарионович, никто из проектировщиков не решился, и Щусев реализовал в одном фасаде оба варианта оформления, в буквальном соответствии с утверждённым чертежом. Якобы по этой причине ризалиты главного фасада отличаются друг от друга. Это не более чем красивая легенда. Сталин не ставил подписи под проектами. По факту всё оказалось гораздо прозаичнее: подпись под одним из вариантов фасада, разделённого осью симметрии, ставил Щусев. Далее чертежи ушли строителям, которые сделали всё как на рисунке. В то время параллельно строительству здания возводились леса, которые скрыли ошибку до момента их демонтажа.

Общая площадь комплекса составит 183 000 кв. м. Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 им. М. В. Посохина» В. В. Колосницыным. Заказчиком реконструкции является ОАО «Декмос».

Четыре звезды - гостиница «Космос»

Гостиничный комплекс «Космос» был построен для обслуживания XXII летних Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980.

Гостиница «Космос». 1980-е годы

Архитектура и дизайн здания с видом на ВДНХ и на монумент «Покорителям космоса» разрабатывались совместно командой советских и французских архитекторов (В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал — Моспроект-1; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн — Франция).

Гостиница включала: 1718 стандартных номеров на 2 кровати, 53 двухкомнатных номера, 6 четырёхкомнатных номеров и около 3600 мест гостиничной сети общественного питания.

При планировании помещений пришлось строго придерживаться советских норм, которые не только сильно отличались от западных, но и были гораздо строже. Строительством здания занималась французская фирма «Sefri».

Официальное открытие отеля состоялось 18 июля 1979 года. На нем присутствовало множество видных политических деятелей, бизнесменов, звёзд эстрады. Пел специально приглашенный певец Джо Дассен.

«Космос», в отличие от подобных ей «Зари» и «Туриста», представляет собой двадцати пяти этажное здание, напоминающее форму подковы.

Во время олимпийских игр в гостинице размещался олимпийский пресс-центр. Так же в гостинице было множество других массовых мероприятий: Фестиваль молодежи и студентов, телепередачи «Утренняя звезда», «Песня года», конкурс «Хрустальная ладья », а в 2004 году в гостинице Космос проходил проект «Народный артист-2». Среди гостей гостиницы были такие известные личности как: Джо Дассен, Алла Пугачева, Гарри Каспаров и другие известные люди.

Также «Космос» прославился тем, что Тынис Мяги исполнил песню «Олимпиада 80» у главного входа в гостиницу.

А в фильме «Дневной дозор» гостиница была штабом темных сил. Часть съёмок производилась в гостинице.

Однако, несмотря на то, что разработчики гостиницы утверждали, что в безопасности объекта можно не сомневаться, в 2010 году сотрудница клининговой компании, следившая за чистотой в гостиничной парикмахерской, сварилась в шахте лифта заживо. Трагедия произошла, когда она спускалась на лифте на цокольный этаж с мешками мусора. Когда открылись двери лифта, внезапно прорвало основную отопительную трубу. Температура жидкости (воды с добавлением особых присадок) в резервуарах на момент аварии составляла около 130 градусов. Мощная струя кипятка обдала несчастную. Женщина скончалась на месте. Авария на теплотрассе произошла в результате выхода из строя вентиля.

В настоящее время в гостинице Космос останавливаются российские и зарубежные туристы и деловые люди, участники выставок, которые проходят на ВВЦ, все, кому удобно расположение гостиницы.

Три звезды - гостиница «Измайлово»

История гостиницы «Измайлово» тесно связана c историей города Москвы. В 1980 Москва была выбрана центром проведения Олимпийских игр. Город ожидал большой наплыв иностранных спортсменов, болельщиков и репортеров, привлеченных зрелищными играми и состязаниями центрального спортивного события года.

Было принято решение построить гостиницу в самом зеленом районе Москвы - Измайлово.

Над проектом строительства гостиницы «Измайлово» работала большая команда: архитекторы Д. Бурдин и Ю. Рабаев, инженер Е. Скородумов, знаменитый скульптор З. Церетели и многие другие.

В итоге в Москве за четыре года был построен достойный архитектурный памятник, за работу над которым авторы были удостоены госпремии.

Несмотря на то, что участие в Олимпийских играх-1980 было бойкотировано большинством капиталистических государств, гостей и участников собралось немало.

По задумке создателей, гостинично-туристический комплекс должен был быть связан с Олимпийскими Играми на всех уровнях: и в пространственном воплощении, и в цветовом исполнении. За основу были взяты олимпийские кольца - символы континентов Земли. Именно поэтому гостиница «Измайлово» представляет собой комплекс из пяти высотных зданий в 30 этажей каждое, два из которых соединены торцами. А названия зданиям были даны по буквам греческого алфавита: Альфа, Бета, Вега, Гамма-Дельта. Корпуса комплекса расположили вокруг площади, на которой построили концертный зал.

Народ их называл на русский манер - «АБВГД-йкой». Все 5 корпусов могли одновременно разместить до 10 тысяч человек, что было зафиксировано в книге мировых рекордов Гиннеса. Разумеется, при строительстве такого объекта международного значения были изначально заложены передовые технологии того времени, внутренний интерьер гостиницы и оборудование соответствовали мировым стандартам безопасности и сервиса.

Так, гостиничная система теплоснабжения по своей мощности не уступает трем районным котельным. При строительстве «Измайлово» были применены и инновационные разработки советских ученых: система автоматического учета номеров, механического пыледымоудаления. Разработчики внедрили также принципиально новую систему вентиляции и кондиционирования, спринклерного огнетушения.

После проведения Олимпийских игр Измайлово было переведено в ведомство гостиниц СССР и корпуса открылись для размещения обычных граждан и гостей столицы. Позднее гостиничный комплекс принимал еще участников массовых и всесоюзных международных мероприятий - Игр доброй воли, Фестиваля молодежи и студентов, Спартакиад народов СССР. По советской классификации уровня сервиса Измайлово соответствовало уровню Интурсервиса.

После распада СССР начался период реформ, и гостиничный комплекс Измайлово не избежал проблем того времени: централизованное управление гостиничным комплексом и бюджетное финансирование прекратились. Нужно заметить, что руководство гостиницы Измайлово приняло не самое плохое решение - предприятие было акционировано и выставлено на приватизационный залоговый аукцион, причем, не полностью, а по корпусам. Такой ход позволил потенциальным покупателям выгоднее приватизировать гостиничные корпуса по частям. Таким образом, Измайлово в структуре гостиничного бизнеса в 90-х годах стало позиционироваться как 5 самостоятельных гостиничных предприятий. Это разделение в ведении коммерческой и хозяйственной деятельности существует и сейчас, но москвичи по-прежнему воспринимают полюбившуюся им «АБВГДэйку» как единый гостиничный комплекс.

В настоящее время все корпуса гостинично-туристического комплекса «Измайлово» по международной сертификации соответствуют трехзвездочному уровню сервиса.

Две звезды - гостиница «Славянка»

Гостиница «Славянка» также является гостиницей «с историей». В этом году ей исполнилось 77 лет, большую часть которых она была известна как гостиница Центрального дома Советской Армии (ЦДСА), став «Славянкой» лишь в 1995 году.

Ее построили на месте снесенной церкви Иоанна Воина на Божедомке. Само место было связано с армией.

В гостинице Славянка в разное время останавливались многие известные военачальники, в частности, А. И. Покрышкин, И. Н. Кожедуб. В годы Великой Отечественной войны здесь размещались наиболее отличившиеся фронтовики, приезжавшие в столицу для получения правительственных наград, проходившие реабилитацию после лечения в госпиталях. В это время в истории гостиницы были моменты, когда раскладушки стояли даже в коридорах. Немало ночей на них скоротали будущие генералы и маршалы нашей армии. Жили здесь и французские летчики полка «Нормандия-Неман».

Боевые товарищи могли найти потерянных однополчан. Часто там проводили встречи герои обороны Брестской крепости. Много свидетельств случайных встреч ветеранов, которые думали, что больше не увидятся.

Нынешнее руководство «Славянки» хотело бы иметь уголок истории гостиницы, но пока не может найти многих важных документов. Более 60 лет гостиница была структурным подразделением Центрального дома Советской Армии, но в документах о ней - ни слова. Сохранились лишь приказы по личному составу.

Москвичи и гости столицы, кто проходит мимо серого семиэтажного здания, у входа в которое стоят скульптуры летчика и танкиста в форме 30-х годов прошлого века, полагают, что и внутри военная гостиница ненамного изменилась со времени своего открытия.

К руководству «Славянки» даже обращались съемочные группы исторического фильма с просьбой поснимать в старых интерьерах. Каково же было удивление режиссера, когда выяснилось, что от гостиницы-общежития, каким она была долгие годы, от старой предвоенной и послевоенной обстановки в настоящее время фактически ничего не осталось. Разве что только скульптуры у входа, ставшие яркой достопримечательностью «Славянки» и возле которых очень любят фотографироваться как отечественные постояльцы, так и иностранцы.

И сегодня в Славянке рады каждому гостю, но особое отношение здесь, конечно же, к военнослужащим и членам их семей. К услугам посетителей - 305 комфортабельных номеров различных категорий. Гостиница Славянка отличается удобным расположением: в центре города, недалеко от Театра Российской Армии и спорткомплекса «Олимпийский». При этом цены на проживание доступны многим.

Congress hotel - «Ирис Конгресс Отель»

С именем Святослава Федорова на протяжении многих десятилетий было связано понятие прогресса в медицине. В шестидесятых годах он приступил к решению сложнейшей в медицинском и социальном аспектах проблемы — замене помутневшего хрусталика искусственным. А в конце семидесятых предложил миру еще одну инновационную технологию - избавление пациентов от близорукости при помощи надрезов («насечек») на роговице.

После многогранных экспериментальных исследований Святослав Николаевич провел первую в СССР успешную имплантацию интраокулярной линзы, открыв тем самым новое направление в науке. Последующие десятилетия доказали перспективность выбранного им научного направления. Только в России С.Н. Федоровым и его учениками проведено около 1,5 млн. таких операций.

Однако мало кто знает, что Святослав Федоров был причастен к открытию первого сетевого отеля мирового класса в СССР.

В 1989 он решил построить при МНТК «Микрохирургия глаза» шикарный отель для богатых клиентов-иностранцев, которые приезжали в Москву для того, чтобы сделать операцию на глазах. Для проектирования и строительства гостиницы была приглашена французская компания Bouygues.

Проект Iris стал первым для компании в России. В дальнейшем у Bouygues было много успешных проектов в РФ — строительство торговых центров «Атриум» и «Мега Белая Дача», а также реконструкция Главного здания МГУ в Москве, здания отеля Hyatt в Екатеринбурге и др.

Федоров предполагал, что иностранные граждане охотнее будут приезжать в СССР, если им будут предложены все условия для проживания на высшем уровне.

Архитектура отеля была уникальна для России. Внешняя облицовка отеля у многих ассоциировалась с прибрежными гостиницами мировых курортов.

Кроме того, впервые в отеле был реализован огромный атриум, с куполом, по форме напоминающим глазную радужку. А сам отель имел форму человеческого глаза.

К управлению отелем была привлечена французская сеть Accor Это был один из первых зарубежных операторов на зарождавшемся российском рынке. Французы управляли гостиницей под luxury-брендом Pullman Iris 5* который в начале 1991 года открыл свои двери для первых гостей.

Одни название объекта связывали с латинским словом «ирис», что означает радужную оболочку глаза, другие расшифровывали как заглавные буквы имен жены Федорова - Ирэны и его самого - Славы.

В 1993 управляющая компания заменила бренд гостиницы на более демократичный - Sofitel Iris 5*.

Многие граждане во времена дефицита приходили в Iris ознакомиться с французской кухней, так как на первом этаже функционировал ресторан Champs-Elysees, в котором можно было полакомиться устрицами и «божоле».

Однако после распада СССР и успехов японских медиков в области офтальмологии, планы Федорова рухнули, как карточный домик. Iris так и не увидел наплыва богатых постояльцев со слабым зрением. И в 1998 сеть Accor вышла из проекта, а отель, строительство которого велось на кредитные средства, после трагической гибели Федорова ушел с молотка.

Однако с развитием гостиничного бизнеса в России, стало понятно, что отель, расположение которой находится далеко не в центре города (Коровинское шоссе, дом 10), никак не может именоваться «пятизвездочным». Отель меняет владельцев, которые преобразовывают систему управления, стремясь найти нишу Iris на рынке. Гостиница переименована в «Ирис Конгресс Отель».

Упор на конференции и мероприятия стал спасением для экономики отеля. Позиционирование в таком ракурсе позволило вдвое увеличить выручку объекта. Появившийся в середине 2000-х новый собственник Amtel Properties усиливает акцент на оказание конгресс-услуг.

А то, что рядом с гостиницей работает ЗАГС - на годы вперед обеспечило «Ирис Конгресс Отель» заказами на проведения свадебных торжеств и прочих праздников. Так как по соотношению качества и предоставляемых услуг с «Ирисом» мало кто из столичных отелей может посоревноваться.

Интересным фактом является то, что в одном из залов гостиницы Федоров задумывал, соорудить операционную. И по легенде успел провести в ней несколько удачных операций.

В течение всех 20 лет его гостями становились известные люди: видные политики, ученые, музыкальные коллективы, звезды отечественной и зарубежной эстрады, именитые тренеры и спортсмены - участники гонки «Формула-1», знаменитые футбольные, баскетбольные и хоккейные команды.

И сейчас гостиница сохраняет свою индивидуальность и историю. Так, уникальная архитектура и интерьеры привлекают внимание не только постояльцев, но и деятелей кино - в стенах гостиницы регулярно снимаются художественные фильмы и сериалы.

В номерном фонде гостиницы 201 номер, включая 20 двухкомнатных номеров «люкс» и один президентский. В «Ирис» также входит: фитнес-центр, 12 конференц-залов и переговорных комнат, многофункциональный зал-трансформер со сценой, бизнес-центр, парковка и несколько лужаек для барбекю.

Анастасия Кременчук

Московские археологи нашли старейшую улицу столицы, сообщили многочисленные СМИ. «Потенциально самую древнюю», уточнило агентство РИА Новости. «Древнейшую улицу московского посада», заявлено в пресс-релизе Института археологии РАН. Разумеется, верить надо первоисточнику, но его стоит комментировать почти построчно, иначе значение находки трудно оценить.

Итак, место действия - археологические раскопки на территории будущего парка «Зарядье», на месте бывшей гостиницы «Россия». Находка - мостовая Великой улицы, ведшей от Константино-Еленинских ворот Кремля к пристани на Москве-реке. Как пишут авторы пресс-релиза, «уже верхние слои показали, что археологи оказались на трассе улицы Великой (т.е. Большой): почти всю ширину раскопа (6,5 метров) занимают бревна верхнего яруса мостовой (XVII-XVIII веков), на которую местами легли остатки первого каменного подмащивания. Из-под этого яруса видны (курсив наш - ред.N+1) бревна более ранних уровней».

Старые русские города, как правило, состояли из двух частей - центральной укрепленной, то есть кремля или детинца, и неукрепленной - посада или подола. В посаде селились ремесленники и торговцы. В первые столетия существования Москвы Зарядье было как раз таким посадом. Оно лежало восточнее Кремля у самой реки. Если принять во внимание, что Москва строилась как княжеская крепость, то понятно, что древнейшие улицы и постройки находятся внутри Кремля и в силу понятных обстоятельств недоступны для ученых.

Соответственно, для исследования остаются доступны, хотя и довольно условно, территории посадов, и именно там обнаруживаются «древнейшие» и «старейшие» объекты.

Итак, археологи теперь могут показать, как выглядела самая большая улица в самой старой части города за пределами Кремля.

И, как справедливо оговаривается РИА Новости, «потенциально самая древняя»: пока ни о каких находках в районе Великой, относящихся к XII веку, нынешние археологи не говорят. Впрочем, раскопки, которые велись в Зарядье в конце 1940-х - начале 1950-х, выявляли единичные предметы XII века и даже предположительно более ранние.

По иронии судьбы Зарядью сначала не везло с археологическими исследованиями, а теперь именно оно становится самым интересным объектом на городской карте. В предвоенные и послевоенные годы обустройство набережных, строительство нового Москворецкого моста и огромной гостиницы «Россия» скрыло большие участки Зарядья от ученых. Но теперь, когда гостиница снесена, а на ее месте предполагается разбить современный парк (настоятельно рекомендуем прочитать текст Григория Ревзина на эту тему), на короткое время открылось окно в историю, извините за клише.

Вернемся к Великой (в значении «большая», а не «выдающаяся») улице, которая называлась так до XVII века. Впоследствии, т.е. до середины она была известна как Мокринский переулок, по храму Николы Мокрого, ныне несуществующего. Прежде чем добраться до древнейших уровней мостовой археологи должны будут разобрать верхние. В сущности, это большая удача: если все пойдет по плану, то составляющие мостовую бревна помогут в составлении дендрохронологической шкалы для Москвы. Для нескольких старых русских городов такие шкалы составлены, и их успешно удается перекрестно сопоставлять со шкалами других регионов - Скандинавии, Германии и т.д. Замечательно было бы, если бы удалось составить такую шкалу и для столицы.

Большая торговая улица, а такой была Великая, означает множество артефактов, потерянных или выброшенных не только жителями, но и приезжими.

Благодаря таким находкам удается уточнить картину связей местных торговцев с ближними и дальними соседями. Еще летом 2015 года археологи рассказывали о сотнях предметов, найденных за первые недели раскопок в Зарядье. В их числе были шведская монета, ключи, гребенки, игрушка, торговые пломбы. В основном, все летние находки датировались XVII и началом XVIII века. Среди керамических фрагментов оказались и более древние, например, черепки XV века.

Самая интересная находка, о которой упоминает сентябрьский пресс-релиз Института археологии - это каменный пилястр (архитектурная деталь, имитирующая четырехгранную колонну, но на самом деле являющаяся частью стены). Пилястр украшен резьбой, имитирующей плетение. Этот не самый распространенный орнамент известен в Западной Европе и, по мнению археологов, «позволяет связать камень с этапом русско-итальянского строительства, временем создания стен современного Кремля, его главных соборов и великокняжеского дворца».

В 1968 году каменный фрагмент с таким же орнаментом нашли при раскопках у Грановитой палаты. Принадлежал этот кусок Золотой палате, возведенной около 1500 года. В конце XV - середине XVI веков в Москве работал ряд итальянских зодчих, в том числе Пьетро Антонио Солари (Грановитая палата и шесть кремлевских башен), Алевиз Новый (Архангельский собор), Бон Фрязин (колокольня Ивана Великого). Вполне вероятно, что найденный пилястр связан с одним из больших проектов времен княжения Ивана III или его преемника Василия III.

Раскопки в самом центре города очень интересны и неимоверно сложны, поскольку против археологов работают и время, и заказчик. Спешка невозможна, но тянуть тоже нельзя: необходимо либо разбирать и вывозить, либо на месте консервировать найденное. Консервация и музеефикация - отдельная труднейшая проблема. В 2012 году, до того, как появился нынешний проект парка «Зарядье», на выставке «Архмосква» судьба Зарядья обсуждалась специалистами. Владимир Дукельский, один из участников диспута , констатировал: «Мы профессионалы, мы можем восхищаться: «Ах, как здесь красиво провалились камушки», но для нормального человека все эти камушки — мусор, за редчайшим исключением». Увы, это - чистая правда. Так что хорошо, если в парке удастся сохранить кусочек старой Великой улицы - просто, чтобы показать, «как это было». Остальные находки наверняка отправятся в музеи. Главное - пусть дадут еще поработать.

История строительства

Первоначально на месте района Зарядье планировалось построить восьмую по счету сталинскую высотку - 32-этажное здание высотой 275 метров. Автор проекта - Д. Н. Чечулин .

К весне 1953 года работы по сооружению стилобата были практически завершены, стальной каркас был возведён до восьмого этажа. Под стилобатом находился технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который мог использоваться в качестве бомбоубежища.

Решение о «недостройке» было принято в 1954 году, и тяжелее всех этот удар судьбы перенёс архитектор Чечулин , который воспринял произошедшее как личную трагедию и долгое время не мог прийти в себя. К проекту возвращаются только в 1960-е годы , и тот же самый Чечулин с 1964 по 1967 год строит на оставшемся стилобате гостиницу «Россия». Существует легенда, что Никита Сергеевич Хрущёв опять чуть не довёл академика до инфаркта, когда повелел увеличить её высоту на три этажа - с 10 до 13.

На момент постройки гостиница «Россия» была самой большой гостиницей мира и в 70-х годах была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса ».

Архитектурные особенности

Вид на гостиницу «Россия» с Большого Каменного моста

Гостиница «Россия» представляла собой четыре 12-этажных корпуса, поставленных замкнутым прямоугольником размером 250 на 150 м, которые образовывали внутренний двор. Из-за перепада рельефа между улицей Варварка и Москворецкой набережной более чем на 10 м три корпуса были построены на высоком стилобате .

Под гостиницей находятся объекты военного назначения.

Оценка проекта

Гостиница «Россия», 2006 год

Комплекс гостиницы «Россия», несомненно, стал бы архитектурным центром для формирования крупного городского ансамбля, если бы для него было выбрано соответствующее место на плане столицы. Вторжение гиганта в одну из ценнейших заповедных зон Москвы -Зарядье , наполненную уникальными произведениями русского зодчества XV-XVIII веков, подавило историческое архитектурное окружение и превратило маленькие, изящные по формам, цвету и пластике памятники, лишённые соразмерного окружения, в ожерелье миниатюрных, как бы экзотических украшений, эффектно выглядящих в пространстве вокруг гостиницы и на фоне её огромных фасадов . Современная, из стекла и алюминия, архитектура гостиницы от этого выиграла, уникальные памятники проиграли... Чрезмерная близость массива гостиницы к древнему центру Москвы - Кремлю и Красной площади - в существенной степени ограничила объём панорам неповторимых по красоте исторических ансамблей и в какой-то мере ослабила доминирующее значение древнего центра Москвы .

Пожар

Примечания

Ссылки

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал