Гуманитарная катастрофа. Государственные награды, почетные звания, благодарности

23.03.2022

Минобрнауки признал РГГУ неэффективным вузом, а ректор Ефим Пивовар, по данным БГ, скоро покинет свой пост. Почему университет, в стенах которого работали литературовед Михаил Гаспаров, историк-медиевист Арон Гуревич, культуролог Сергей Аверинцев и работают до сих пор многие замечательные ученые, вдруг был признан неэффективным? БГ разобрался в том, какие причины привели к столь плачевной ситуации, и выяснил, что ждет университет в будущем

И все же, несмотря на объективные проблемы вуза, возникает ощущение, что все грехи РГГУ неспроста всплыли разом, в один момент. В стране, где ошибки и нарушения могут замалчиваться годами, такой концентрированный поток разоблачений естественным не выглядит.

Например, настораживает, что Борис Соболев, снявший фильм про взятки в вузе, и в журналистской, и в вузовской среде считается придворным телерепортером Рособрнадзора и Минобрнауки. Многие сенсации из «Дна знаний» добывались при явной поддержке чиновников. Более того, совсем недавно Борису Соболеву пришлось оправдываться за фабрикацию аналогичного сюжета об РГТЭУ.

Вызывает сомнения и начавшаяся в последние полгода активность депутатов Госдумы: сразу после того, как по центральному телевидению показали программу Соболева, Ирина Яровая потребовала у Генпрокуратуры проверить факты коррупции в РГГУ. Александр Хинштейн в своем твиттере написал об увольнении Пивовара и реорганизации РГГУ как о свершившемся факте. Собеседник БГ в университете предполагает, что, скорее всего, кто-то с помощью депутатов пытается побороться за ректорское место - хотя кто именно сподвиг одиозных парламентариев поднять волну, неизвестно.

В январе 2013 года в борьбу включилась и Счетная палата, обнародовав найденное еще в сентябре «нецелевое использование средств дополнительного бюджетного финансирования» на сумму 156,2 миллиона рублей. Выяснилось, что деньги, предназначенные на «содержание и развитие материально-технической базы», тратились на зарплаты административно-управленческому персоналу.

Руководство РГГУ выводы аудиторов считает спорными: «Средства от аренды были перечислены в фонд оплаты труда всех сотрудников, а не администрации. Это было сделано в том числе и по результатам переговоров с инициативной группой сотрудников, недовольных уровнем оплаты труда; более того, сейчас законодательство изменилось, и использование этих денег на оплату труда теперь разрешено», - рассказали в пресс-службе вуза.

Как бы то ни было, в тот же день, когда Счетная палата опубликовала результаты аудиторской проверки, в сети появился сайт «Коррупции в РГГУ нет» и анонимное письмо «от коллектива РГГУ», авторы которого просили Владимира Путина разобраться с коррупцией и кумовством, охватившими университет. Главным «коррупционером» оказался сам Пивовар.

Впрочем, преподаватели, выступавшие под своими именами, в том числе недовольные руководством, появление подметного письма осудили и от его авторства открестились. «Инициаторы проверки и авторы анонимок и фальшсайта - разные люди (фамилии называть не будем), однако цель у них одна», - поясняют в вузе.

В любом случае есть основания полагать, что против РГГУ и ректора развернулась настоящая кампания с обильным компроматом, в которой вольно или невольно участвует и Минобрнауки.

«Каковы бы ни были настоящие причины этого недовольства, для меня и для многих моих коллег-преподавателей ясно одно: под предлогом борьбы с коррупцией бюрократические элиты дерутся за господство над одним из лучших университетов страны, спекулируя при этом на унизительном материальном положении, в котором при попустительстве государства пребывает большинство работников российской высшей школы. В этой ситуации я хотел бы призвать своих коллег к сплочению и солидарности. События прошедшего года должны были многому нас научить.

Проблемы РГГУ - это не частные проблемы отдельного «неэффективного» вуза. Они не решаются простой сменой руководства. В серьезной реформе нуждается вся система высшего образования. Но она ничего не даст, если будет проводиться только «сверху», без участия преподавательской общественности. Необходимо изжить атмосферу угодничества и низкопоклонства, которая продолжает царить в наших университетах и благоприятствует тому, чтобы судьбой науки и образования распоряжались часто бездарные и нечистоплотные люди. Нужно делать все возможное для того, чтобы работали демократические процедуры, обеспечивающие регулярную выборность и смену лиц, занимающих все административные должности, от завкафедрой до ректора университета. Сегодня, как никогда раньше, назрела потребность в сильном преподавательском профсоюзе, способном отстаивать принципы университетского самоуправления».

  • Теги:

© Фото Евгения Евдокимова

Скандал со списком «неэффективных вузов» может завершиться ликвидацией одного из флагманов отечественного гуманитарного образования - РГГУ. По информации «Росбалта», на место опального ректора этого университета уже нашли замену, а самому вузу угрожает слияние с ВШЭ или РГСУ.

Как стало известно «Росбалту», отставка нынешнего ректора РГГУ Ефима Пивовара может произойти уже в марте. Формальным поводом для этого станет совещание в правительстве, на котором чиновники подведут промежуточные итоги оптимизации и реорганизации так называемых «неэффективных вузов».

Напомним, ранее в «черном» списке, подготовленном Минобрнауки, кроме РГГУ, также оказались МАРХИ, Литинститут и другие именитые вузы. Как выяснилось, университет не отвечает критериям по зарплате преподавателей, площади обучения на одного студента и т.д.

В итоге РГГУ попал в группу вузов, подлежащих оптимизации, которая, помимо прочего, предполагает возможную смену руководства и корректировку учебных программ.

Источник агентства, близкий к руководству университета, сообщил, что ректор уже не ставит свою подпись ни под какими важными внутренними документами, хотя по-прежнему регулярно ходит на работу и проводит различные совещания.

В пользу грядущей отставки Пивовара свидетельствует и то, что университет начали покидать наиболее ценные и уважаемые в вузовских кругах сотрудники. Так, на днях стало известно о назначении проректора РГГУ по научной работе Дмитрия Бака новым директором Литературного музея. Эта кадровая перестановка произошла с подачи главы Минкульта Владимира Мединского, который, как известно, находится в дружеских отношениях с министром образования Дмитрием Ливановым.

По некоторым данным, Пивовар, который возглавляет РГГУ с 2006 года, должен был покинуть свой пост еще до 15 января. «В рамках оптимизации работы вуза ему было выдвинуто одно из условий для сохранения своей должности - убрать с работы первого проректора РГГУ Валерия Минаева, но он эту задачу так и не выполнил», - рассказал собеседник агентства.

Минаев известен не только как один из основателей и, пожалуй, самых маститых старожилов РГГУ, созданного в начале 1990-х годов на базе Московского историко-архивного института. Считается, что именно он привел в РГГУ печально известный ЮКОС, который некоторое время успешно спонсировал этот университет. Одно время вуз даже называли «кузницей кадров для ЮКОСа», а один из экс-руководителей этой компании, бывший ректор РГГУ Леонид Невзлин, был утвержден на этот пост, как говорят, с прямой подачи Минаева.

После того, как Невзлин бежал из России в Израиль, скрываясь от преследования спецслужб, Минаев дважды избирался ректором РГГУ, но оба раза Минобрнауки отказывалось утвердить его кандидатуру.

Вместо этого на руководство вузом был спущен Ефим Пивовар, который хоть и проработал до 1997 года в РГГУ, но четко ассоциируется с другим известным университетом - МГУ, где он долгое время возглавлял центр по теоретическим проблемам исторических исследований на историческом факультете.

С уходом ЮКОСа и приходом Пивовара вуз, как говорят, его преподаватели и выпускники начал «медленно загибаться». «Последний раз настоящий ремонт учебных помещений в главном здании на Новослободской делали в начале 2000 годов, а про состояние корпусов на Никольской и говорить нечего - все давно обветшало и представляет собой печальное зрелище», - посетовал в беседе с корреспондентом «Росбалта» один из преподавателей РГГУ.

При этом, по его словам, ремонт регулярно проводится в помещениях административно-хозяйственного блока - приемной самого ректора, а также учебных и хозяйственных отделах.

Средняя же зарплата доцента РГГУ при нагрузке в 750 часов не превышает и 25-27 тыс. рублей в месяц, профессорам платят чуть больше - 30 тыс. рублей. «Причем преподавателей предупредили, что нагрузка будет только расти, о какой научной деятельности тут можно говорить?», - возмутился собеседник агентства.

Так что претензии Минобрнауки к состоянию материально-технической базы университета, а также низкой оплате труда преподавательского состава нельзя считать полностью безосновательными.

Другое дело, что даже сторонний наблюдатель мог легко заметить, что в последнее время против вуза, в котором, к слову, конкурс при поступлении порой превышает 30 человек на одно место, развернулась неприкрытая информационная война.

Так, пару недель назад Счетная палата объявила о нецелевом использовании РГГУ дополнительных бюджетных средств в 156,2 млн рублей. Оказалось, что деньги, предназначенные на развитие материально-технической базы, были потрачены руководством вуза на повышение зарплаты преподавателям.

В этот же день создатели некоего сайта «corruptionrggu.net» призвали пользователей Рунета под душераздирающий отрывок из песни Владимира Высоцкого «Спасите наши души!» подписаться под анонимным письмом Владимиру Путину, в котором приводились факты кумовства и взяточничества в РГГУ.

Впрочем, как выяснилось позднее, письмо оказалось «липой», а сам сайт уже недоступен для посетителей Интернета.

Тем не менее, в вузе царит нервозная обстановка. «Пошли слухи, что среди преподавателей будет проведен некий рейтинг, по результатам которого многие будут сокращены. Также якобы собираются искусственно перевести надбавки за ученые степени в зарплаты преподавателей и за счет этого добиться их фиктивного повышения», - рассказали в университете.

Между тем, по информации «Росбалта», на место Пивовара рассматривается кандидатура ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Сергея Зуева. По совместительству он также занимает еще несколько должностей в других московских вузах, плотно работает с органами госвласти и даже является экспертом Совета Европы.

Сложно представить, как при такой занятости, новый ректор, в случае его перехода на работу в РГГУ, будет справляться с поставленной задачей по оптимизации вуза.

По сведениям агентства, назначение Зуева ректором РГГУ лоббирует замруководителя правительства РФ Аркадий Дворкович. В этой связи могут оказаться не беспочвенными участившиеся слухи о грядущем слиянии РГГУ с ВШЭ или РГСУ.

Как отмечают собеседники агентства, вероятно, что в скором времени выяснится, что за включением этого вуза в список «неэффективных», а также кадровыми перестановками скрывается вполне конкретный коммерческий интерес.

Так, по оценкам риэлторов, стоимость квадратного метра недвижимости в районе Новослободской, где расположено главное здание РГГУ, составляет минимум 200 тыс рублей. Известно также, что на здания университета на Никольской улице уже давно претендует РПЦ.

Дарья Павлова

Ефим Иосифович Пивовар — профессор истории, доктор исторических наук, специалист в области новейшей истории, член-корреспондент РАН. Он объединил в себе еще и прекрасные качества руководителя и просто хорошего человека. Многочисленные друзья и коллеги отзываются о Ефиме Иосифовиче как о человеке добром и веселом.

Детство

В 1956 году, как и многие другие его ровесники, пошел в первый класс школы № 1150, которая находилась в Подмосковье в городе Перово. Теперь это уже территория Москвы.

Несмотря на то, что в семье Ефима Иосифовича Пивовара не было представителей науки, еще со школьной скамьи будущий профессор мечтал стать историком. Все началось с увлечения археологией. В четвертом классе он прочел книгу "Занимательная археология" Монгайта, которая его потрясла. Дальше знакомство с наукой продолжилось чтением книг о кумранских рукописях, что произвело на школьника огромное впечатление.

Любимые учителя

Ефиму Иосифовичу очень повезло с учителями истории, их он помнит и сейчас. Мадлена Александровна, которая была грозой всех учащихся, преподавала в пятом классе "Древний мир".

Вторая учительница, Надежда Павловна, увидев тягу ребенка к познаниям, назначила его архивариусом школьного кружка. Мальчик впервые попал в архивы музея города Москвы, он ознакомился с архивами родного города Перово. Школьник узнал историю образования города, истоки происхождения его названия. Он стал интересоваться преданиями, связанными с его малой родиной.

И сегодня, когда Ефиму Иосифовичу приходится находиться в архиве, он испытывает какой-то трепет от самого пребывания в этих стенах не зависимо от того, какие данные в этот момент он изучает.

Последней учительницей истории была Зинаида Ивановна Чернякова, с которой историк имел счастье встретиться в настоящее время и, в благодарность за полученные знания, вручить авторский учебник.

Увлечение археологией

В школьные годы, продолжая увлекаться археологией, Е. И. Пивовар не раз принимал участие в археологических раскопках.

Сразу после окончания школы он поступил в МГУ на исторический факультет, где обучался у таких уважаемых в исторических кругах преподавателей, как В. З. Дробижева и И. Д. Ковальченко.

Здесь, оставаясь верным своим интересам, молодой человек вступил в научное студенческое общество археологов. Но его дядя, который был инженером, убедил парня отвлечься от истории древности и обратить внимание на историю ХХ века. Да и школьная учительница Зинаида Ивановна тоже, немного с усмешкой, сказала: "Что это - археология?" Прислушавшись к их словам, будущий ученый переориентировался на изучение истории ХХ века и занимается этим до сегодняшнего дня.

После окончания университета молодой историк решил продолжать развиваться в данном направлении и поступил в аспирантуру Института истории, а затем защитил кандидатскую диссертацию.

Стремительная карьера

В период с 1973 по 1986 год Е. И. Пивовар заведовал несколькими отделами в журнале "История СССР".

В 1986 году он был принят на работу в Московский государственный историко-архивный институт, где за десять лет смог сделать стремительную карьеру: от старшего преподавателя до заведующего кафедрой, декана и, наконец, проректора по научной работе.

В своей дальнейшей профессиональной биографии Пивовар Ефим Иосифович за период с 1990 по 1993 год прочел несколько курсов лекций по истории за рубежом. Он преподавал в университетах Чикаго, Иллинойса, штата Мичиган и других.

В 1997 году Пивовар Ефим Иосифович принимается на должность профессора исторического факультета в Московский Государственный университет. А уже через два года он является заместителем декана исторического факультета Московского Государственного университета.

С 2004 года Пивовар Е. Ф. заведовал кафедрой истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ.

В 2005 году профессор Пивовар занимает должность заведующего кафедрой стран постсоветского зарубежья.

Российский государственный гуманитарный университет

В 2006 году назначают ректором РГГУ Ефима Иосифовича Пивовара. Эту должность он получил путем тайного голосования университетской конференции, что стало для профессора полной неожиданностью. В Минобрнауки очень одобрительно отнеслись к этому избранию.

Российский государственный гуманитарный университет был организован в 1991 году.

К моменту избрания Пивовара ректором, университет приобрел скандальную славу, и главной задачей профессора было сохранить вуз.

Заслуги ректора

В период руководства Пивовара РГГУ очень успешно развивало международные отношения. Каждый год тысяча студентов и преподавателей участвовали в международном обмене. Особенно активно шло сотрудничество с вузами Германии. По окончании учебы в рамках данного проекта студенты получали двойной диплом. Это был первый опыт для России получения дипломов одновременно двух вузов в гуманитарной сфере.

На фото Пивовар Ефим Иосифович вручает диплом выпускнице РГГУ.

В 2010 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении ректора РГГУ Е. И. Пивовара Орденом Дружбы.

В университет стали возвращаться преподаватели, которые ранее ушли из РГГУ по разным причинам. В вузе расширился штат зарубежных профессоров. Возросло количество лекций, читаемых на иностранных языках.

В 2011 году профессор был переизбран ректором на второй срок. За него проголосовало подавляющее большинство делегатов выборной конференции.

В 2016 году срок пребывания Е. И. Пивовара на должности ректора подошел к концу, а переизбираться он уже не мог.

3 мая 2018 года Ефим Иосифович Пивовар за заслуги в ведении научно-педагогической деятельности и подготовку квалифицированных специалистов был награжден Орденом Почета.

Личная жизнь

Галина Викторовна Волкова, жена Ефима Иосифовича Пивовара, также историк по образованию. Они учились на одном курсе в МГУ, где и познакомились. Еще в студенческие годы Галина заинтересовалась фотографией и стала развивать в себе этот талант.

Галина Волкова много бывала за границей, а полученные впечатления выражала в своих работах.

Многие фотоработы Волковой находятся в частных коллекциях разных стран мира.

С 2006 года она работает в РГГУ руководителем фотоцентра. Руководит отделением "Арт-дизайн". Является членом Творческого Союза Художников и членом творческого объединения "Метрополис".

Вклад в науку

Е. И. Пивовар внес большой вклад в изучение истории Отечества ХХ-XXI веков. Принимал участие в формировании российской школы количественных методов исследований в сфере истории. Руководил исследованиями, которые имели весомое значение для изучения биографий русских эмигрантов и русского зарубежья в XX веке, а также изучения истории стран постсоветского пространства.

Участвовал в Международных конгрессах исторических наук, конференциях, коллоквиумах.

Читал курсы лекций в зарубежных странах.

Под руководством профессора защищено шестнадцать кандидатских диссертаций. Он являлся консультантом трех докторских диссертаций.

В заключение хочется отметить, что Пивовар Ефим Иосифович, безусловно специалист высшей категории в своей сфере. Но, кроме этого, он объединил в себе еще и прекрасные качества руководителя и просто хорошего человека. Многочисленные друзья и коллеги отзываются о Ефиме Иосифовиче как о человеке добром и веселом. А такие качества как ум, деловая хватка и отзывчивость довольно редко сочетаются в одном человеке.

Преподаватели РГГУ направили в Следственный комитет РФ и Генеральную прокуратуру РФ заявление с требованием расследовать факты коррупции в вузе

В связи с выявленным Счетной палатой нецелевым использованием 156,2 миллионов рублей со стороны руководства РГГУ, преподавательский состав университета, который ранее обратился с письмом В.Путину с просьбой остановить коррупцию в вузе, направил в Следственный комитет РФ и Генеральную прокуратуру РФ заявление с требованием расследовать факты коррупции. приводит текст обращения полностью.

В Генеральную прокуратуру Российской Федерации Чайке Ю.Я.
В Следственный комитет Российской Федерации Бастрыкину А.И.

От преподавательского состава Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

Уважаемый Юрий Яковлевич и Александр Иванович,

Информация о том, что Счетная палата обнаружила нарушения в связи с нецелевым использованием 156,2 миллионов рублей, а также превышением полномочий в части распоряжения имуществом, закрепленным за университетом, лишь подтвердила то, о чем знает большинство сотрудников РГГУ. В университете процветает коррупция, которая во многом и стала причиной того, что вуз, имеющий почти 100-летную историю, попал в список неэффективных высших учреждений России.

В ответ на заявления Счетной палаты о нецелевом использовании 156,2 миллионов рублей, руководство РГГУ утверждает, что деньги были использованы на повышение зарплат преподавательскому составу. Но так ли это и кому пошли эти деньги?

Многие жители страны могли слышать речь В. Путина на встрече с ректорами высших учебных заведений в феврале 2012 года о необходимости с сентября повысить зарплату профессорско-преподавательского состава вузов до уровня не ниже средней по экономике региона. На увеличение фондов оплаты труда преподавателей государство дополнительно выделило 2,65 млрд. рублей. Во многих вузах ситуация с зарплатой поменялась, но в РГГУ для простых педагогов осталась такой же плачевной. На это министр образования и науки Д. Ливанов указал ректору РГГУ Е. Пивовару на совещании в ноябре этого года. Похоже, что министр не разделил щедрость руководства вуза, установившего продолжительностью на октябрь-декабрь рядовым преподавателям в зависимости от должности надбавки от 2000 до 3700 рублей в месяц.

Всего в университете 1900 преподавателей, у половины из которых основным местом работы является другая организация. Обычная месячная зарплата рядового преподавателя без вычета налогов около 18 тыс. рублей, кандидата наук на должности доцента около 29, доктора наук на должности профессора 35. Что во всех случаях меньше средней зарплаты по Москве в 45,6 тыс. рублей.

Из информации на сайте РГГУ и выступлений ректора Е. Пивовара преподаватели узнали, что средняя зарплата в вузе 48,6 тыс. рублей. Но большинство педагогов никогда не получало столь ощутимую сумму за свой нелегкий труд. Откуда же она взялась? Ответ достаточно прост: необходимо лишь вспомнить народную мудрость о курице - кто-то съел две, другой ни одной, в итоге получается, что каждый насладился одной курицей. Примерно такая же ситуация и в вузе, только кушает тут не каждый второй, а в лучшем случае каждый двадцатый.

На оплату труда и другие выплаты в 2011 г. вуз потратил 1639,4 млн. рублей. Даже, если посчитать что в вузе работает на полную ставку работает 1000 человек и еще 1000 по совместительству на половину и четверть ставки, то на каждого должно прийтись по 1 млн. 93 тыс. рублей в год или 91 тыс. рублей в месяц. Следовательно, если месячный доход основной массы составляет менее 30 тыс., то остальные две трети получает кто-то другой. Кто это может быть?

Наверное, тот, кто занимает в вузе руководящую должность, хотя правильнее сказать должности, т.к. мало кто из верхов ограничивается одной. Тройка лидеров по числу руководящий должностей выглядит следующим образом. 1 место - Архипова Надежда Ивановна - директор Института экономики, управления и права; декан факультета управления; заведующая кафедрой организационного развития; заведующая кафедрой государственного и муниципального управления. 2 место - Логунов Александр Петрович - декан факультета истории, политологии и права; заведующий кафедрой истории России нового времени; заведующий кафедрой культуры, мира и демократии. 3 место - Шкаренков Павел Петрович - декан историко-филологического факультета; заведующий кафедрой истории древнего мира; директор учебно-научный центр глобалистики и компаративистики. Наличие двух руководящих должностей - это норма для вуза. Именно руководящих, т.к. те или иные деканы и завкафедрами еще числятся профессорами на кафедрах своих друзей. Почти повсеместно совмещение должностей декана факультета и заведующий одной из кафедр факультета. За все эти должности руководители получают деньги. Если к этому числу прибавить еще и должности в руководстве диссертационных советах и других структурах, то общее число должностей будет ужасающим. Самое удивительное, что эти люди ни сколь не стесняются подобному числу должностей, а наоборот кичатся этим, говоря о своей всеобщей востребованности.

Помимо желания самому занять как можно больше хлебных должностей в РГГУ не менее распространено кумовство. Рекордсменом с большим отрывом здесь является директор-декан-завкафедрой-завкафедрой Архипова Н.И. Ее дочь, Крапчатова Ирина Николаевна, является заведующей кафедрой уголовного права и процесса и заведующей криминалистической лаборатории в руководимом мамой институте. А ее супруг, Крапчатов Александр Иванович заведует лабораторией активных методов обучения (деловых игр) в тещином институте. Функции этого подразделения заключаются в обслуживании оргтехники и закупки картриджей, что для всех остальных институтов и факультетов выполняются специализированными подразделениями вуза.

Счетная палата Россиской Федерации 17 января 2013 заявила, что в вузе превышаются полномочия в распоряжении имуществом, закрепленным за университетом. Что на самом деле стоит за это «сухой» формулировкой?

На каждого студента должно приходиться не менее чем, по 13 кв. метров зданий, в РГГУ менее 10 кв. метров. И это при том, что в данном показатели учитывалась все помещения, имеющиеся у вуза. Но большинство помещений вообще не предназначено для студентов. Студенты и преподаватели вуза хорошо знают условия, в которых им приходится заниматься: маленькие, душные, обшарпанные комнатенки и подвальные помещения. В вузе только один корпус и то не полностью отдан под учебу - 2-й. Правда в нем всего 2 лифта и идут занятия у двух третей студентов вуза, поэтому на 8-9 этажи приходится либо подниматься пешком, либо ждать в очереди лифт по 20 минут. Остальные практически полностью состоят из кабинетов, офисов сторонних фирм, номеров и общежитий для посторонних людей, расхаживающих по коридорам в полотенце после душа. При этом руководство всех уровней работает в больших роскошно отделанных кабинетах с просторными приемными с несколькими секретарями. Апартаменты ректора, например, отделаны в классическом стиле как в лучших дворцах мира и достигают нескольких сотен метров. При этом преподаватели вместе со студентами-дипломниками и аспирантами в вперемешку с лаборантами и методистами ютятся в маленьких помещеницах-кафедрах и коридорах. Таким является при беглом взгляде РГГУ. Обидно, но вуз с уникальными корнями и историей - мало что из себя представляет сегодня.

Мы просим правоохранительные органы среагировать на ситуацию в РГГУ, угрожающую всей системе российского образования. Мы просим, чтобы сотрудники, замеченные на фактах коррупции были отстранены от работы, а по фактам коррупции были заведены уголовные дела, которые должны быть доведены до конца. Отмечаем, что даже документально зафиксированные преступления при коррупционном наборе студентов в вуз или финансово-экономической деятельности института так и не были расследованы, а виновники до сих пор не наказаны. Образование - это единственное, что может вытащить Россию из пропасти. От того, будет ли у России шанс сохранить и преумножить свой образовательный потенциал, зависит будущее каждого человека в нашей стране.

Сотрудники и преподаватели РГГУ

В ноябре настоящего года были обнародованы итоги мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, который проводился Министерством образования и науки России. Многие, узнавшие результаты, были удивлены и шокированы тем, кто попал в список неэффективных вузов. Попробуем без лишних эмоций разобраться в причинах этого.
В августе-сентябре Минобрнауки собирал со всех государственных вузов сведения об их деятельности. Причинами этого много, в том числе желание собственника (государства) сделать работу вузов более эффективной и полезной для населения, т.к. ряд учебных заведений давно уже забыл, чем он на самом деле должен заниматься. Критерии оценки вузов и были названы показателями эффективности. Туда вошла следующая информация, состоящая из 5 крупных блоков: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность и инфраструктура. Каждый из разделов включает в себя от 4 до 17 пунктов. Данные брались по состоянию на тот момент, т.е. на сентябрь этого года.
Среди вузов, вокруг неэффективности работы которых было особенно много шума, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). У многих возник вопрос: почему учебное заведение, имеющее почти 100-летную историю и довольно популярное у нынешних абитуриентов попало в список «плохих вузов».
Сразу после появления информации в СМИ, началась волна возмущения в основном исходившая от студентов, которые никак не ожидали, что окажутся в некачественном учебном заведении. Их вины в этом и нет, просто вуз, студентом которого они стали оказался не таким хорошим, как его преподносили. Больше студентов расстроилось только множественное руководство вуза от ректора и проректоров до огромного количества директором, деканов и разных других начальников, рискующим при таком развитии событий потерять свои насиженные годами, а порой и десятилетиями, места. Во многом от них исходила информационная волна о заговоре врагов против вуза, желающих уничтожить уникальное учебное заведение. Но враги, как это часто бывает, находятся не снаружи, а внутри. Правда не враги руководства, а студентов, аспирантов и рядовых работников. Что же так возбудило всех и насколько все у вуза действительно плохо?
Начнем с критерия 1 - образовательная деятельность. Суда вошли различные показатели, касающиеся зачисления в вуз, количества аспирантов, качества преподавателей и т.д. Если формальный критерий со средним балом ЕГЭ у РГГУ все обстоит более менее, он выше минимально необходимого, то суть самой системы приема в вуз шокирует.
У вуза в виду статуса университета достаточно много бюджетных мест, но абитуриентам не стоит обманываться на счет своих шансов поступить. На ряд специальностей, или как теперь это называется направления, почти все бюджетные места были заняты победителями олимпиад, причем не всероссийских, а внитривузовских, т.е. которые проводит сам вуз, а результаты считают его сотрудники. Например, международные отношения, где было зачислено 45 победителей олимпиад, юриспруденция – 25 человек, реклама и связи с общественностью 13 . Всего победителей и призеров олимпиад РГГУ было около 500 человек, т.е. с запасом на всех желающих поступать мимо государственной системы ЕГЭ. Преимущества такого поступления: ЕГЭ в школе можно сдать на минимальное положительное число балов, а в вуз, если «решишь вопрос» с руководством факультета, подводящего итоги олимпиады, поступись гарантировано.
Если родители спохватиться поздно, то можно включить ребенка в различные группу льготников и так протащить его в вуз. Как это делается в РГГУ показывалось в фильме Бориса Соболева «На дне знаний 2» по телеканалу «Россия 1» 4 июня 2012 года. Герой того шоу декан отделения международных отношений РГГУ Опарина Марина Владимировна, предлагала поступить в вуз, записав ребенка в инвалиды. Причем договаривалась о поступлении в кафе прямо у вуза. Ощущение полной вседозволенности типичное чувство большинства бюрократов вуза. Они делают этого годами. Тем более кто может усомниться в честности поступления в такой старинный и авторитетный университет? Да и ректор постоянно на радио и телевидении, разве такие люди могут совершать порочные поступки?
С магистратурой и того проще. Абитуриенты, как в золотые для вузовской бюрократии времена до ЕГЭ, все решают сами. Внутри вуза создаются комиссии, принимающие экзамены устно и письменно. Экзамен принимает 1, редко 2 человека, так как сложно найти большее число доверенных лиц, которые оценят результаты ответа нужным образом, плюс само мероприятие должно остаться рентабельным. С устным экзаменом совсем просто – все на субъективное усмотрение экзаменаторов. С письменным не на много сложнее. Абитуриент заполняет тест определенной ручкой, что облегчает проверяющим задачу по корректировке ответов. Такая система приводит к тому, что среди абитуриентов масса гениев, набравших по 100 из 100 возможных балов по одному экзамену.
Следующим из критериев Минобрнауки и реального престижа вуза является число иностранных студентов. Минимальное их число должно быть всего 3% от общего количества учащихся. В РГГУ – это чуть более 2%, причем подавляющее большинство это граждане СНГ, которые вообще вынесены в отдельную группу. В реальных цифрах иностранных студентов в вузе лишь около 300 человек.
Основная масса специальностей, по которым обучает вуз не то, что не уникальна, обучение по ним ведется в подавляющем большинстве вузов как государственных, так и частных. Это менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, экономика, финансы и кредит и т.д. и т.п. То, же что университет пытается преподнести как уникальное также не всегда таким является. По истории, филологии, документоведению и архивоведению, востоковедению и африканистике обучение осуществляют и другие вузы. В самом же РГГУ группы студентов этих специальностей крайне малочисленны. Бывает число студентов доходит до 5-6. Особенно этим грешит факультет истории, политологии и права (ФИПП) вообще дублирующий все другие подразделения вуза.
Еще при оценке образовательной деятельности учитывается качественный состав преподавателей. Сколько кандидатов и докторов. Но самым интересным здесь является не формальное количество людей с учеными степенями, а профильность их образования. Здесь дела обстоят не очень, в особенности на популярных факультетах, куда в педагоги по вышеупомянутым причинам пытаются записаться все куму не лень. Менеджменту обучает специалисты по радиосвязи и радиовещанию, различным видам управления документоведы, юриспруденции биологи, информационным технологиям в управлении филологи, они же отвечают за всю науку на факультете управления, список можно продолжать долго. Не говоря уже о том, что эти люди никогда не работали за пределами этого вуза, но ведут у студентов прикладные практико-ориентированные дисциплины, учат управлять фирмой и государством. Интересно, знали ли родители какие специалисты будут обучать их детей?
Критерий 2 - научно-исследовательская деятельность. Вуз не осилил и этот параметр. Сюда включены такие показатели как число публикаций преподавателей в различных изданиях и объем научных разработок в денежном эквиваленте на одного научно-педагогического работника. Большинство работ в вузе выходит в соавторстве 2-3 человек, хотя бывает и больше авторов, статьи носят характер тезисов на несколько страниц и выпускаются в сборниках вуза, куда берется все подряд. К тому же преподаватели мало мотивированы писать, т.к. зарплата пишущих и активно выступающих на различных конференциях людей и бездельников одинакова. Что касается денег на научные разработки, то их никогда не видело большинство сотрудников вуза. Внутривузовские гранты распределяются по принципу «честности», поэтому мало кому хватает. А внешние, даже если человек и получил их один раз, то вряд ли захочет повторить этот опыт. Система построена таким образом, что без бумаг, подписанных руководством факультета, института и вуза педагог не может подать документы на всероссийские и международные конкурсы. К нем, которому придется собственно вести всю документацию и осуществлять научные разработки и открытия, присоединяются декан, его зам, директор, иногда проректор или ректор, что делает бессмысленным все мероприятие. Рядовой преподаватель не может получать вознаграждение больше руководства. Работать же наоборот, руководство не будет. Поэтому ему придется в одиночку за копейки тащить на себе весь проект. Подобный опыт надолго отбивает тягу к научным грантам.
Критерий 3 - финансово-экономическая деятельность. Это самое интересное. Многие жители страны могли слышать речь председателя правительства страны В. Путина на встрече с ректорами высших учебных заведений в феврале 2012 года о необходимости с сентября повысить зарплату профессорско-преподавательского состава вузов до уровня не ниже средней по экономике региона. На увеличение фондов оплаты труда преподавателей государство дополнительно выделило 2,65 млрд. рублей. Во многих вузах ситуация с зарплатой поменялась, но а в РГГУ для простых педагогов осталась такой же плачевной. На это министр образования и науки Д. Ливанов указал ректору РГГУ Е. Пивовару на совещании в ноябре этого года. Похоже, что министр не разделил щедрость руководства вуза, установившего продолжительностью на октябрь-декабрь рядовым преподавателям в зависимости от должности надбавки от 2000 до 3700 рублей в месяц.
Всего в университете 1900 преподавателей, у половины из которых основным местом работы является другая организация. Обычная месячная зарплата рядового преподавателя без вычета налогов около 18 тыс. рублей, кандидата наук на должности доцента около 29, доктора наук на должности профессора 35. Что во всех случаях меньше средней зарплаты по Москве в 45,6 тыс. рублей.
Из информации на сайте РГГУ и выступлений ректора Е. Пивовара преподаватели узнали, что средняя зарплата в вузе 48,6 тыс. рублей. Но большинство педагогов никогда не получало столь ощутимую сумму за свой нелегкий труд. Откуда же она взялась? Ответ достаточно прост: необходимо лишь вспомнить народную мудрость о курице – кто-то съел две, другой ни одной, в итоге получается, что каждый насладился одной курицей. Примерно такая же ситуация и в вузе, только кушает тут не каждый второй, а в лучшем случае каждый двадцатый.
На оплату труда и другие выплаты в 2011 г. вуз потратил 1639,4 млн. рублей. Даже, если посчитать что в вузе работает на полную ставку работает 1000 человек и еще 1000 по совместительству на половину и четверть ставки, то на каждого должно прийтись по 1 млн. 93 тыс. рублей в год или 91 тыс. рублей в месяц. Следовательно, если месячный доход основной массы составляет менее 30 тыс., то остальные две трети получает кто-то другой. Кто это может быть?
Наверное, тот, кто занимает в вузе руководящую должность, хотя правильнее сказать должности, т.к. мало кто из верхов ограничивается одной. Тройка лидеров по числу руководящий должностей выглядит следующим образом. 1 место – Архипова Надежда Ивановна – директор Института экономики, управления и права; декан факультета управления; заведующая кафедрой организационного развития; заведующая кафедрой государственного и муниципального управления. 2 место - Логунов Александр Петрович – декан факультета истории, политологии и права; заведующий кафедрой истории России нового времени; заведующий кафедрой кафедра культуры, мира и демократии. 3 место – Шкаренков Павел Петрович – декан историко-филологического факультета; заведующий кафедрой истории древнего мира; директор учебно-научный центр глобалистики и компаративистики. Наличие двух руководящих должностей – это норма для вуза. Именно руководящих, т.к. те или иные деканы и завкафедрами еще числятся профессорами на кафедрах своих друзей. Почти повсеместно совмещение должностей декана факультета и заведующий одной из кафедр факультета. За все эти должности руководители всего и вся получают деньги. Если к этому числу прибавить еще и должности в руководстве диссертационных советах и других структурах, то общее число должностей будет ужасающим. Самое отвратительное, что эти люди ни сколь не стесняются подобному числу должностей, а наоборот кичатся этим, говоря о своей всеобщей востребованности.
Помимо желания самому занять как можно больше хлебных должностей в РГГУ не менее распространено кумовство. Рекордсменом с большим отрывом здесь является директор–декан-завкафедрой-завкафедрой Архипова Н.И. Ее дочь, Крапчатова Ирина Николаевна, является заведующей кафедрой уголовного права и процесса и заведующей криминалистической лаборатории в руководимом мамой институте. А ее супруг, Крапчатов Александр Иванович заведует лабораторией активных методов обучения (деловых игр) в тещином институте. Кстати, данное подразделение уникально для вуза. Оно не имеет ничего общего ни с лабораторией, ни с активными играми, только лишь с активностью мамы-тещи и ее страстью всеобщего контроля и обогащения. Функции этого подразделения заключаются в обслуживании оргтехники и закупки картриджей, что для всех остальных институтов и факультетов выполняются специализированными подразделениями вуза.
Наверняка каждый абитуриент РГГУ удивлялся, а затем долго пытался разобраться почему в вузе на одни и те же специальности происходит набор на нескольких факультетах? Все просто: во-первых, блатные и родственники не являются какими-то уникальными специалистами, а, как правило, заканчивали наиболее популярные специальности, поэтому если подходящее место занято, то необходимо придумать еще одно такое же; во-вторых, не каждый декан способен найти клиентов для заполнения всех бюджетных мест, поэтому их надо дробить. Наиболее интересным здесь является уже не раз упомянутый нами факультет истории, политологии и права, занимающий целый этаж в одном из зданий РГГУ и состоящий из следующих кафедр: истории и теории государства и права (при этом в вузе есть целый юридический факультет из 6 кафедр), теории и практики общественных отношений (дублирует значительно более многочисленную кафедру маркетинга и рекламы на факультете управления), современного востока (в вузе есть Институт филологии и истории и Институт восточных культур и античности), истории и теории исторической науки (исторических кафедр в вузе и так немало), теоретической и прикладной политологии, социальных коммуникаций и технологий; культуры, мира и демократии.
Критерий 4 – инфраструктура. На каждого студента должно приходится не менее чем, по 13 кв. метров зданий, в РГГУ менее 10 кв. метров. И это при том, что в данном показатели учитывалась все помещения, имеющиеся у вуза. Но большинство помещений вообще не предназначено для студентов. Студенты и преподаватели вуза хорошо знают условия, в которых им приходится заниматься: маленькие, душные, обшарпанные комтотенки и подвальные помещения. В вузе только один корпус и то не полностью отдан под учебу – 2-й. Правда в нем всего 2 лифта и идут занятия у двух третей студентов вуза, поэтому на 8-9 этажи приходится либо подминаться пешком, либо ждать в очереди лифт по 20 минут. Остальные практически полностью состоят из кабинетов, офисов сторонних фирм, номеров и общежитий для посторонних людей, расхаживающих по коридорам в полотенце после душа. При этом руководство всех уровней работает в больших роскошно отделанных кабинетах с просторными приемными с несколькими секретарями. Апартаменты ректора, например, отделаны в классическом стиле как в лучших дворцах мира и достигают нескольких сотен метров. При этом преподаватели вместе со студентами-дипломниками и аспирантами в вперемешку с лаборантами и методистами ютятся в маленьких помещеницах-кафедрах и коридорах.
Таким является при беглом взгляде РГГУ. Обидно, но вуз с уникальными корнями и историей мало что позитивное из себя представляет в настоящем, а думы о будущем не могут вызвать ничего кроме боли. Можно яро критиковать критерии оценки вузов, говоря, что они плохие и необъективные, предлагать свои, по которым все у вуза хорошо. Можно хитрить, мол, тогда у нас были плохие показатели, а за 2 месяца мы все резко изменили. Это лукавство. Все учебные заведения были в равных условиях и подавляющее большинство сильных вузов попало именно в списки эффективных. А плохому танцору всегда что-то мешает…

Коллектив сотрудников и преподавателей РГГУ

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал