Номенклатура специальностей высшего профессионального образования. Оксо — общероссийский классификатор специальностей по образованию. Взаимосвязь фгос и специальностей

23.03.2022

К ВОПРОСУ КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ГОС/ФГОС ВПО ДОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРОФИЛЮ ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ».

ОБ УКРУПНЕННЫХ ГРУППАХ ПРОФЕССИЙ, СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Министерство образования и науки Российской Федерации Приказом от 12.09.2013 № 1061 утвердило новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования. В документе представлена информация о 8 областях образования, содержащих 55 укрупненных групп специальностей.

Установление соответствия между специальностями и направлениями подготовки высшего образования, указанными в старом, 2009 года, перечне и новом, 2013 регламентируется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1245 (размещены на страничке Государственная аккредитация 2015 сайта ВятГУ в разделе «Внешние нормативные акты»).

Некоторые пояснения: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в связи с введением аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры-стажировки в уровни высшего образования Минобрнауки России была проведена соответствующая работа по модернизации перечней направлений подготовки и специальностей профессионального образования.

Последнее переутверждение данного перечня было проведено в 2009 году. В этой редакции содержались сведения о 29 укрупненных группах направлений подготовки и специальностей, 295 профессиях начального профессионального образования, 241 специальностях среднего профессионального образования. В перечне также содержались записи о более чем 350 направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры, 114 специальностях высшего профессионального образования.

Однако, данный подход не соответствовал принятым на международном уровне документам и не позволял обеспечить сопоставимость национальных показателей в международном статистическом учете. Кроме того, до принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ программы аспирантуры относились к послевузовскому образованию. Соответственно, на них не устанавливались перечни направлений подготовки, не утверждались федеральные государственные образовательные стандарты. В лицензиях на ведение программ аспирантуры указывались конкретные специальности научных работников (их в настоящее время в Номенклатуре специальностей научных работников около 500). По используемым подходам и по структуре Номенклатура специальностей научных работников не совпадала с подходами и структурой Перечней направлений подготовки высшего образования.

В основу модернизации перечней направлений подготовки и специальностей были положены следующие принципы:

ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, асссистентура-стажировка) должна быть унифицированной.

ü Структура перечней по всем уровням профессионального образования должна соответствовать структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов по научным областям. За основной ориентир была взята международная система классификации отраслей науки и технологий, предложенная ОЭСР (FOS, 2007). Для того, чтобы учесть специфику уровней среднего профессионального образования и бакалавриата, а также не потерять образовательные программы в тех областях профессиональной деятельности, которые не содержат научный и высокотехнологичный компоненты, в качестве второго ориентира была использована Международная система классификации по образованию (МСКО, 2011), утвержденная и поддерживаемая ООН.

Структура перечней должна строится на основе трех иерархических уровней:

ü область образования,

ü укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - укрупненные группы);

ü направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и адъюнктуры), или специальность (для специалитета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.

Для обеспечения принципов преемственности всех уровней профессионального образования в свете концепции образования в течение всей жизни Области образования и Укрупненные группы формируются едиными для всех уровней профессионального образования.

Разработка нового перечня направлений подготовки и специальностей осуществлялась рабочей группой по модернизации содержания образования, созданной при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России совместно с экспертами Ассоциации классических университетов России, Ассоциации инженерного образования, Координационного совета учебно-методических объединений вузов России, Совета Ассоциации технических университетов.

ü Сформировать Области образования следующим образом: за основной ориентир взять 6 широких областей наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), при необходимости переформулируя их названия с учетом специфики российской науки и российского образования, добавить область «Образование и педагогические науки» (в соответствии с МСКО-2011), а также «Искусство и культура». Таким образом, были образованы 8 областей образования:

Математические и естественные науки;

Инженерное дело, технологии, технические науки;

Здравоохранение и медицинские науки;

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

Науки об обществе;

Образование и педагогические науки;

Гуманитарные науки;

Искусство и культура.

ü Сформировать Укрупненные группы (единые для всех уровней профессионального образования) следующим образом: за основной ориентир взять укрупненные группы наук и технологий из классификатора ОЭСР (FOS, 2007), добавив в области «Инженерное дело, технологии и технические науки» несколько Укрупненных групп (с учетом приоритетных областей развития науки и технологий, определенных Президентом России, и нужд оборонной промышленности) и 1 Укрупненную группу в область «Социально-экономические и общественные науки» («Сервис и туризм»). Всего было образовано 55 Укрупненных групп.

Все действующие направления подготовки бакалавров и магистров, а также специальности высшего образования распределить по новым Укрупненным группам таким образом, чтобы в одну группу попадали образовательные программы, имеющие общее содержательное (предметное) ядро и схожие условия реализации (материально-технические, кадровые и др.). Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в соответствии с требованиями 273-ФЗ аккредитация образовательных программ будет проходить по Укрупненным группам.

ü В каждой Укрупненной группе установить, как правило, одно направление подготовки аспирантуры (учитывая, что в рамках направления подготовки, на которое будет утвержден рамочный федеральный государственный образовательный стандарт, образовательная или научная организация сможет разработать несколько образовательных программ с ориентацией на конкретные специальности научных работников).

Ранее действовавшие перечни могут применяться организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в перечнях.

Итак, КАК РАБОТАТЬ С ПОКАЗАТЕЛЕМ «соответствие требованиям ГОС/ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе»?

В данном случае имеется ввиду специальность (направление) по диплому высшего профессионального образования. Копия диплома в обязательном порядке должна находится в личном деле преподавателя.

Доля преподавателей, имеющих базовое образование, соответствующих профилю преподаваемых дисциплин по ООП должна составлять не менее 50 % (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы).

Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом:

а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине "Математика" соответствует направление подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА");

б) определяется УГН, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки 010100 "МАТЕМАТИКА" соответствует УГН 01.00.00 "МАТЕМАТИКА И МЕХАНИКА"); Причем та же математика на пересечении с информационными науками или с физикой будет относится уже к УГН 02.00.00 «КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ» и «ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ» соответственно.

в) определяется УГН, соответствующая специальности преподавателя по диплому;

г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГН, определенных в пп. б) и в).

Понятно, что специальность по диплому не всегда формулируется так же, как в ПЕРЕХОДНИКЕ (часто меняется за последние годы). Поэтому соответствие определяет специалист в том или ином направлении подготовки/специальности по содержательному признаку. При экспертизе ООП такое право дано эксперту. В нашем случае это определяет заведующий кафедрой, который должен быть готов ответить за свое решение.

  • Ответственный за поддержку классификатора: Минобрнауки России
  • Основание: Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст 01.01.2004
  • Утвержден: 15.06.2005
  • Вступил в действие: 01.10.2005
Код ОКСО Наименование специальности Квалификация
Код Наименование
90000 Информационная безопасность
210000 Электронная техника, радиотехника и связь
30000 Гуманитарные науки
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
100000 Сфера обслуживания
280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды
50000 Образование и педагогика
240000 Химическая и биотехнологии
170000 Оружие и системы вооружения
80000 Экономика и управление
10000 Физико-математические науки
200000 Приборостроение и оптотехника
150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
270000 Архитектура и строительство
120000 Геодезия и землеустройство
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых
230000 Информатика и вычислительная техника
20000 Естественные науки
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника
190000 Транспортные средства
60000 Здравоохранение
110000 Сельское и рыбное хозяйство
40000 Социальные науки
220000 Автоматика и управление
180000 Морская техника
70000 Культура и искусство

Что такое ОКСО

ОКСО – это сокращенное название Общероссийского классификатора специальностей. Классификатор создан для того, чтобы обеспечивать обмен данными между государственными ведомствами в области образования. ОКСО призван решать задачи в сфере подготовки нужных специалистов в производственной либо иной области. Другими словами, Общероссийский классификатор специальностей учитывает потребности рынка в различных областях деятельности, что приводит в конечном итоге к снижению уровня безработицы.

Среди остальных задач ОКСО выделяют такие, как регулирование лицензирования в образовательной области, статистический анализ, учет и обработку информации, регулирование соотношения уровня подготовки российских специалистов в соответствии с международными стандартами.

ОКСО включает в себя как высшее, так и среднее профессиональное образование. Классификатор опирается на закон «Об образовании», а также на списки направлений в подготовке кадров, составленные в соответствии с данным законом. Ведение классификатора регулируется Министерством образования РФ и ВНИИКИ Госстандарта.

Какие объекты классифицируются в ОКСО

Объектами Общероссийского классификатора специальностей являются специальности высшего и среднего профессионального образования. Под специальностью в данном случае понимаются навыки, знания, умения, которые были получены в процессе обучения в образовательном учреждении, когда становятся способны решать подготовленные специалисты поставленные профессиональные задачи.

Какова структура и коды в ОКСО

ОКСО в целом представляет свод кодовых обозначений объектов для классификации, наименований данных объектов и дополнительные классификационные признаки.

Включает структурное описание объекта:

  • Блок наименования
  • Блок идентификации
  • Блок классификационных дополнительных признаков

В ОКСО блок идентификации строится с применением иерархического метода классификации, а также при помощи последовательного метода кодирования. Можно выделить три уровня иерархической классификации:

  • Специальности
  • Направления подготовки
  • Укрупненные группы направлений и специальностей

В структуру кодового обозначения включены шесть десятичных цифровых знака. Она обладает следующим видом: ХХХХХХ, где:

  • Первый и второй знак соответствует укрупненным группам направлений и специальностей подготовки
  • Третий и четвертый знак – это направления подготовки
  • Пятый и шестой знак – специальности

В ОКСО блок наименования включает в себя наименования специальностей, направлений подготовки, наименования укрупненных групп направлений и специальностей. Для удобства использования классификатора наименования направлений выделены полужирным, специальностей – курсивом. В блоке классификационных дополнительных признаков содержится информация о квалификации, которая присваивается по специальности и направлению подготовки. В 1 графе блока квалификационных дополнительных признаков указывают код, во 2 графе блока – наименование квалификации. Определяется наименование квалификации утвержденными Министерством образования РФ перечням направлений и специальностей среднего профессионального и высшего образования.

Регистрационный N 30163

В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326), подпунктом 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить:

перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата (приложение N 1);

перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры (приложение N 2);

перечень специальностей высшего образования - специалитета (приложение N 3);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (приложение N 4);

перечень направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (приложение N 5);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры (приложение N 6);

перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки (приложение N 7).

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе применять перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 2, ст. 199; N 40, ст. 5091; 2011, N 28, ст. 4215), перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный N 15158), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17016), от 12 августа 2010 г. N 856 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2010 г., регистрационный N 18418), от 11 марта 2011 г. N 1352 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168 и от 12 августа 2010 г. N 856" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 апреля 2011 г., регистрационный N 20389), от 5 июля 2011 г. N 2099 "О внесении изменений в перечни направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. N 337, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 168, от 12 августа 2010 г. N 856 и от 11 марта 2011 г. N. 1352" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2011 г., регистрационный N 21577) (далее - перечни) до завершения обучения лиц, ранее принятых на направления подготовки (специальности), указанные в перечнях.

Министр Д. Ливанов

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал