Гиперкинетический синдром: причины, признаки, диагностика, лечение. Гиперкинетический синдром у детей и взрослых: причины, симптомы, лечение Гиперкинетический синдром сердца

23.03.2022

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок, если он здоров и выспался, - активное, подвижное существо. Мир постоянно дарит ему яркие новые впечатления, и надо успеть все это многообразие увидеть и потрогать. Отсюда - особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям вообще свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на целый месяц.

Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь « фасад » в виде беспокойства и излишней активности. Те состояния, в которых чрезмерная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, выделяются особым образом. Они получили название гиперактивности с дефицитом внимания, также их называют гиперкенетическим или гипердинамическим синдромом. А таких детей называют гиперативными или «шустриками». Что же это за нарушение?

«Активный » - от латинского « activus » - деятельный, действенный.

«Гипер» - от греческого « Hyper » - над, сверху - указывает на превышение нормы. Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью.

Большинство исследователей выделяют три блока проявления гиперактивности (Шевченко Ю.С., Заваденко Н.Н.): дефицит внимания, повышенная двигательная активность, импульсивность. Проявления «гиперкинетического синдрома» можно разделить на две группы:

1. Первичные нарушения:

    сочетание чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательностью;

    недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

    тенденция к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения, начатого до конца;

    хаотичная, недостаточно контролируемая двигательная активность;

    раннее проявление (отклонения проявляются в первые пять лет жизни).

2. Вторичные нарушения:

    импульсивность, агрессивность;

    нарушение правил;

    снижение познавательных способностей;

    трудности во взаимоотношениях со сверстниками;

    заторможенность в развитии двигательных навыков и речи;

    демонстративное, асоциальное поведение;

    чувство страха, тревога, негативизм;

    низкая самооценка.

Также у таких детей проявляются поведенческие особенности:

    беспокойство (69,7 % детей);

    невротические проявления (69,7 %);

    нарушения сна (46,3 %);

    нарушение аппетита (35,9 %);

    навязчивые движения.

Гиперактивность проявляется с первых дней жизни: повышенный мышечный тонус, чувствительность к раздражителям, капризы, возбудимость и т.д. Пики проявления синдрома: в 1-2 года, в 3 года, в 6 - 7 лет. Синдрому более подвержены мальчики. Это обусловлено более высокой уязвимостью плода мужского пола к вредным воздействиям во время беременности и родов.

Этиология и патогенез (причины и механизмы развития) синдрома дефицита внимания окончательно не выяснены, несмотря на большое количество исследований. В настоящее время выделяют три основных блока причин возникновения гиперактивности:

        генетические факторы (57 %);

        повреждения ЦНС плода во время беременности и родов (84 %);

        психосоциальные воздействия (63 %).

Точная диагностика этого состояния не так проста т.к. всем детям свойственна высокая двигательная активность, а внимание у детей становится относительно устойчивым лишь к 4 - 5 годам. Следует иметь в виду, что данный синдром часто встречается в рамках задержки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза необходимо прослеживание симптомов синдрома на протяжении не менее 6 месяцев. Симптомы должны проявиться до 7 лет и сопровождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз может только врач.

Диагностика гиперактивности должна базироваться на сборе анамнеза путем опроса родителей и анкетирования педагогов.Наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлениям:дефицит внимания; гиперактивность; импульсивность.

Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов:

      Шести или более из перечисленных симптомов невнимательности и гиперактивности, которые проявляются на протяжении 6 и более месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

      Трех или более из перечисленных признаков импульсивности.

      Симптомы возникают в возрасте ребенка до 7 лет.

    Проблемы, обусловленные симптомами, возникают в двух или более видах окружающей обстановке (дома и в детском саду).

    Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или обучении.

Представим симптомы дефицита внимания:

    Ребенок часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в обучающих заданиях и других видах деятельности.

    Ребенок нуждается в тихой спокойной обстановке, не способен к работе и к возможности сконцентрировать внимание.

    Складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.

    Ребенок не заканчивает то, что начал.

    Испытывает сложности в организации самостоятельной деятельности.

    Ребенок избегает, выражает недовольство, сопротивляется выполнению заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения.

    Часто теряет вещи.

    Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    Часто переспрашивает.

Симптомы гиперактивности:

    Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп; сидя на стуле вертится, крутится.

    Может встать с места в тех ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

    Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, лезет на мебель.

    Все делает с шумом.

    Чрезмерно болтлив.

    Ребенок все время что-то делает.

    Чаще бегает, чем ходит.

Симптомы импульсивности:

    Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца.

    С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    Выкрикивает на занятиях, мешает другим.

    Ребенок чрезвычайно возбудим.

    Задевает других детей.

Охарактеризуем направления психологического сопровождения гиперактивных детей в условиях ДОУ. Синдром гиперактивности - патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: медицинской, психологической,

педагогической. Психологическое сопровождение заключается в комплексном воздействии на ребенка разных специалистов: врача, психолога, педагогов и конечно родителей. Все вместе они создают индивидуальную коррекционную программу помощи гиперактивному ребенку.

Врач, наблюдающий за ребенком, устанавливает диагноз, разъясняет родителям причины возникновения гиперактивности, назначает необходимое медикаментозное (препараты: снижающие двигательную активность; позволяющие быть более внимательным; помогающие лучше воспринимать и перерабатывать информацию) и не медикаментозное лечение (траволечение, массаж, ванны с солями, ароматерапия).

Психолог, также проводит с родителями разъяснительную работу, объясняя, что необычность поведения их ребенка - не результат дурного характера или неподходящего темперамента, не упрямство, а специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка. Проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребенка по трем направлениям: развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательный контроль); отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; работа с гневом.

Педагог осуществляет процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Родители, обеспечивают общий эмоционально - нейтральный фон развития и обучения ребенка. Отслеживают эффективность проводимого лечения.

Первая группа - изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

    помните, что поступки детей не всегда умышленны;

    проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании, избегайте чрезмерной мягкости и завышенных требований к ребенку;

    сдерживайте свои бурные реакции, когда вы недовольны поведением ребенка;

    избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

    выслушивайте до конца то, что хотел сказать ребенок;

    не связывайте негативную форму поведения ребенка с его личностью, постоянно внушайте ему, что вы его любите;

    все старания ребенка надо сразу поощрять;

Вторая группа - изменение психологического микроклимата в семье:

    уделяйте ребенку каждый день достаточно внимания;

    проводите досуг всей семьей;

    не допускайте ссор в присутствии ребенка;

Третья группа - организация режима дня и окружающей среды;

    постарайтесь выделить для ребенка « собственную территорию » для игр и занятий;

    организация жизни должна действовать успокаивающе, меньше раздражителей;

    определите для ребенка круг обязанностей и следите за его выполнением;

    установите твердый распорядок дня для всех членов семьи;

    показывайте ребенку, как нужно работать не отвлекаясь;

    избегайте больших скоплений людей и шумных игр;

    помните, что переутомление ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

    друзей желательно иметь не много и не гиперактивных;

    для выработки усидчивости, приучайте ребенка играть в тихие игры;

    помните, ребенок может делать только одно посильное ему задание, инструкции должны быть четкими и короткими;

Четвертая группа - особая поведенческая программа.Необходимо следовать определенной системе поощрений и наказаний, она должна быть обширной и гибкой. Можно использовать знаковую или бальную систему, вести дневник самоконтроля.

1. Изменение окружения:

    изучите нейропсихологические особенности детей;

    работу с гиперактивными детьми стройте индивидуально, всегда держите его перед глазами;

    включайте физминутку в каждое занятие;

    разрешайте гиперактивному ребенку вставать каждые 20 минут;

    направляйте его двигательную энергию в полезное русло: раздать карандаши, принести книгу и т.д.;

    предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью.

2. Создание положительной мотивации на успех:

    введите знаковую систему оценки;

    хвалите ребенка за малейшие достижения;

    избегайте завышенных или заниженных требований;

    используйте элементы игры и соревнования;

    давайте задания соответствующие возможностям ребенка;

    большие задания разбивайте на последовательные части, контролируйте выполнение каждой из них;

    создавайте ситуации, в которых ребенок может показать себя экспертом;

    игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

    стройте процесс обучения на позитивных эмоциях;

    помните, с ребенком легче договориться, чем сломить его.

3. Коррекция негативных форм поведения:

    регулируйте взаимоотношения со сверстниками;

    обучайте социальным нормам и навыкам общения;

    применяйте позитивный физический контакт (возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе).

4. Регулирование ожиданий - объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, а улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного последовательного отношения к ребенку.

При соблюдении необходимых условий и учете индивидуальных особенностей гиперактивных детей, деятельность с ними будет более эффективна, а их поведение более адекватно.

М.П. Кузьмичева

АГРЕССИВНОСТЬ – ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наше время агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.

Агрессивное поведение нередко приносит ощутимые результаты, т.е. человеку удается силой отстоять свои интересы и заставить других подчиниться, но в долговременном плане это тупиковый путь. Агрессивный человек, в конце концов, оказывается одиноким, окруженным страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хочет, чтобы его ребенок рос беспомощным и зависимым, Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают. Конечно, ребенок должен уметь за себя постоять, Но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошел, привычно приняв боевую стойку.

К сожалению, на мой взгляд, в последнее время агрессивных детей становится больше. По моим наблюдениям ребята все чаще не умеют отстаивать свои интересы, в споре не способны находить адекватные аргументы, поэтому кричат, отнимают спорную вещь, ругаются, хитрят, плачут. Такие дети не умеют проигрывать, а если это случается, злятся, обижаются, отказываются от игры, при этом неудачи надолго выбивают их из колеи. Педагогам известно, чтобы лучше узнать ребенка, нужно понаблюдать за его игрой. В игре ребенок воспроизводит те отношения, в которых, он живет, в игре раскрываются страхи и мечты ребенка. Многие дети охотно принимают на себя роли явно отрицательных персонажей.

С одной стороны - это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно западных) более успешны, могущественны и поэтому более привлекательны для ребенка. Они очень активны, с ними происходит много интересного, они всегда находятся в гуще событий. Даже профессиональные актеры признают, что злодеев играть интереснее. С другой стороны, для многих детей роль отрицательного персонажа в игре – это возможность попробовать побыть плохим, злым, агрессивным и тем самым избежать подобного поведения в жизни. Но если ребенок всегда предпочитает роли злодеев, а его поведение в игре почти ничем не отличается от поведения в реальной жизни, это не может не насторожить.

Конечно, огромную роль на формирование детских предпочтений, формирующих взаимоотношение дошкольников со сверстниками, играет телевидение, журналы, компьютерные игры. Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации, оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают особенно часто. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как и преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно усиливает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессором, не уподобляясь им. Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики – ребенок тоже их полюбит. Часто, приходя в д/сад, ребенок с порога начинает рассказывать сюжет фильма, который он посмотрел накануне. Из сбивчивого рассказа понимаешь, что данный боевик явно не рекомендован для семейного просмотра ни по содержанию, ни по времени, в которое он шел. Увлеченные родители, к сожалению, порой совершенно не задумываются, что такие фильмы травмируют психику и сознание ребенка.

Один мальчик рассказывал мне, как он с папой, сидя у компьютера, развлекался игрой, где зарабатывались баллы в виде денег за каждого убитого солдата. Хочется верить, что это не типичный случай для большинства родителей, но не ошибусь, если скажу, что для некоторых (особенно пап) увлечение жестокими зрелищами в присутствии детей стало нормой. К сожалению, часто родители не считаются с возрастными особенностями и нравственными потребностями ребенка, забывают, что жизненные устои формируются и закладываются в семье. Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, можно противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров и мониторов компьютеров.

Есть и другая проблема семейного воспитания. Если в семье, особенно со стороны матери, ребенку недостает любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители обычно не реагируют, принимая их как должное, а вот на агрессивные поступки ребенка, которые нарушают их собственное состояние или каким-то образом затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Ребенок может быть наказан, ему может быть обидно и больно, но он привлек к себе внимание взрослых (причем ребенок это не осознает) и постепенно родители сами закрепляют негативное поведение детей. Кроме того, дети, во время наказания тоже переживают гнев (и по отношению к родителям, и по отношению к себе), который приводит к ответной агрессии. Не видя ласки, сочувствия, сопереживания к себе, дети из таких семей не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности.

Таким образом, совершенно очевидно, что для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви способствует более успешному развитию ребенка. Необходимо быть последовательным в своих действиях к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Требования к детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от него ждут. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не приносит выгоды. Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. – он будет так же вести себя с другими детьми. Чем будет больше агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: обращать особое внимание на игры ребят, быть готовым выслушивать ребенка, следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если он судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова.

Характерно, что дети из тех семей, где царят ровные, доброжелательные отношения, где родители способны учитывать происходящие в ребенке перемены и здраво реагировать на них, как правило, не склонны к агрессии. Так что, какой бы объяснительной гипотезе мы не отдали предпочтение, вывод достаточно ясен. Агрессивность – это болезнь не ребенка, а той среды, в которой он формируется и растет. Верно сказано: «Нам не дано улучшить ту семью, в которой мы выросли, но нам по силам улучшить ту семью, в которой растут наши дети. Любой педагогический совет может быть лишь комментарием к этому девизу.

На российском рынке. Психология ... актуальной ? Что такое научный потенциал? Какими обстоятельствами обусловлена необходимость нового подхода к проблеме ...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (10)

    Документ

    Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Орский... практической конференции по актуальным проблемам образования в школе и... природе большая редкость. Известный российский психолог В. Д. Шадриков отметил в...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (2)

    Научно-методический журнал

    ...) Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Орский гуманитарно... Сударчикова Л. Г. К проблеме доформирования эмоциональной сферы социально... музыкой. Актуальное развитие отечественной психологии подтвердило...

  • М инистерство образования и науки российской федерации (6)

    Документ

    ... Актуальные проблемы региональной истории Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ... П. Тугаринова, М. С. Когана, А. Г. Спиркина и др.; психологов Л. С. Выготского, К. К. Платонова, А. В. Петровского, Л. ...


  • Описание:

    Гиперкинетический кардиальный синдром представляет собой самостоятельную клиническую разновидность ВСД.


    Симптомы:

    Гиперкинетический кардиальный синдром характеризуется чувством пульсации в голове, шее. При нем обнаруживаются скорый и высокий пульс, высокое пульсовое давление. Систолический шум с основания сердца проводится на сонные артерии. Однако отсутствует прямой признак аортальной недостаточности - диастолический шум на аорте.


    Причины возникновения:

    Как и другие кардиальные синдромы, он относится к центрогенно обусловленным вегетативным расстройствам. Конечным звеном его патогенеза является повышение активности бета-1-адренорецепторов миокарда на фоне и вследствие симпатадреналового преобладания. В итоге формируется гиперкинетический тип кровообращения с характерной гемодинамической триадой: 1) увеличение ударного и минутного объёмов сердца, намного превосходящих метаболические потребности тканей; 2) увеличение скорости изгнания крови из сердца и 3) компенсаторное падение общего периферического сосудистого сопротивления.


    Лечение:

    Для лечения назначают:


    Из фармакологических средств при и гиперкинетическом синдроме применяют, во-первых, мягкие седативные (корень валерианы, пустырника, корвалол), транквилизаторы (бензоадепин, сибазон, нозепам, алпразолам), нейролептики (клопиксол, сонапакс, терален), антидепрессанты (амитриптилин). Для купирования гиперкинезии сердца применяют р- и а-адреноблокаторы, способствующие нормализации артериального давления, устранению дискомфорта в области сердца, а также верапамил, дилтиазем или пирроксан. При детском гиперкинетическом синдроме (гиперактивном расстройстве) применяют также ноотропные препараты, стимуляторы созревания нервных клеток (церебролизин, когитум), церебральные стимуляторы (метилфенидат, рутилин, пемолин, цилерт, дексарин).

    Гиперкинетический синдром — это патология невротического характера, которая характеризуется совершением комплекса непроизвольных навязчивых действий. Этот синдром является сопровождающим при каком-либо неврологическом заболевании.

    Природа возникновения данного нарушения полностью не изучена. Патология развивается из-за нарушения обменных процессов в нейромедиаторах нейронов головного мозга, среди которых — адреналин, серотонин, дофамин.

    Разновидности и симптоматика синдрома

    Гиперкинетический синдром разделяют по группам в зависимости от поражения уровня головного мозга.

    Гиперкинезы стволового уровня

    К ним относятся:

    Гиперкинезы подкоркового уровня

    К ним относятся:

    Поражение подкорково-коркового уровня

    К гиперкинезам этого уровня головного мозга относятся:

    1. Миклонус-эпилепсия характеризуется спонтанными, периодичными сокращениями мышц рук и ног, принимающими форму припадка с кратковременной потерей сознания. Гиперкинез усиливается при резких движениях. Во сне отсутствует.
    2. Миклоническая мозжечковая диссинергия Ханта — самостоятельное заболевание, диагностируемое в возрасте до двадцати лет. Начальными признаками будут миоклонии и в руках, а затем возникают , диссинергия, нистагм, упадок мышечного тонуса. Со временем болезнь развивается.
    3. Кожевниковская эпилепсия выражается миоклоническими гиперкинезами в мышцах рук и лица. Гиперкинезы неизменны и стандартны, непрерывны, локализуются в определённом месте, могут возникать во время сна.

    Постановка диагноза

    Т. к. гиперкинетический синдром носит идиопатический характер, диагностика производится путём исключения вторичных форм, связанных с патологиями эндокринной системы и опухолями.

    Диагностические мероприятия представляют собой процедуры компьютерной томографии, и лабораторных анализов.

    Любой выявленный гиперкинетический синдром у пациента до пятидесяти лет, говорит о том, что гепатолентикулярная дегенерация отсутствует. Это можно подтвердить при анализе крови на наличие церулоплазмина, а также исследования глазной роговицы на присутствие кольца Кайзера-Флейшера.

    Своевременная диагностика позволяет выявить данную патологию, представляющую опасность для жизни больного и приступить к скорейшему лечению.

    Анализ разновидностей синдрома в целях диагностики

    Выделяют два вида синдрома. Гипотонически — гиперкинетический синдром выражается амиостатическими признаками, которые комбинируются с мелкоамплитудным тремором.

    Возникают патологии глазодвигательного аппарата, которые можно разделить по группам: преходящие — двоение в глазах и стойкие — нарушение согласованных движений глаз, конвергенции, нистагм, анизокория. Степени нарушений в данном случае проявляются лёгким гемипарезом, а также наблюдается паралич нервов, вызывающий гемигипестезию.

    Гиперкинетический кардиальный синдром — это возникновение отдельных видов симптомов .

    Современная западная медицина отрицает существование ВСД как отдельного заболевания, хотя на территории стран бывшего Советского союза оно признано как самостоятельное.

    Оно характеризуется гиперкинетическим типом кровообращения и имеет такие признаки:

    • повышение ударных и минутных сердечных объёмов , которые многократно преувеличивают обменные потребности сердечных тканей;
    • повышение скорости перекачивания крови в сердце ;
    • повышается частотность компенсаторного снижения всего периферического сопротивления сосудистой системы .

    Дифдиагностика

    Гиперкинетический синдром необходимо дифференцировать от других невротических форм. При этом могут возникнуть некоторые проблемы из-за присоединения невротических признаков в процессе развития заболевания.

    Среди отличительных симптомов невротического гиперкинеза можно выделить следующие:

    • формирование или прогрессирование гиперкинезов вследствие воздействия психотравмирующего фактора;
    • гиперкинезы как правило возникают в присутствии окружающих;
    • неестественное выражение поз и движений;
    • гиперкинезы вариативны и сменяются очень быстро;
    • вегетативные реакции и невротические показатели ярко выражены;
    • мышечный тонус остаётся неизменным.

    Цели и методы терапии

    Основные цели лечения — коррекция нейродинамических нарушений и произвольного контроля больного за возникновение гиперкинеза.
    ГС лечится при помощи медикаментозной терапии.

    Лекарственные препараты принимаются в определённой последовательности:

    Хирургическое лечение применяется в медикаментозных резистентных случаях тремора, при торсионной дистонии и генерализованном тике.

    В случае лицевого гемиспазма проводится нейрохирургическая процедура по отделению корешка лицевого нерва от основной артерии.

    Очень важно, чтобы больной и его близкие люди обрели спокойствие и были убеждены в том, что в данном случае отсутствует риск снижения интеллектуальных способностей и возникновения серьёзных психических и неврологических нарушений.

    Особенности ГС в детском возрасте

    Гиперкинетический синдром, развивающийся у детей причиняют много трудностей родителям, педагогам,- такие детки очень часто агрессивны.

    Прогноз развития данной патологии неутешителен, и большинство пациентов испытывают серьёзные проблемы с социальной адаптацией в среде сверстников, которые сохраняются и в дальнейшем. Отличить ребёнка с гиперкинетическим синдромом можно по таким признакам:

    Лечение ГС в детском возрасте будет заключаться в традиционном подходе с назначением медикаментозных препаратов, формировании системы поведенческого контроля для родителей, а также оказании профессиональной коррекционной помощи.

    Очень эффективным оказывается комбинирование всех этих терапевтических методов.

    Прогноз и последствия

    ГС — это болезнь, при которой может наблюдаться тенденция прогресса с течением времени. На сегодняшний день гиперкинетический синдром не поддаётся стопроцентному лечению при помощи использования медикаментозных средств и хирургического вмешательства.

    Зачастую физические и психические нарушения приводят к тому, что человек становится неспособен осуществлять самостоятельное обслуживание, работать и даже передвигаться без посторонней помощи.

    Также могут появиться некоторые сложности с механизмом глотания и развиться слабоумие. Вследствие этого на последних стадиях ГС больных необходимо госпитализировать для прохождения терапии в психиатрическом отделении.

    Программа по профилактике будет заключаться в строгом соблюдении всех врачебных предписаний, распорядка дня, и в оказании психологической и психокоррекционной помощи больному и его семье.

    Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность.

    Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.

    Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей

    Гиперкинетический синдром - это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют и гиперактивности (сокращенно СДВГ).

    Обычно данное нарушение встречается у детей От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже - у 1,5-2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

    Симптомы

    Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.

    Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами.

    В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:

    1. Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.
    2. Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.
    3. Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.
    4. Нарушения сна.
    5. Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.

    Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.

    Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ

    На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы:

    1. Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка.
    2. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы.
    3. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка.
    4. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе. Таким образом организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы.

    Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.

    СДВГ или темперамент?

    Часто, обнаружив у ребенка импульсивность и чрезмерную активность, родители подозревают у него СДВГ. Однако не стоит забывать, что каждый ребенок обладает своим темпераментом. К примеру, характерными чертами холериков является как раз импульсивность, вспыльчивость и несдержанность. А у маленьких сангвиников часто наблюдается неумение сосредоточиться на одном занятии и потребность часто переключаться с одного вида деятельности на другой.

    Поэтому, прежде чем бить тревогу, стоит внимательнее присмотреться к своему малышу: может быть, его поведение - это просто проявление темперамента. К тому же особенности младшего школьного возраста предполагают небольшой объем памяти и невысокую устойчивость внимания. Эти характеристики улучшаются постепенно по мере взросления. Также именно в это время часто наблюдаются неусидчивость и порывистость. Ребенок 7 лет еще не может долго концентрироваться на чем-то одном.

    Другое дело, что при СДВГ эти симптомы гораздо более выражены. Если же повышенная активность сопровождается рассеянностью внимания и существенными нарушениями памяти или сна, лучше обратиться за помощью к специалисту.

    Диагностика

    Как сегодня выявляют СДВГ? Чтобы убедиться в его наличии, а также узнать, не сопутствует ли он другому, более сложному заболеванию, требуется прежде всего консультация детского невролога. Комплексное обследование будет включать в себя несколько этапов.

    В первую очередь оно предполагает субъективную диагностику. Врач осматривает ребенка и проводит с родителями беседу, в ходе которой уточняются особенности течения беременности, родов и младенческого периода.

    После этого ребенку предлагают пройти несколько психологических тестов. Таким образом оценивается внимание, память и эмоциональная устойчивость. Чтобы обследование было объективным, такие тесты проводятся только у детей старше пяти лет.

    Заключительным этапом диагностики становится электроэнцефалография. С ее помощью оценивается активность коры головного мозга, фиксируются возможные нарушения. По результатам проведенного исследования врач может поставить диагноз и в случае необходимости назначить лечение. Опытный специалист учитывает характерные особенности младшего школьного возраста и может отличить их от проявлений заболевания.

    Поскольку симптомы гиперкинетического синдрома обычно возникают еще в детском саду, очень важно, чтобы педагоги учебных заведений также умели диагностировать его. К слову, воспитатели зачастую раньше обращают внимание на эту проблему, чем родители.

    Что такое гиперкинетический кардиальный синдром?

    Существует заболевание с похожим названием, которое никак не отражается на поведении. Это гиперкинетический кардиальный синдром. Дело в том, что, в отличие от поведенческого нарушения, которым является СДВГ, это одно из проявлений а именно нарушение работы сердца. Оно встречается не у детей, а преимущественно у юношей. Так как зачастую этот синдром не сопровождается какими-либо симптомами, выявить его можно лишь при объективном обследовании.

    Терапия с помощью препаратов

    Как замечают специалисты, исследующие гиперкинетический синдром, лечение этого нарушения должно быть комплексным. Одной из его составляющих является употребление медикаментозных препаратов. При правильно поставленном диагнозе их эффективность становится очень высокой. Эти препараты имеют симптоматическое действие. Они подавляют проявления синдрома и существенно облегчают развитие ребенка.

    Лекарственная терапия должна быть продолжительной, так как важно не только убрать симптомы, но и закрепить полученный эффект. Не стоит доверять народным средствам, ведь только врач сможет подобрать оптимальный препарат и назначить действенное лечение.

    Психологическая коррекция

    Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками.

    Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.

    Встречается ли СДВГ у взрослых?

    Проявления СДВГ постепенно уменьшаются, начиная с подросткового возраста. Сначала снижается гиперактивность, а нарушения внимания - в последнюю очередь. Впрочем, примерно у двадцати процентов людей с диагнозом гиперкинетический синдром некоторые его симптомы сохраняются и во взрослом возрасте.

    В некоторых случаях наблюдается тенденция к антисоциальному поведению, алкоголизму и наркомании. Поэтому проявления СДВГ необходимо своевременно диагностировать и лечить.

    Что же делать родителям, если у ребенка обнаружили синдром СДВГ? Во-первых, нужно создать благоприятную атмосферу в доме. Очень важно строго придерживаться режима дня - так ребенок будет более спокойным и уравновешенным.

    Учитывая, что СДВГ проявляется повышенной активностью, стоит записать ребенка в спортивную секцию. Вообще любое интересное хобби значительно улучшит состояние чада. Общение с ребенком должно быть спокойным и доброжелательным. А вот ругать и наказывать не стоит, так как этим все равно ничего не добиться, а забота, поддержка и внимание родителей играют очень большую роль.

    Гиперкинетический синдром (гиперкинез) – патология неврологического характера, проявляющаяся в виде непроизвольных сокращений определенных мышечных групп. Заболевание имеет многочисленные клинические формы. Точная причина патологии неизвестна, гиперкинетический синдром имеет многофакторную этиологию. Чаще всего нарушение наблюдается в детском возрасте, однако также может развиваться у взрослых.

    Группа гиперкинезов в неврологии включает большое количество патологических явлений, характеризующихся непроизвольной активностью мышц. Патология может иметь как врожденное, так и приобретенное происхождение.

    Причины

    Активность человеческих мышц регулируется экстрапирамидной системой. Это совокупность мозговых структур, отвечающих за управление движениями, поддержание тонуса, определенных поз. Нарушение проводимости нервных импульсов в системе приводит к формированию гиперкинетического синдрома у взрослых.

    Провоцирующие факторы:

    • нарушения мозгового кровоснабжения;
    • давление на нервные центры вследствие расширения сосудов;
    • церебральный паралич;
    • заболевания эндокринного характера;
    • черепно-мозговые травмы;
    • инфекционные заболевания;
    • врожденные пороки и аномалии развития;
    • патологические новообразования;
    • воздействие ядовитых веществ и интоксикация.

    У некоторых пациентов гиперкинезы возникают при поражении нервной системы вследствие длительного приема препаратов, на фоне инсультов, инфарктов, заболеваний пищеварительной системы. Интенсивные приступы могут провоцироваться психоэмоциональным напряжением, стрессами, экстремальными ситуациями.

    Классификация и симптомы

    Гиперкинезы подразделяются в зависимости от локализации патологического процесса, степени интенсивности. Определение вида нарушения – важный диагностический критерий, влияющий на выбор способа лечения.

    В зависимости от клинической картины, выделяют такие виды:

    • Хореический (хореиформный). Характеризуется аномальными движениями конечностей или мимических мышц. Может иметь как врожденное, так и приобретенное происхождение. Часто возникает на фоне мозговых травм, онкологических новообразований, ревматизма, дегенеративных процессов. Поражения лицевых мышц, как правило, односторонние.
    • Атетоидный. Характеризуется непроизвольным сгибанием пальцев ног или рук, лицевыми спазмами, судорогами. В случае отсутствия терапии нарушается подвижность суставов, вследствие чего пациент частично обездвиживается.
    • Гемифациальный. Представляет собой гиперкинезы, возникающие в лицевых мышцах. Характер проявлений различный. Поражаются преимущественно мимические мышцы. Иногда отмечается непроизвольное закрытие век, подергивается нижняя челюсть. Отмечаются спонтанные движения языком и губами.
    • Дрожательный. Характеризуется непроизвольным возникновением тремора, при котором в процесс вовлекается отдельный участок мышц. Может свидетельствовать о ранней стадии болезни Паркинсона.
    • Тикозный. Считается наиболее распространенной формой синдрома. В большинстве случаев тикоидный гиперкинез появляется из-за поражений ЦНС при травмах, отравлениях, инфекционных патологиях. Возникает на фоне сильного эмоционального возбуждения, в качестве реакции на интенсивные раздражители. Нервный тик представляет собой аритмичный гиперкинез с низкой амплитудой, возникающий в отдельной мышце. Особенностью является то, что человек способен некоторое время подавлять непроизвольное движение.
    • Миоклонический. Представляет собой приступообразный гиперкинез, характеризующийся точечными сокращениями мышечных волокон. Локализуется преимущественно в мышцах лица и нижних конечностях. Патология возникает из-за врожденных аномалий.
    • Медленный. Характеризуется снижением тонуса и спазмом мышц. Вследствие развития патологического процесса пациент принимает неестественную позу. Из-за этого возникает угроза для опорно-двигательного аппарата.
    • Кардиальный. Представляет собой форму ВСД, при которой в патологический процесс вовлекается сердечно-сосудистая система. Характеризуется развитием гиперкинеза в левом желудочке сердца, вследствие чего развивается интенсивная тахикардия. Патология сопровождается усиленной пульсацией в висках, в области сонной артерии. Возникновение кардиального гиперкинетического синдрома может свидетельствовать о начальной стадии инфаркта миокарда.

    Клиническая картина при гиперкинезах включает широкий спектр симптоматических проявлений, в число которых включены:

    непроизвольные движения конечностей;

    • тремор;
    • онемение и спазм мышц;
    • чувство пульсации в крупных сосудах;
    • подергивание мелких мышечных групп;
    • непроизвольные движения языка, нижней челюсти;
    • смыкание век;
    • интенсивные судороги с одной стороны тела;
    • снижение общего мышечного тонуса;
    • нарушения координации движений;
    • нарушения мелкой моторики рук;
    • прием неестественных поз.


    Диагностика

    Гиперкинез диагностируется на основе сведений о клинической картине. Лабораторные и инструментальные методы обследования требуются для определения возможной причины нарушения.

    В число методов диагностики включается:

    • Неврологический осмотр. Производится изучение присутствующих у больного проявлений гиперкинеза, определяется степень интенсивности, амплитуда. Специалист проверяет рефлексы, реакции на раздражители. Оценивает психоэмоциональное состояние, интеллектуальные особенности. Выявляют сопутствующие симптомы.
    • Энцефалография. Представляет собой метод определения характера биоэлектрических процессов в тканях мозга. При помощи такого обследования выявляется миоклонический синдром. Могут обнаруживаться признаки, указывающие на наличие эпилепсии.
    • Томография. Используется с целью изучения состояния мозга при травмах, подозрениях на онкологические заболевания, ишемический процесс. Метод эффективен при диагностике гемифациального, атетоидного, тикозного гиперкинезов.
    • Ультразвуковое обследование. Производится с целью выявления ишемических процессов и других провоцирующих факторов сосудистого происхождения.
    • Биохимический анализ крови. Назначается с целью выявления ядовитых веществ при подозрении на токсическое происхождение заболевания. Во вспомогательных целях может применяться гормональный анализ.

    Терапевтические мероприятия

    Важно отметить, что гиперкинетический синдром может иметь как первичный, так и вторичный характер. При диагностике необходимо определить причину нарушения, так как только ее устранение позволит избавить больного от симптомов. Для лечения гиперкинезов применяются различные методы, основным из которых является прием препаратов.

    Медикаментозная терапия

    Лекарственные средства назначаются с учетом индивидуальных особенностей пациента, специфики клинической картины. В терапевтических целях применяют препараты с седативным, противосудорожным действием. В некоторых случаях полностью излечить патологию невозможно. Тогда терапия направляется на улучшение состояния больного, сокращение частоты приступов, снижение их интенсивности, предотвращение осложнений.

    В лечебных целях используют такие группы препаратов:

    1. Холинолитики. Действие направлено на торможение нервных процессов в мышцах за счет снижения активности ацетилхолина. Наиболее эффективны при гиперкинезах, сопровождающихся спазмами, тремором, торсионной дистонией. Распространенный представитель данной группы – «Тригексифенидил» («Циклодол», «Паркопан», «Ало-Трайгекс»).
    2. Препараты «Дофа» («Дигидроксифенилаланин»). Действие направлено на улучшение метаболизма дофамина. Предназначены для лечения торсионной дистонии.
    3. Нейролептики. Назначаются для купирования интенсивных нервных импульсов. Применяются при фациальных спазмах, атетоидном, хореическом, торсионном гиперкинезах.
    4. Бензодиазепины. Характеризуются выраженным противосудорожным и расслабляющим воздействием. Пациентам с гиперкинетическим синдромом назначаются препараты на основе «Клоназепама». К ним относятся «Клонотрил», «Ривотрил».

    При гиперкинезах может назначаться лечение с помощью гомеопатии. Такой метод имеет немало положительных отзывов со стороны врачей и пациентов. Применение допускается только при одобрении лечащего невропатолога.

    Народные средства

    В целях вспомогательной терапии используются методы нетрадиционной медицины. Применяются народные средства, обладающие успокоительным и расслабляющим эффектом. Положительным воздействием отличаются водные процедуры, ванны с добавлением морской соли, настоев седативных трав (мяты, лаванды).

    Хорошим эффектом при гиперкинезах отличаются настои, приготовленные из зерен овса. Необходимо залить 0,5 кг зерен 1 л воды, варить на небольшом огне. Полученную жидкость сцеживают, добавляют в нее мед. Следует пить лекарство по 1 стакану.

    При гиперкинетическом синдроме полезны отвары ромашки, чай с листьями мяты, мелисы. Положительным действием характеризуются настои шиповника, пустырника.

    © shcool3murom.ru, 2024
    35-я параллель - Образовательный портал