Статистическая совокупность. Предмет статистики. Статистическая совокупность Статистическая группировка - это

22.05.2022

Задачи
1. Укажите, какие статистические совокупности можно выделить в материальном производстве.
Ответ

2. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения: а) фермерских хозяйств, б) театра.
Ответ

3. Численность осужденных в области распределяется по возрастам следующим образом (чел):

Определите, в каком году и в какой возрастной группе численность осужденных на 1000 человек была больше, если распределение области по возрастным группам следующее (тыс. чел.):

4. Годовым планом предприятия на 2004 год предусматривался выпуск товарной продукции на сумму 36 млн. руб. Фактически выпущено товарной продукции за этот год на сумму 31,5 млн.руб. Определите относительную величину выполнения плана по выпуску товарной продукции.
Решение

5. Имеется следующее распределение 60 рабочих по возрасту:

Определить средний возраст рабочих.
Решение

6. По одному из отделений сберегательного банка имеются следующие данные об остатках вкладов за 2003 г. и на 1 января 2004 г. (млн. руб.):

Определите цепные и базисные индивидуальные индексы цен, физического объема реализации и товарооборота.
Решение

8. Как в среднем изменились цены на молочную продукцию, если известно, что объем реализации этих продуктов увеличился на 18, а товарооборот – на 20%?
Решение

Список использованной литературы:
1. Практикум по социальной статистике: учеб. пособие / под ред. Р.Е. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Салин, В.Н. Социально-экономическая статистика: учебник / В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская. – М.: Юристъ, 2001.
3. Социально-экономическая статистика: практикум / под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Салыева, Л.С. Практикум по социально-экономической статистике: учеб.-практ. пособие / Л.С. Салыева; УрСЭИ АТиСО. – Челябинск: УрСЭИ, 2005.

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть контрольной представлена ниже:

1. официальная

2. альтернативная

3. внутренняя ведомственная

4. ведомственная

-Этапы статистического наблюдения - это:

1. сбор статистического материала

2. графическое представление данных

3. планирование и организация

4. сводка и группировка данных

5. логический и содержательный контроль информации

Укажите правильное научное значение термина «статистика»:

сбор сведений о различных общественных явлениях;

различные статистические сборники;

особая отрасль науки;

различного рода цифры и числовые данные.

Предметом статистики как науки являются:

метод статистики;

статистические показатели;

группировки и классификации;

количественные закономерности массовых варьирующих общественных явлений.

Укажите правильный ответ. Статистическая наука зародилась:

до начала современной эры летоисчисления;

Работник, для которого сбор статистических данных является профессиональной деятельностью, именуется:

статистом;

статистиком;

переписчиком;

сборщиком данных.

Основным разделом статистической науки является:

математическая статистика;

теория вероятностей;

промышленная статистика;

общая теория статистики.

Совокупность – это:

любое предметное множество явлений природы и общества;

множество элементов, обладающих общими признаками;

реально существующее множество однородных элементов, обладающих общими признаками и внутренней связью;

математическое множество.

Элемент совокупности – это:

признак совокупности;

элемент математического множества;

носитель информации;

элемент таблицы Менделеева.

Какой из перечисленных признаков является варьирующим:

цена одного килограмма товара;

температура кипения воды;

курс доллара;

скорость падения тела в пустоте.

Признаки элементов статистической совокупности бывают только:

количественные;

количественные и качественные;

качественные;

безразмерные.

Вариация – это:

изменение массовых явлений во времени;

изменение структуры статистической совокупности в пространстве;

изменение значений признака;

изменение состава совокупности.

Задания:

Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

Укажите какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

Каким количествеными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вузы?

Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

население;

потребительский рынок;

промышленность;

транспорт и связь;

Для этой цели используется ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.

Какими признаками – прерывными или непрерывными – являются:

численность населения страны;

количество браков и разводов;

производство продукции лёгкой промышленности в стоимостном выражении;

капитальные вложения в стоимостном выражении;

процент выполнения плана реализованной продукции;

число посадочных мест в самолёте;

урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

По статистическим сборникам Госкомстата России выпишите данные, характеризующие динамику за 4 – 5 лет:

численности населения;

производства отдельных видов продовольственных товаров;

экспорта и импорта;

курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.

Литература:

/1/ стр. 13-15; 21-52; /2/стр. 13-27; 32-38; /3/ стр. 12-28; /9/стр. 8.; /7/стр. 8-18; /19/ стр. 5-12; /8/ стр. 4-14.


Ответы на тестовые вопросы:

1. Статистика - это самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет исследования и свои специфические методы:

2. Объекты изучения статистики - это:

множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества
статистическая совокупность

3. Предметом изучения статистики являются:

размеры и количественные соотношения качественно определенных массовых общественных явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени

4. Статистика, как целостная система научных дисциплин, включает в себя:

теорию статистики
социально-экономическую статистику
отраслевые статистики

5. Теория статистики - это наука:

о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений

6. Кто из ученых ввел в научный обиход термин "статистика"?

Готфрид Ахенваль

7. Статистическая совокупность - это:

масса отдельных единиц одного и того же вида, объединенных единой качественной основой, но различающихся между собой по ряду признаков

8. Стадии (этапы) статистического исследования - это:

сбор первичной статистической информации
статистическая сводка и разработка первичной информации
анализ полученных сводных материалов

9. Является ли диалектический метод познания общей основой разработки и применения статистической методологии?

10. Статистический показатель - это:

количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства совокупности в конкретных условиях места и времени

11. Система статистических показателей - это:

совокупность взаимосвязанных показателей, объективно отражающих состояние, развитие и взаимосвязи массовых социально-экономических явлений

12. Статистическая методология - это:

система специфических приемов, способов и методов, позволяющих изучать закономерности массовых общественных явлений

13. Специфическая особенность статистической науки состоит в том, что при изучении своего предмета она образует статистические совокупности:

14. Статистическая закономерность - это:

основная, существенная черта, типическое свойство статистической совокупности
форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий

15. Действие закона больших чисел помогает выявить статистическую закономерность?

16. Обобщающий статистический показатель представляет собой:

измеренную величину признака, свойственную всей массе единиц совокупности, но возможно и не свойственную при этом отдельным ее единицам

17. Укажите, какие из перечисленных методов являются статистическими:

массового наблюдения
сводки и группировки данных
средних величин

18. Единицей статистической совокупности является:

первичный элемент объекта статистического наблюдения, являющийся носителем признака, подлежащего регистрации

19. Единица статистического наблюдения - это:

первичная единица, от которой должны быть получены необходимые статистические сведения

20. Вариация признака в совокупности - это:

изменение значения признака при переходе от одной единицы совокупности к другой

21. Статистический показатель имеет следующие атрибуты:

количественную и качественную определенность
место и время

22. По форме внешнего выражения признаки делятся на:

атрибутивные
количественные

23. Распределение работников по образованию - это распределение по признаку:

атрибутивному

24. Целью статистического исследования является:

выявление статистических закономерностей структуры и динамики социально-экономических явлений и их взаимосвязей

25. Статистическая методология (методы статистики) - это:

специфические приемы, с помощью которых статистика изучает свой предмет

26. Статистика как отрасль знаний - это:

наука, представляющая собой сложную и развлетвленную систему научных дисциплин обладающих определенной спецификой и изучающая количественную сторону массовых общественных явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием

27. Варьирующие признаки - это признаки:

принимающие различное количественное или качественное выражение у разных единиц совокупности

28. Статистический учет - это:

обобщающий учет, выходящий на показатели макроуровня

29. Ведомственная статистика - это:

централизованная система сбора и обработки статистических сведений, осуществляемых соответствующими министерствами и ведомствами

30. Государственная статистика - это:

централизованная система сбора и обработки статистической информации, руководство которыми осуществляет Федеральная служба государственной статистики

31. Статистическое наблюдение - это:

первая стадия статистического исследования, представляющая собой научно-организованный учет фактов о массовых общественных явлениях и процессах по заранее разработанной программе наблюдения

32. Укажите виды статистического наблюдения по времени регистрации.

непрерывное, периодическое и единовременное наблюдение

33. Укажите основные программно-методологические вопросы статистического наблюдения:

определение цели наблюдения, объекта и единиц наблюдения; разработка программ и методологии расчета показателей; выбор вида и способа наблюдения

34. Объект статистического наблюдения - это:

совокупность общественных явлений и процессов, которые подлежат наблюдению

35. Выберите правильное определение единицы наблюдения:

первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации

36. Основные организационные вопросы статистического наблюдения - это определение:

организации, осуществляющей наблюдение, определение срока или времени проведения наблюдения, места наблюдения, проведение подготовительных мероприятий, инструктирование кадров, разъяснительная работа о задачах и целях статистического наблюдения

37. Определение статистической сводки:

научно-организованная обработка материалов статистического наблюдения, состоящая в их проверке, систематизации, обработке и подсчете итогов

38. Статистическая группировка - это:

разделение единиц совокупности на группы по существенным для них варьирующим признакам
объединение единиц совокупности в группы по существенным варьирующим признакам

39. Классификация - это:

особый вид группировки, представляющий собой устойчивую, фундаментальную группировку по атрибутивному признаку, содержащую подробную номенклатуру групп и подгрупп

40. Группировки в соответствии с решаемыми задачами делятся на:

типологические, структурные и аналитические

41. Как определяется интервал для группировки с равными интервалами:

отношением размаха вариации к числу образуемых групп

42. Ряды распределения бывают следующих видов:

атрибутивные и вариационные
интервальные и дискретные

43. Вариационные ряды бывают следующих видов:

интервальные и дискретные

44. Статистическая таблица - это:

Форма рационального изложения статистической информации о социально-экономических явлениях в виде взаимопересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, образующих строки и графы, в которых записаны цифры

45. Как называется в статистической таблице объект изучения?

подлежащее

46. Как называется в статистической таблице перечень числовых показателей, характеризующих объект?

сказуемое

47. Виды статистических таблиц:

простые, групповые и комбинационные

48. График - это:

совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели

49. Гистограмма является графиком ряда:

интервального

50. Полигон - это график ряда:

дискретного

51. Частоты - это числа:

абсолютные

52. Частости - это числа:

относительные

53. Первичный элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, называется:

единицей наблюдения

54. Перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения, называется:

программой наблюдения

55. Если признак имеет непрерывный характер, то строится ряд:

интервальный вариационный

56. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:

полигона
кумуляты
огивы

57. Накопленные частоты используются при построении:

кумуляты

58. Операция по образованию новых групп на основе ранее построенной группировки называется группировкой:

вторичной

59. Максимальное и минимальное значения признаков в совокупности равны соответственно 28 и 4. Определите величину интервала группировки, если выделяется 6 групп.

60. Если две группировки несопоставимы из-за различного числа групп, то они могут быть приведены к сопоставимому виду с помощью группировки:

вторичной

61. Абсолютными величинами в статистике называют:

суммарные обобщающие показатели, характеризующие размеры (уровни, объемы) общественных явлений в конкретных условиях места и времени

62. Относительными величинами в статистике называют:

обобщающие показатели, выражающие соотношения абсолютных, средних или ранее полученных относительных показателей

63. Какие единицы измерения имеют абсолютные величины?

натуральные, условно-натуральные, трудовые и стоимостные

64. Абсолютные величины - это:

всегда именованные числа, т. е. имеют единицы измерения

65. Укажите виды относительных величин:

показатели выполнения плана, структуры, сравнения, динамики, координации интенсивности развития

66. Укажите единицы измерения относительных величин (за исключением показателей интенсивности развития):

проценты, промилле, продецимилле, коэффициенты

67. Для анализа общественных явлений достаточна характеристика с использованием величин:

необходимо комплексное применение абсолютных и относительных величин

68. Определите структуру предприятий на территории районного центра, если крупных предприятий - 1 , средних - 7 и малых - 2.

69. Относительная величина динамики определяется:

отношением однородных величин, характеризующих явление за разные периоды времени или даты

70. Относительная величина координации определяется:

отношением между собой двух частей одной совокупности

71. Относительная величина интенсивности развития определяется отношением:

двух разноименных показателей, характеризующих определенную связь между собой

72. К какому виду относительных величин следует отнести показатель: “Плотность населения на 1 кв. км. в области в 2000 году составила 75 человек”?

интенсивность развития

73. Для преобразования натуральных единиц измерения в условно-натуральные и наоборот необходимо воспользоваться коэффициентами:

перевода (пересчета)

74. Для преобразования условно-натуральных величин в натуральные первые необходимо:

разделить на соответствующий коэффициент перевода

75. Промилле десятичной дробью составляет:

76. Относительная величина выполнения плана есть отношение уровней:

достигнутого в отчетном периоде к запланированному

77. Слова некогда известной песни: «. . . потому, что на десять девчонок по статистике девять ребят». В указанном соотношении представлена относительная величина:

сравнения

78. Показатели, которые получаются суммированием значений (размеров, объемов) варьирующего признака всех единиц совокупности, называются:

объемом варьирующего признака

79. К какому виду абсолютных величин относится показатель "Собственные средства коммерческого банка"?

индивидуальные абсолютные величины

80. Суммарная абсолютная величина "число коммерческих банков"является:

объемом совокупности

81. Отношения одной части изучаемой совокупности к другой ее части называют относительной величиной:

координации

82. Отношение одноименных абсолютных величин, соответствующих одному и тому же периоду или моменту времени, относящихся к различным совокупностям, называются относительными величинами:

сравнения

83. Отношение текущего показателя к предшествующему или базисному показателю представляет собой относительную величину:

планового задания

84. Чтобы получить относительную величину динамики с постоянной базой сравнения для i-го периода необходимо:

перемножить относительные величины динамики с переменной базой сравнения за второй, третий. . . (i-1)-й и i-й периоды

85. Сумма относительных величин структуры, выраженных в процентах и рассчитанных по одной совокупности, должна быть:

86. В первом квартале товарооборот магазина составил 300 млн. руб. , во втором квартале товарооборот 400 млн. руб. , при плане 360 млн. руб. Определите относительную величину планового задания:

87. Произведение относительных величин выполнения плана и планового задания равно относительной величине:

динамики

88. Относительная величина выполнения плана равна:

отношению относительной величины динамики к относительной величине планового задания

89. К какому виду относительных величин относится показатель "уровень ВВП РФ на душу населения"?

интенсивности и уровня экономического развития

90. Показатель "стоимость продукции на 1000 руб. основных производственных фондов (фондоотдачи) " относится к какому виду относительных величин:

интенсивности

91. Укажите верное определение средней величины:

обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности

92. Необходимые условия расчета средней величины - это:

однородность единиц статистической совокупности; наличие у них общих свойств, формирующих типический размер признака; достаточно большой объем данных

93. Среднюю величину вычисляют для:

изменяющегося уровня признака в пространстве
изменяющегося уровня признака во времени

94. Средняя величина может быть вычислена для признака:

количественного
альтернативного

95. Средняя величина дает характеристику:

объема признака в расчете на единицу совокупности

96. Выбор вида средней зависит от:

характера исходных данных

97. Укажите виды степенной средней:

гармоническая
геометрическая
арифметическая
квадратическая

98. Укажите структурные средние:

мода
медиана

99. Объем совокупности - это:

общее число единиц совокупности

100. Если все веса увеличить на постоянную величину «а», то средняя величина:

изменится

101. Если сведения о заработной плате рабочих по двум цехам представлены уровнями заработков и фондами заработной платы, то средний уровень зарплаты следует определять по формуле:

102. Если данные о заработной плате рабочих представлены интервальным рядом распределения, то за основу расчета среднего заработка следует принимать:

середину интервалов
средние значения заработной платы в интервале

103. По данным ряда распределения средний уровень должен быть найден по формуле:

104. Имеются следующие данные о продажах картофеля на рынках (см. таблицу). Укажите формулу, по которой следует определить среднюю цену на картофель по трем рынкам:

средней гармонической взвешенной

105. Укажите, в каком направлении изменится средняя цена тонны сырья, если увеличится доля поставки сырья с низкими ценами:

уменьшится

106. Если веса осредняемого признака выражены в процентах, чему будет равен знаменатель при расчете средней арифметической?

107. Если все веса увеличить в 2 раза, то средняя величина:

не изменится

108. Количественный признак принимает всего 2 значения: 10 и 20. Часть первого из них равна 30%. Найдите среднюю величину:

109. Вариация - это:

изменяемость величины признака у отдельных единиц совокупности

110. Какие из приведенных чисел могу быть значениями эмпирического корреляционного отношения:

0,4
1,0
0,7

111. Наилучшей характеристикой для сравнения вариации различных совокупностей служит:

коэффициент вариации

112. Если уменьшить все значения признака на одну и ту же величину А, то дисперсия от этого:

не изменится

113. Коэффициент вариации характеризует:

степень вариации признака
типичность средней

114. Признак совокупности принимает два значения: 10 и 20. Частость первого из них 30%, второго 70%. Выберите верное значение коэффициента вариации, при условии, что среднее арифметическое значение равно 17, а среднее квадратическое отклонение 4,1:

115. Общая дисперсия признака равна:

сумме дисперсии групповых средних (межгрупповой) и средней из внутригрупповых дисперсии

116. Вариацию, обусловленную фактором, положенным в основание группировки, принято считать:

межгрупповой или систематической вариацией

117. Несплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию подвергаются единицы изучаемой совокупности, отобранные случайным способом называется:

выборочным

118. Укажите, при соблюдении каких условий выборка будет репрезентативной, представительной:

отбор единиц совокупности, при котором каждая из единиц получает определенную, обычно равную, вероятность попасть в выборку
достаточное количество отобранных единиц совокупности

119. Отбор, при котором попавшая в выборку единица не возвращается в совокупность, из которой осуществляется дальнейший отбор, является:

бесповторным

120. Укажите основные способы отбора единиц в выборочную совокупность из генеральной:

собственно-случайный
механический
типический
серийный

121. Укажите, какие единицы подвергаются обследованию внутри групп при типическом отборе:

отобранные собственно-случайным или механическим способом

122. Какой способ отбора осуществляется только как бесповторный?

механический

123. Укажите, что произойдет с предельной ошибкой выборки, если дисперсию увеличить в четыре раза:

увеличится в 2 раза

124. Вычисленные параметры по выборочной совокупности:

характеризуют саму выборку
точно характеризуют генеральную совокупность

125. Ошибка выборки представляет собой возможные пределы отклонений характеристик выборочной совокупности от характеристик генеральной совокупности:

126. Величина ошибки выборки зависит от:

объема выборки по численности

127. Увеличение доверительной вероятности:

увеличивает ошибки выборки

128. Типический отбор применяется в тех случаях, когда генеральная совокупность:

неоднородна по признаку, подлежащему изучению

129. Укажите, связана ли величина t с объемом выборки:

не связана

130. Укажите, от чего зависит величина t:

зависит от того, с какой вероятностью необходимо гарантировать ошибку выборки

131. Ошибка выборки при механическом отборе уменьшится:

если увеличить численность выборочной совокупности

132. Укажите, при каком виде выборки обеспечивается наибольшая репрезентативность.

типическая

133. Генеральной совокупностью в выборочном наблюдении называется:

совокупность, из которой производится выбор части для изучения

134. При собственно-случайной выборке отбор единиц в выборку из генеральной совокупности осуществляется посредством:

жеребьевки или лотереи

135. При механической выборке отбор единиц из генеральной совокупности осуществляется посредством:

отбора единиц из равных групп, на которые разделена генеральная совокупность

136. При типической выборке отбор единиц в выборку из генеральной совокупности осуществляется посредством:

отбора единиц из качественно однородных групп, на которые разделена генеральная совокупность

137. При серийной выборке отбор единиц в выборку из генеральной совокупности осуществляется посредством:

отбора не отдельных единиц, а серий (равновеликих групп), из которых состоит генеральная совокупность

138. Средняя ошибка выборки показывает возможные отклонения характеристик:

выборочной совокупности от соответствующих характеристик генеральной совокупности с вероятностью 0,683

139. Предельная ошибка выборки для количественно варьирующего и альтернативного признаков определяется произведением коэффициента доверия (кратности средней ошибки) на среднюю ошибку выборки:

для всех видов выборки

140. Целью проведения выборочного наблюдения является:

дать характеристику выборочной совокупности по отдельным показателям и распространить ее на генеральную совокупность

141. По характеру различают связи:

функциональные и стохастические

142. Корреляционная связь является:

стохастической
статистической

143. Выберите методы, используемые для выявления наличия, характера и направления связи в статистике:

метод сравнения параллельных рядов
метод аналитической группировки
графический метод

144. Выберите метод, используемый для построения аналитической модели воздействия одних факторов на другие:

регрессионный анализ

145. Выберите метод, используемый для количественной оценки силы воздействия одних факторов на другие:

корреляционный анализ

146. Расположите в правильной последовательности следующие 3 обстоятельства с точки зрения их важности при выборе формы корреляционной взаимосвязи:

предварительный теоретический анализ внутренних связей явлений
фактически сложившиеся закономерности в связном изменении явлений
объем изучаемой совокупности (численность ее единиц)

147. Какую форму линии регрессии (форму связи) целесообразно выбрать для отображения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и объемом выпускаемой за год продукции:

148. Какие показатели по своей величине существуют в пределах от минус до плюс единицы:

линейный коэффициент корреляции

149. Коэффициент регрессии при однофакторной модели (параметр al) показывает:

на сколько единиц изменяется функция при изменении аргумента на одну единицу

150. Коэффициент эластичности показывает:

на сколько процентов изменяется функция с изменением аргумента на один процент

151. Величина теоретического корреляционного отношения, равная 1,587, свидетельствует:

об ошибках в вычислениях

152. Отрицательная величина эмпирического корреляционного отношения свидетельствует:

о неверности предыдущих выводов и расчетов

153. Какое выражение является не совсем корректным при пояснении значения эмпирического коэффициента детерминации, равного 64,9% :

результативный признак на 64,9% зависит от факторного признака

154. Отметьте правильный вывод о характере, направлении и тесноте связи между стоимостью основных фондов и среднесуточной переработкой сырья по следующим данным:

связь прямая, корреляционная, достаточно тесная

155. Отметьте правильный вывод о характере, направлении и тесноте связи между уровнем издержек обращения и уровнем рентабельности по 40 фирмам.

связь обратная, корреляционная, тесная

156. Выберите правильные высказывания:

коэффициент регрессии показывает, на сколько изменяется в среднем значение результативного признака при увеличении факторного на единицу
коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется результативный признак при изменении факторного на 1%

157. Какие из приведенных чисел могут быть значениями линейного коэффициента корреляции:

0,4
-1
0
1
-0,7

158. Как оценивается значимость (неслучайность) показателя тесноты корреляционной связи, рассчитанного по выборочным данным:

определяется средняя ошибка показателя и применяется t-критерий Стьюдента

159. С помощью какого критерия проверяется значимость (неслучайность) коэффициента регрессии:

t-критерия Стьюдента

160. Как оценивается доверительный интервал коэффициента регрессии:

определяется стандартная ошибка коэффициента и применяется t-критерий Стьюдента

161. Какой метод используется в регрессионном анализе для нахождения числовых значений параметров уравнения регрессии:

метод наименьших квадратов

162. Остаточные величины регрессионной модели - это:

отклонения теоретических значений результативного признака от его фактических значений

163. Каковы условия применимости метода корреляционно-регрессионного анализа:

однородность изучаемой совокупности
нормальный характер распределения факторного и результативного признаков
независимость факторных признаков

165. Необходимость проверки на значимость коэффициентов уравнения регрессии и показателей тесноты связи обусловлена:

ограниченностью выборки фактических значений факторного и результативного признаков

166. Ряд динамики - это:

ряд статистических данных, характеризующих изменение общественных явлений во времени

167. Основными элементами ряда динамики являются:

уровни ряда и показатели времени

168. Коэффициент опережения (отставания) в сравниваемых рядах динамики рассчитывается отношением:

базисных темпов роста
средних темпов роста

169. Какие показатели используют при приведении различных рядов динамики к одному основанию?

базисные темпы роста

170. Укажите методы выявления основной тенденции развития в рядах динамики.

укрупнение интервала, метод скользящей средней
метод аналитического выравнивания

171. Интерполяцией в рядах динамики называется:

нахождение недостающих уровней ряда динамики в пределах временного ряда

172. Сезонными колебаниями называются:

более или менее устойчивые внутригодовые изменения в ряду динамики, обусловленные специфическими условиями производства или потребления товаров и услуг

173. Укажите виды графиков, которые можно использовать для изображения рядов динамики.

линейные, столбиковые, секторные, квадратные и круговые

174. Ряд динамики показывает:

изменение общественного явления во времени

175. Уровни ряда динамики - это:

показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд

176. Ряд, уровни которого характеризуют размер изучаемого явления на определенные даты, (моменты времени) называют:

моментным рядом динамики

177. Ряд, уровни которого характеризуют размер изучаемого явления за период, называют:

интервальным рядом динамики

178. Средний уровень полного интервального ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:

средней арифметической простой

179. Средний уровень полного (с равноотстоящими уровнями) моментного ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:

средней хронологической

180. Средний уровень неполного (с неравноотстоящими уровнями) ряда динамики абсолютных величин определяется по формуле:

средней арифметической взвешенной

181. Показатели изменения уровней ряда динамики, исчисленные с переменной базой сравнения (сравниваются последующие уровни с предыдущими), называются:

182. Показатели изменения уровней ряда динамики, исчисленные с постоянной базой сравнения (все уровни ряда динамики сравниваются с одним и тем же уровнем), называются:

базисными

183. По малому предприятию имеются данные за год об остатках задолженности по кредиту на начало каждого месяца. Представленный ряд является:

моментным

184. Цепные абсолютные приросты - это:

разность между каждым последующим уровнем динамического ряда и каждым предыдущим

185. Базисные темпы роста - это:

отношение каждого последующего уровня ряда динамики к одному и тому же уровню, принятому за базу сравнения

186. Темп роста исчисляется как:

отношение уровней ряда

187. Каждый базисный абсолютный прирост равен:

сумме последовательных цепных абсолютных приростов

188. Каждый цепной темп роста равен:

частному от деления последующего базисного темпа роста на предыдущий

189. Простая средняя арифметическая из цепных абсолютных приростов является:

средним абсолютным приростом

190. Средний темп роста определяется по формуле:

средней геометрической

191. Экстраполяция - это нахождение неизвестных уровней:

за пределами ряда динамики

192. Относительная величина, используемая для сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц во времени, в пространстве или по сравнению с эталоном называется:

индексом

193. Общие индексы необходимы для характеристики:

всех элементов сложной совокупности
части элементов сложной совокупности

194. Признак, изменение которого изучается индексным методом, называется:

индексируемой величиной

195. Индексы, характеризующие изменение всевозможных количеств (все индексы физического объема: товарооборота, ВВП и др.), являются:

количественными (объемными)

196. Если индексируемой величиной индексов являются показатели, характеризующие уровень явления в расчете на единицу совокупности (цена единицы продукции, себестоимость единицы продукции и др.), то они считаются:

качественными

197. Величина, служащая для целей соизмерения индексируемых величин, называется:

весом индекса

198. Для вычисления общего индекса физического объема произведенной продукции в качестве весов могут быть использованы:

цены на выпущенную продукцию
трудоемкость
себестоимость

изменение средней производительности

201. Предприятие выпускает фотоаппараты нескольких типов, средняя цена фотоаппарата выросла за год на 100%. Индекс цены фиксированного состава равен 1,25. Укажите как изменилась структура продукции:

выросла доля продажи фотоаппаратов с высокими ценами

202. Предприятие выпускает фотоаппараты нескольких типов, средняя цена фотоаппарата выросла за год на 100%. Индекс цены фиксированного состава равен 1,25. Укажите, с помощью какого показателя можно охарактеризовать изменение структуры производства:

индекса структурных сдвигов

203. Предприятие выпускает фотоаппараты нескольких типов, средняя цена фотоаппарата выросла за год на 100%. Индекс цены фиксированного состава равен 1,25. Величина индекса структурных сдвигов составит:

среднее изменение цен на товарную массу, приобретенную населением в отчетном периоде

205. Производительность труда рабочих первой бригады выросла на 8%, второй — на 16%. В отчетном периоде численность рабочих первой бригады в 2 раза меньше, чем второй. Укажите средний прирост производительности труда рабочих двух бригад вместе.

206. Относительный показатель, призванный служить инструментом пересчета стоимостных показателей из текущих цен в постоянные называется:

индексом - дефлятором

207. Индивидуальные индексы характеризуют результат сравнения за два периода:

отдельных элементов совокупности

208. Сложный относительный показатель сравнения совокупностей, состоящих из элементов, не поддающихся непосредственному суммированию, называется индексом:

агрегатным

209. Индекс, характеризующий соотношение средних уровней изучаемого явления за разные периоды времени, называется индексом:

переменного составf

210. Соотношение совокупностей, состоящих из непосредственно не суммируемых элементов, изучат методом:

индексным

211. Индекс, рассчитанный как средняя величина из индивидуальных индексов, - это индекс:

212. Индекс, отражающий влияние изменения структуры совокупности на изменение среднего значения признака, является индексом:

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Lan-Testing, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Тема 1. Предмет и метод статистической науки.

1. Какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

2. Укажите, какие совокупности можно выделить для статистического изучения в торговле?

3. Назовите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу?

4. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность спортсменов?

5. Какими количественными и качественными признаками можно охарактеризовать население г.Ярославля?

Тема 2. Статистической наблюдение.

1. Формы организации и виды статистического наблюдения.

2. Подготовка статистического наблюдения.

3. Ошибки статистического наблюдения.

Практическое задание.

1. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программу: а) выборочного обследования посетителей кафе; б) обследования уровня квалификации работников торгового предприятия; в) обследования выпускников учебного заведения. г) переписи торговых предприятий.

2. Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей размер товарооборота нескольких известных Вам универмагов в расчете на одно рабочее место и на один квадратный метр площади торгового зала.

Темы рефератов

1. Задачи и основные направления развития методов статистического наблюдения.

2. Основные направления использования статистической информации в современном обществе.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных

Практическое задание.

1. Имеются следующие данные о реализации товаров и издержках обращения по предприятиям торговли, млн. рублей:

№ п/п Розничный товарооборот Сумма издержек обращения
30,0 34,0 46,0 30,9 15,9 25,2 42,0 26,0 16,4 34,8 37,0 28,6 18,7 39,0 36,0 36,0 25,0 38,5 44,0 37,0 27,0 35,0 40,0 25,0 24,0

Для выявления зависимости между объемом розничного товарооборота и издержками обращения сгруппируйте предприятия по объему розничного товарооборота, образовав четыре группы с равными интервалами.

По каждой группе и совокупности предприятий в целом подсчитайте:

1) число предприятий;

2) объем товарооборота – всего и в среднем на одно предприятие;

3) сумму издержек обращения – всего и в среднем на одно предприятие;

4) относительный уровень издержек обращения (процентное отношение суммы издержек обращения к объему розничного товарооборота).



Результаты расчетов представьте в виде групповой таблицы. Напишите краткие выводы.

2. Методом аналитической группировки установите наличие и характер связи между численностью промышленно-производственного персонала и выпуском продукции на одно предприятие по следующим данным (Образуйте пять групп с равными интервалами, результаты оформите в виде рабочей и аналитической таблицы):

Тема 4. Статистические величины.

1. Сущность, значение и классификация статистических показателей.

2. Понятие о системах статистических показателей.

3. Статистические таблицы.

4. Основные виды графиков.

Практическое задание.

1. Укажите, какие виды относительных величин можно вычислить по следующим данным:

2. Определите по следующим данным степень выполнения плана по выпуску продукции цехом, используя метод условно-натурального измерения.



По данным предыдущей задачи постройте статистический ряд распределения предприятий по выпуску продукции, образовав пять групп предприятий с равными интервалами. Постройте графики ряда распределения

Темы рефератов

1. Системы показателей уровня жизни.

2. Система статистических показателей сферы услуг

3. Развитие системы показателей региональной статистики.

4. Система показателей гендерной статистики.

5. Система показателей, характеризующих положений детей в Российской Федерации.

Тема 5. Средние величины и показатели вариации.

Практическое задание.

1. Рассчитайте характеристики ряда распределения, полученного в задаче № 1 темы 3: среднюю арифметическую величину, среднее квадратическое отклонение, дисперсию, коэффициент вариации.

Тема 6. Статистическое изучение динамики

1. Понятие и классификация рядов динамики.

2. Правила построения рядов динамики.

3. Показатели анализа рядов динамики.

4. Структура ряда динамики. Проверка ряда на наличие тренда.

5. Анализ сезонных колебаний.

Темы рефератов

1. Проблемы реконструкции российской статистики за длительный период.

2. Статистика в работах западных советологов: темпы экономического роста СССР.

3. Альтернативные оценки динамики российской экономики.

4. Система показателей конъюнктуры рынка.

Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей.

1. Роль статистики в исследовании взаимосвязей. Статистические методы изучения взаимосвязей.

2. Задачи статистического моделирования.

3. Корреляционный и регрессионный методы анализа связи.

4. Непараметрические методы оценки связи.

Темы рефератов

1. Взаимосвязь социально-экономических показателей и результатов голосования.

2. Нетрадиционные приложения статистических методов (теория катастроф).

3. Применение математико-статистических методов анализа взаимосвязей.


РАЗДЕЛ I

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ СТАТИСТИКИ

ГЛАВА 1 . СТАТИСТИКА КАК НАУКА

1.1. Методические указания

Эта тема имеет большое значение не только для курса тео­рии статистики, но и для всех статистических дисциплин вооб­ще. В ней излагаются важнейшие вопросы статистической на­уки: о предмете статистической науки, ее методе, теоретических основах, задачах и др. В результате изучения темы студент дол­жен получить ясное представление о том, что изучает статисти­ка, ее место в системе наук, теоретические основы, важнейшие принципы, категории и понятия, основные задачи статистики на современном этапе.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием ос­нов теории статистики и статистической методологии.

При рассмотрении материала темы важно уяснить необходи­мость привлечения массовых данных для объективного позна­ния действительности; ведущую роль социально-экономических категорий в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия ста­тистической науки, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация призна­ков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем изучении других статистических дисциплин, в ко­торых применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл и значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.

Понятие статистики. Статистика, вернее ее методы иссле­дования, широко применяется в различных областях человечес­ких знаний. Однако, как любая наука, она требует определения предмета ее исследования. В связи с этим различают статистику, занимающуюся изучением социально-экономических явлений, которая относится к циклу общественных наук, и статистику, занимающуюся закономерностями явлений природы, которая относится к наукам естественным.

Настоящий курс посвящен теории статистики социально-эко­номических явлений.

Авторы большинства современных отечественных вузовс­ких учебников по теории статистики (общей теории статисти­ки) под статистикой понимают предметную общественную науку, т.е. науку, имеющую свои особые предмет и метод познания. Поэтому в процессе изучения темы необходимо уяснить, что статистика – общественная наука, которая изуча­ет количественную сторону качественно определенных массо­вых социально-экономических явлений и процессов, их струк­туру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляя действующие количественные зависимо­сти, тенденции и закономерности, причем в конкретных усло­виях места и времени.

Предмет статистики. При изучении темы необходимо в первую очередь обратить особое внимание на определение пред­мета, метода и задач статистики, на уяснение сущности и содер­жания статистической науки, отличающих ее от других социаль­но-экономических наук, а также от математики. Вопросы пред­мета и метода статистики являются исходными, с них начинает­ся первое знакомство с основами статистической науки.

В процессе изучения данной темы важно уяснить, что стати­стика как наука исследует не отдельные факты, а массовые социально-экономические явления и процессы, выступающие как множество отдельных факторов, обладающих как индивиду­альными, так и общими признаками.

Объект статистического исследования (в каждом конкретном случае) в статистике называют статистической совокупностью. Статистическая совокупность – это множество единиц, об­ладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояния отдельных единиц и наличием вариации. Например, в качестве особых объектов статистического исследования, т.е. статистических совокупнос­тей, может выступать множество коммерческих банков, зареги­стрированных на территории Российской Федерации, множество акционерных обществ, множество граждан какой-либо страны и т.д. Важно помнить, что статистическая совокупность состоит из реально существующих материальных объектов.

Каждый отдельно взятый элемент данного множества назы­вается единицей статистической совокупности .Единицы ста­тистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками, т.е. под качественной однородностью совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений, процессов) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, из названных совокупностей множество коммерчес­ких банков наряду с качественной определенностью (принадлеж­ностью к разряду кредитных учреждений) обладает различиями по размеру объявленных уставных фондов, численности работа­ющих, сумме активов и т.д.

Качественная определенность совокупности, хотя и имеет объективную основу, устанавливается в каждом конкретном ста­тистическом исследовании в соответствии с его целями и позна­вательными задачами.

Единицы совокупности наряду с общими для всех единиц признаками, обусловливающими качественную определенность совокупности, также обладают индивидуальными особенностя­ми и различиями, отличающими их друг от друга, т.е. существу­ет вариация признаков. Она обусловлена различным сочетани­ем условий, которые определяют развитие элементов множества. Например, уровень производительности труда работников банка определяется его возрастом, квалификацией, отношением к тру­ду и т.д. Именно наличие вариации предопределяет необхо­димость статистики. Необходимо помнить, что вариация при­знака может отражаться статистическим распределением единиц совокупности.

Важно также помнить, что статистика как наука изучает прежде всего количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития.

Количественную характеристику статистика выражает через определенного рода числа, которые называются статистичес­кими показателями. Статистический показатель отражает результат измерения у единиц совокупности и совокуп­ности в целом.

Однако тогда возникает вопрос, чем же статистика отличает­ся от математики?

Основное отличие состоит в том, что статистика изучает количественную сторону качественно определенных массо­вых общественных явлений в данных условиях места и вре­мени. При этом качественную определенность единичных явлений обычно определяют сопряженные науки.

При изучении данной темы важно выяснить теоретические основы статистики и проблему применения закона больших чисел.

Теоретические основы статистики как науки. Теоретичес­кую основу любой науки, в том числе и статистики, составляют понятия и категории, в совокупности которых выражаются ос­новные принципы данной науки. В статистике к важнейшим категориям и понятиям относятся: совокупность, вариация, при­знак, закономерность.

При изучении данного вопроса важно уяснить, что статисти­ческие совокупности обладают определенными свойствами, носи­телями которых выступают единицы совокупности (явления), обладающие определенными признаками. По форме внешнего выражения признаки делятся на атрибутивные (описательные, качественные) и количественные. Атрибутивные (качественные) признаки не поддаются количественному (числовому) выражению.

Отличие количественных признаков от качественных состоит в том, что первые можно выразить итоговыми значениями, на­пример общий объем перевозок грузов предприятиями транспорта и т.д., вторые – только числом единиц совокупности, например число театров по видам деятельности.

Количественные признаки можно разделить на прерывные (дискретные) и непрерывные.

Статистическая закономерность – это форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регуляр­ности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины (условия), порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистическая

закономерность устанавливается на основе анализа массовых данных. Она возникает в результате действия объективных зако­нов, выражая каузальные отношения.

Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел.

Сущность закона больших чисел заключается в том, что в числах, суммирующих результат массовых наблюдений, высту­пают определенные правильности, которые не могут быть обна­ружены на небольшом числе факторов. Закон больших чисел порожден свойствами массовых явлений. Важно помнить, что тенденции и закономерности, вскрытые с помощью закона боль­ших чисел, имеют силу лишь как массовые тенденции, но не как законы для каждого отдельного, индивидуального случая.

Предмет и метод составляют сущность любой науки, в том числе и статистики.

Метод статистики. Статистика как наука выработала при­емы и способы изучения массовых общественных явлений, зави­сящие от особенностей ее предмета и задач, которые ставятся при его изучении. Приемы и способы, с помощью которых ста­тистика изучает свой предмет, образуют статистическую методо­логию.

Под статистической методологией понимается система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в струк­туре, динамике и взаимосвязях социально-экономических явлений. Задача статистического исследования состоит в полу­чении обобщающих характеристик и выявлении закономернос­тей в общественной жизни в конкретных условиях места и вре­мени, которые проявляются лишь в большой массе явлений че­рез преодоление свойственной ее единичным элементам случай­ности. Важно уяснить, что статистическое исследование состоит из трех стадий:

  1. статистическое наблюдение;
  2. сводка и груп­пировка результатов наблюдения;
  3. анализ полученных обоб­щающих показателей.

Все три стадии связаны между собой, и каждой из них используются специальные методы, объясня­емые содержанием выполняемой работы.

Познавательные задачи статистики. Исходя из характера и основных черт предмета статистики как науки можно сформули­ровать следующие ее задачи. Это изучение:

Уровня и структуры массовых социально-экономических явлений и процессов;

Взаимосвязей массовых социально-экономических явлений и процессов;

Динамики массовых социально-экономических явлений и процессов.

Важно также уяснить, что статистика состоит из ряда отрас­лей, выделившихся в процессе развития, и общая теория стати­стики является методологической основой, ядром всех отрасле­вых статистик, так как она разрабатывает наиболее общие поня­тия, категории, принципы, которые имеют общестатистический смысл, и методы количественного изучения социально-экономи­ческих явлений.

1.2. Задачи и упражнения

1.1. Назовите в качестве примера сферы общественной жизни, изучаемые статистикой.

1.2. Сформулируйте определение статистики как науки и дайте ему соответствующее обоснование.

1.3. Дайте характеристику основным чертам определения предмета статистики:

а) почему статистика является общественной наукой?

б) почему статистика изучает количественную сторону обще­ственных явлений в связи с их качественным содержанием?

в) почему статистика изучает массовые явления?

г) почему каждое статистическое исследование должно опи­раться на изучение всех относящихся к данному вопросу фактов?

1.4. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки:

а) количество работников на фирме;

б) родственные связи членов семьи;

в) пол и возраст че­ловека;

г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;

д) этаж­ность жилых помещений;

е) количество детей в семье;

ж) роз­ничный товарооборот торговых объединений.

1.5. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?

1.6. Укажите, какие можно выделить статистические совокуп­ности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.

1.7. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов вуза?

1.8. Исследуется совокупность коммерческих банков Моск­вы. Какими количественными и качественными признаками можно ее охарактеризовать?

1.9. Назовите наиболее существенные варьирующие призна­ки, характеризующие студенческую группу.

1.10. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.

1.11. Какими показателями можно охарактеризовать совокуп­ность жителей города?

1.12. Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:

а) население;

б) потребительский рынок;

в) промышленность;

г) транспорт и связь.

Для этой цели исполь­зуйте ежемесячный журнал Госкомстата России «Статистичес­кое обозрение» или статистические ежегодники Госкомстата России.

1.13. Назовите варьирующие и неварьирующие признаки у людей, фермерских хозяйств.

1.14. Найдите соответствующие данные и сравните половой состав населения России по данным переписей населения 1970, 1979 и 1989 гг. Какие выводы на основании этого сравнения можно сделать о половой структуре населения России и тенден­циях ее изменения?

1.15. Какими признаками – прерывными или непрерывны­ми – являются:

а) численность населения страны;

б) количе­ство браков и разводов;

в) производство продукции легкой про­мышленности в стоимостном выражении;

г) капитальные вло­жения в стоимостном выражении;

д) процент выполнения пла­на реализованной продукции;

е) число посадочных мест в самолете;

ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.

1.16. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:

а) тарифный разряд рабочего;

б) балл успеваемости;

в) форма собственности;

г) вид школы (начальная, неполная средняя и т.д.);

д) национальность;

е) состояние в браке.

1.17. Найдите в статистическом сборнике Госкомстата России и выпишите статистические показатели по нескольким каче­ственным и количественным признакам.

1.18. Из того же сборника (см. задание 1.17) выпишите дан­ные по нескольким прерывным и непрерывным количественным признакам.

1.19. Используя статистические сборники, выпишите данные, характеризующие структуру:

б) использования денежных доходов населения;

в) производственных инвестиций по отраслям экономики.

1.20. По статистическим сборникам Госкомстата России вы­пишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет:

а) численности населения;

б) производства отдельных видов продовольственных товаров;

в) экспорта и импорта;

г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и плат­ные услуги.

1.21. Назовите, какие понятия, категории и методы излагают­ся в отрасли статистической науки – общей теории статистики.

1.22. Назовите, что изучает экономическая статистика. Какие отрасли экономической статистики вы знаете?

1.23. Укажите, чем объясняется разделение статистической науки на отдельные отрасли и почему изучение статистической науки начинается с общей теории статистики?

1.24. Перечислите специфические методы, присущие статис­тическому исследованию.

1.25. Какие вы знаете статистические сборники, издающиеся в России?

1. Практические занятия. По данной теме целесообразно провести семинар «Статистическая наука, ее предмет и метод». Примерный план семинара:

а) предмет статистики;

б) метод статистики;

в) отрасли статистической науки и задачи статисти­ки в условиях рыночной экономики.

В процессе обсуждения пунктов а) и б) плана семинара должны быть раскрыты: объект статистического изучения, специфические особенности статис­тической науки, ее отличия от других общественных наук и роль качественного анализа в статистике. Здесь же должны быть рас­смотрены вопросы о значении теории познания как методологи­ческой основы статистической науки и о специфических особен­ностях статистического метода. В последнем пункте плана семи­нара необходимо рассмотреть вопрос о роли общей теории ста­тистики как отрасли статистической науки.

Так как семинары представляют собой первые аудиторные занятия по статистике, целесообразно провести их по докладной системе. Практика показывает, что студенты обычно испытыва­ют значительные затруднения в выступлениях на первых заняти­ях без специальной и обстоятельной подготовки по какому-ни­будь вопросу. Постановка докладов мобилизует внимание всей аудитории, вызывает желание высказываться по обсуждаемым вопросам.

Вместе с тем мы не считаем докладную систему семинарс­ких занятий обязательной для всех. В зависимости от конкрет­ных особенностей группы, ее состава может быть применена и «свободная» форма семинара, без предварительного распределе­ния докладов между студентами.

2. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Можно предложить написать небольшие рефераты по вопросам темы, а также рефераты, посвященные выдающимся ученым, например А. Кетле, В. Петти, Ю.Я. Янсону, А.И. Чупрову, А.А. Кауфману, А.А. Чупрову и др.

3. Аудиторная контрольная работа. По теме целесообразно провести получасовую контрольную работу в виде кратких отве­тов студентов на один-два вопроса (например, «Что такое стати­стическая закономерность?», «Что изучает статистика?» и т.д.). Можно также рекомендовать контрольные вопросы, построен­ные на основании и трактовке конкретного статистического ма­териала. В частности, студентам рекомендуется предложить си­стему показателей, характеризующих население, например, стра­ны, области, района, и попросить их сделать соответственные выводы, а также контрольные вопросы в виде тестов.

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал