Кто такой г н волков его родители. Презентация по чувашской литературе на тему "геннадий никандрович волков". Значение научных трудов Волкова

23.03.2022

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.КАММОСОВА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ институт

АКАДЕМИК Г.Н. ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ КРУГЛОГО СТОЛА, ПОСВЯЩЕННОГО 85-ЛЕТИЮ Д.П.Н., ПРОФЕССОРА, АКАДЕМИКА РАО, ОСНОВА ТЕЛЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ ГЕННАДИЯ НИКАНДРОВИЧА ВОЛКОВА

Якутск 2012

УДК 37.01:39 ББК 74.6я73

Главный редактор - А.А.Григорьева, д.п.н., профессор, директор ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова

Составители - Н.А.Корякина, к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова;

Т.Г.Васильева, к.п.н., доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова

Академик Г.Н.Волков и его вклад в развитие этнопедагогики саха: Сборник материалов круглого стола, посвященного 85-летию д.п.н., профессора, академика РАО, основателя этнопедагогики Геннадия Никандровича Волкова / Под ред. А.А. Григорьевой, сост. Н.А.Корякина, Т.Г.Васильева. - Якутск, 2012. - 130 с.

© Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2012

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

ГРИГОРЬЕВА А.А. ГЕНИЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 6

I «МОЙ ВОЛКОВ»: МОЁ ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИКА ВОЛКОВА И ЕГО ИДЕЙ

АНДРЕЕВА Л.Д. ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР СКАЗОК Г.Н.ВОЛКОВА 8

АНДРОСОВА М.П. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 10

АРХИПОВА С.Н. ИСТИННО НАРОДНЫЙ ПЕДАГОГ 12

БАИШЕВА М.И. Г.Н. ВОЛКОВ И В.Ф. АФАНАСЬЕВ - КОРИФЕИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ЭТНОПЕДАГОГИКИ 14

БАИШЕВА НЬ. Ю. ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ ВОЛКОВ У ИСТОКОВ УЧЕНИЯ

ВАСИЛЬЕВА Т.Г. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ АКАДЕМИКА ВОЛКОВА КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 18

ЗАХАРОВА С.И. МОЕ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АКАДЕМИКОМ Г.Н. ВОЛКОВЫМ 20

КОЛЕСОВА Ф.А. Г.Н. ВОЛКОВ - ПРОРОК СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ 22

МАКАРОВА Т.А., АПРОСИМОВА В.Н. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ Г.Н.ВОЛКОВА В

СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 23

НИКОЛАЕВА Л.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОЛКОВА Г.Н. В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 26

ПЕТРОВА А.А. ГЕННАДИЙ ВОЛКОВ- ПАТРИАРХ ЭТНОПЕДАГОГИКИ 29

РОМАНОВ Н.Н. НЕМЕЦКИЙ ДУХ РУССКОЙ ПЕДАГОГИКИ 31

САРАНЧЕВА А.А. ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ И ИСТОРИЧНОСТИ ИДЕЙ Я.А.

КОМЕНСКОГО В РАБОТАХ Г.Н. ВОЛКОВА 38

ЯДРИХИНСКАЯЛ.С. Г.Н.ВОЛКОВ - ПРОПОВЕДНИК ИДЕИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ

ГАРМОНИИ 40

II. МЕСТО И РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

АБРАМОВА Н. А. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 43

БАИНА З.В., ОЛЕСОВА М.Ф. НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РОДНОМУ ЯЗЫКУ 45

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

БАИШЕВА Л. С. МЕСТО ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ..47 БОЖЕДОНОВА А.П., ДЕДЮКИНА М.И. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ «КУТ-СЮР»

ЯКУТСКОГО НАРОДА 50

БОРТНИК А.Ф. ДЕЛИГРАСОВА З.С. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 52

ВАРЛАМОВА Е. Ю. НАРОДНЫЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА 53

ДАНИЛОВА М.П. ИГРА КАК ПРОЦЕСС КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ 5656

ИВАНОВА М.И. РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 58

КОЖУРОВА Л.Н., ЛАВРОВА В.П. ОЛОНХО КАК НЕПРЕМЕННЫЙ АТРИБУТ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ 60

КОРЯКИНА Н.А. ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА - ГРАЖДАНИНА МИРА 62

КРИВОШАПКИНА М.М. РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ 64

МИХАЙЛОВА И.В., ПРОКОПЬЕВА М.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ САХА СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА.. 66

НЕУСТРОЕВ Н.Д. «АССОЦИАЦИЯ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)» КАК ЦЕНТР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 71

НИКОЛАЕВА С.Е. МЕТОДЫ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7575

ОКОНЕШНИКОВА О.К. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ

МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7777

ПОТАПОВА А.С. МЕСТО И РОЛЬ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ 799

РОМАНОВА М.Н., МАРКОВА А.А. ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К НАЦИОНАЛЬНОМУ

САКЕРДОНОВА А.С. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ У НАРОДА ЭВЕНОВ НА ОСНОВЕ ЗАПРЕТОВ-ОБЕРЕГОВ 83

СЛЕПЦОВА В.В. ВАСИЛЬЕВА Т.Г. ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ ОЛОНХО КАК ОСНОВА

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (НА

ПРИМЕРЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ) 85

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

СОСИНА О.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ 887

СТАРОСТИНА С.В. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОЛОНХО 89

СТЕПАНОВА Р.А. ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ШЕРГИНА Т.А. ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ОРИЕНТИР СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 94

III ЭТНОПЕДАГОГИКА СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ СРЕДЫ

БОРИСОВА Е.В. ЭТНОПЕДАГОГИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ 97

ВАСИЛЬЕВА Л. МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ИСКОННЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ, РОДА 98

ДЕДЮКИНА В.А. ТРАДИЦИИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В

ДЬЯКОНОВА М. ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 101

КУРАЕВА М. ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 107

ПЕТУХОВА Н. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПРОГРАММЫ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЯКУТОВ 109

ПОПОВА А. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА 111

ПРОКОПЬЕВА М.М. ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИСЕВЕРНЫХ

НАРОДОВ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 114

СЕДАЛИЩЕВА А.П. НОГОВИЦЫНА Н.М. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ 121

ФЕДОРОВА С.А. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИЛА СЕМЕЙНЫХ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ

ТРАДИЦИЙ 123

ЭВЕРСТОВА У. УНИКАЛЬНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 125

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н. ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 129

ГЕНИЙ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Григорьева А.А., д.п.н., профессор, директор Педагогического института

Геннадий Никандрович Волков - выдающийся ученый, легендарный общественный деятель современности, яркий сын Чувашского народа. Геннадий Никандрович из села Большие Яльчики Яльчинского района Чувашской Республики. Колхозное поле, транспортная бригада, средняя школа, педагогический институт, аспирантура, старший преподаватель, доцент, профессор, проректор Чувашского педагогического института имени И.Я. Яковлева по научной работе...

Писать начал он очень рано. Одно из первых стихотворений за -читывалось учителем на январском совещании в 1937 году. В том же году выучил наизусть большой отрывок «Медного всадника» на чувашском языке и декламировал на вечере в день столетия со дня гибели А.С. Пушкина. Написал даже поэму - о дедушке, топором убившем в лесу волка. От него пошла и фамилия, до этого была другая - Андреевы. Первая публикация состоялась в 1945 году в республиканской газете «Чаваш коммуни» - «Моя бабушка» -маленькое эссе. С него берет начало творчество Кашкара Хучани - Геннадия Волкова, как детского писателя. Появляется книжка за книжкой, многие рассказы и сказки включаются в школьные хрестоматии, и не только в чувашские.

Преподавая в школе математику, руководит литературным кружком, пионерским отрядом имени Михаила Сеспеля, проводит читательские конференции, литературные утренники, вечера, диспуты, конкурсы, олимпиады. Много переводит на чувашский язык - из тувинской, ненецкой, манси литератур, пересказываются сказки народов Африки... Непосредственно с языка оригинала переводит книгу политической сатиры болгарского писателя Ангела Тодорова «Длинная рука». Записывает произведения фольклора, приводит этнографические экспедиции, совершает педагогические поездки по стране. Выступает как публицист, литературный критик, научный консультант документального фильма об Иване Яковлеве - «Дело жизни». Много выступает перед трудящимися с лекциями и докладами, особенно в сельской местности.

Сказки, рассказы, эссе, очерки Геннадия Никандровича Волкова увидели свет на русском, украинском, молдавском, казахском, киргизском, грузинском, осетинском, татарском, мордовском, марийском, тувинском, якутском и других языках. Они переведены на языки народов социалистических стран. Цикл эссе о родной Чувашии - «Там, где Волга зовется батюшкой» - опубликован на языке одной из славянских народностей - сорбском. «Благодарственная песнь» вошла в программу антропософической гимназии в Бохуме (Германия). Общая библиография публикаций Геннадия Никандровича Волкова превышает 500 названий, существует богатая литература о творчестве самого педагога - более

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

300 работ. В ряде европейских университетов он читал лекции по теории и истории педагогики, об истории, культуре, литературе Чувашии, о фольклорных традициях народов СССР и др. За рубежом опубликованы статьи и очерки Г.Н. Волкова о таких выдающихся чувашах, как просветитель Иван Яковлев, поэт Константин Иванов, поэт Педер Хузангай, архитектор Петр Егоров, переводчик с немецкого на чувашский (в т.ч. «Фауста» Гете) Наум Андреев - Урхи и др. Он завоевал огромный авторитет не только в России, но и за ее пределами.

Я благодарна судьбе за то, что в жизни мне довелось знать его, быть ученицей Геннадия Никандровича Волкова, прекрасного педагога, мудрого, доброго человека, неординарную личность, талантливого ученого с редкостной человеческой культурой. В1984 году научным руководителем была мне предложена тема «Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Якутии, и их использование в совместной деятельности школы и семьи по профориентации старшеклассников». Писать работу по данной теме было чрезвычайно трудно, но интересно. В годы аспирантуры мы часто выступали с докладами на конференциях, я была в братских республиках - в Чечне, Ингушетии, Чувашии, Татарстане... Эти поездки меня убедили в том, что настоящим этнопедагогом можно стать, лишь изучив культуру, традицию других народов. Этнопедагогика - это, что ни говорите, педагогика дружбы народов. Поэтому она - основа глобальной педагогики народов мира.

Могу несколько слов сказать о Геннадии Никандровиче - в кругу семьи он почитаем. Его жена Неля Павловна была обаятельной, красивой, женщиной, добрым ангелом в семье, верной помощницей в работе. Он очень любил ее, своих детей, внучек.

Геннадий Никандрович написал и опубликовал в стране и за рубежом более 30 глубоких, объективных научных работ о якутах, воспитал плеяду якутских ученых, имеет прямое отношение ко всем защищенным 30 докторским, более 200 кандидатским диссертациям, успешно руководил курсовыми и дипломными работами студентов ЯГУ. Его каждый приезд в Якутию был всенародной радостью, праздником. Его яркие, концептуальные выступления всегда обогащали содержание любых конференций, форумов, семинаров, окрыляли педагогов, исследователей. Он был одинаково прост и благороден и с президентом, и с рядовым учителем, воспитателем, и родителем.

Наша благодарность и верность своему Учителю выражаются в продолжении его жизненных принципов, в развитии его этнопедагогической школы, в высокой духовности, бескорыстном служении науке и народу.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

!.«МОИ ВОЛКОВ»: МОЁ ВОСПРИЯТИЕ АКАДЕМИКА ВОЛКОВА И ЕГО ИЛЕЙ

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР СКАЗОК Г. Н. ВОЛКОВА

АндрееваЛ.Д., к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования Педагогического института

Сказки заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, на отдельные детали народных обычаев, традиций и даже на бытовые мелочи. Сказки вводят ребенка в родную для него культуру. Через понимание родных сказок, впитанных с молоком матери, приходит понимание и уважение других культур, языков и обычаев. В поликультурном образовании приоритетным является формирование этнокультурной компетентности, являющейся основой развития межкультурной компетентности личности.

Этнокультурная компетентность (в ее взаимосвязи с межкультурной компетентностью) - сложное интегративное образование, включающее широкий диапазон компонентов, которые представляют собой совокупность систематических знаний о родной культуре (этнокультуре), о других народах и их культурах, умений и навыков их практического применения; понимания их своеобразия и ценности, личностных качеств (ценностное отношение к этнокультуре, эмпатия, толерантность и др.), способствующих успешной их адаптации в полиэтнической среде.

Через сказки не только своего народа, но и народов мира формируется человек, способный к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающий чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий

В своих трудах Геннадий Никандрович Волков отмечал отражение в народных сказках жизни народа: борьба за счастье, верования, обычаи. В сказках воплощается положительные черты народа, прослеживается межнациональные связи народов, одобрительные высказывания о соседних народах. В чужих странах герои сказок находят себе помощников и доброжелателей.

При анализе сказок разных народов Г.Н. Волков подчеркивал их педагогическое значение в становлении личности. Калмыцкая сказка «Как ленивый старик работать стал» учить трудиться. Сказки разных народов: киргизская сказка «Почему человек сильнее всех на свете?», чувашская сказка «Кто сильнее всех во вселенной?», нанайская сказка «Кто сильнее всех?», якутская сказка «Старуха Таал-Таал» - объединяет общий сюжет, общечеловеческий характер идей о труде и трудолюбии, о всесилии и величии человека. Он очень подробно остановился на анализе чеченских сказок

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

(«Хасан и Ахмед» и др.), темы которых не только неожиданны, но и неповторимы. Тема Родины, преданности в дружбе проходит красной нитью в чеченских сказках. В осетинских сказках культивируются заветы гостеприимства, благопожелания.

Г.Н. Волков считал, что рассказывая сказки чувашского народа, он участвовал в своеобразном обмене духовными ценностями с людьми. Рассказывая сказки детям разных национальностей, он отмечал, что сказки становились свежее, радостнее, мудрее.

Особенно дорога Г.Н. Волкову чувашская сказка «Золотая пылинка». Он запомнил все четыре варианта пересказа этой сказки разными людьми, которых вспоминал всех поименно с особой теплотой, подчеркивая особенности речи рассказчиков. Т.Н. Алексеева «в разговоре приводила то пословицу, то поговорку, а то - и то, и другое. Говорила о благопожеланиях, заветах предках, добрых их обычаях... Называла дубравы-священным храмом родины, голубое небо - хрустальным дворцом солнца, солнце-матерью тепла и света... Родину именовала не иначе как золотой колыбелью. А.П. Воронов, русский по рождению, усыновленный семьей чувашских крестьян, оказался самым искусным рассказчиком лучшей чувашской сказки «Золотая пылинка». Эта сказка наполнена глубокой мудростью, любовью, нежностью к своему народу, Родине. Она учит любить родину, уважительно относится к другим народам. Мягкая, напевная, удивительно красочная, словно вышитая чувашскими мастерицами сказка.

Провожая гостей заморских, подданные царя чувашского тщательно вычистили их башмаки, шелковыми платками вытирали башмаки, прятали платки в карманы глубже. Объясняют обычай удивительный так заморским гостям: «. Земля родины как грудь родной матери. Эта земля- нам и отец родной, и мать-кормилица, и брат-защитник. Земля родная чиста и священна. Пылинка родной земли родная, глина-сладкая. Ее песок -золотой, сухие камни -серебро. Нет для нас дороже земли родной, мы не можем дать вам и невидимой пылинки.».

Использованная литература:

    Волков Г.Н.. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. -М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС,2002.-Т.1-С.231-234.

    Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-С.113-124.

3. Ситникова, Н.В. Ключевые компетентности: подходы к оцениванию / Н.В.Ситникова // Народное образование Якутии. - 2003. -№2. - С.23-27.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ АКАДЕМИКОМ Г.Н. ВОЛКОВЫМ

Андросова М.П., к.п.н., доцент

кафедры дошкольного образования Педагогического института СВФУ

Как известно, личность формируется и развивается под воздействием многих факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Особое место в современном образовательном процессе отводится сохраняющимся и передающимся по наследству из поколения в поколение народным нравственным традициям, обычаям, идеям и опыту, постулатам, назиданиям народной педагогики.

На протяжении многих веков народная педагогика была важнейшим средством воспитания подрастающего поколения, своеобразной философией воспитания. Многое из методического арсенала народной педагогики выдержало испытание временем и успешно применяется сегодня, что свидетельствует о великой силе народной педагогической мудрости.

Великие педагоги Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие в своей теории и практике широко использовали традиционную культуру воспитания народов, потому что «каждый народ - великий педагог. Выдающиеся педагоги - народы» (Г.Н. Волков).

Выделим основные черты народной педагогики, выделенные академиком Г.Н. Волковым:

    этнопедагогика основывается на неосознаваемой, подсознательной сфере психики, она бытует в силу традиции, обычая, авторитета старших;

    отсутствует письменное закрепление педагогических установок, они воспроизводятся механически;

    педагогические и нравственные нормы обязательны для каждого независимо от материального достатка и социального положения.

Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, традиционных формах досуга и художественного творчества, в традиционных национальных видах оздоровления, фольклоре и т.п. Народная педагогика стоит на изучении, исследовании педагогической культуры масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и каждой конкретной нацией и бытующей в народе до наших дней (Г.Н. Волков).

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

Чтобы успешно воспитывать подрастающее поколение на народных традициях, педагогам надо знать ту предметную область, на которой базируется их деятельность, - народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, - этнопедагогику.

Академик Г.Н. Волков, член - корреспондент РАО справедливо отмечает: «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого создается конкретная личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, поговорках, играх, игрушках и прочие, в семейном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этические, педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс социо - и историко-культурного формирования личности».

В настоящее время в России активизировалась исследовательская работа по этнопедагогической тематике, она включает теоретическое осмысление педагогического опыта воспитания многих народов.

В трудах этнопедагогов народа саха (В.Ф. Афанасьев, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова К.С. Чиряев и др.) выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом, нравственном, трудовом, экологическом воспитании подрастающего поколения. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности - поэтому является предшественницей научной педагогической мысли. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.

В заключение необходимо сказать о том, что традиции - элементы социального и культурного наследия, устоявшиеся взгляды на жизнь, обряды и обычаи, идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в городах, особенно в деревнях и селах, выдержали испытание временем и наряду со многими другими факторами принимают участие в воспитательном процессе и помогают формировать личность.

Список литературы:

    Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2000. - 175 с.

    Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. - М. : Издательский дом Магистр-Пресс, 2002.-Т.1.-460 с.

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА «АКАДЕМИК Г.Н.ВОЛКОВ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ЭТНОПЕДАГОГИКИ САХА» 2012

ИСТИННО НАРОДНЫЙ ПЕДАГОГ

Архипова С.Н.,к.п.н., доцент кафедры специального (дефектологического) образования Педагогического института СВФУ

Геннадий Никандрович Волков - великий мыслитель, ученый с мировым именем, основатель этнопедагогической системы воспитания и обучения подрастающего поколения. Его научная школа этнопедагогики взрастила выдающихся ученых страны и отрадно заметить, что одними из лучших его учеников являются представители нашей республики. Идеи о ценностях народной педагогики, ее традициях, обычаях были исследованы в трудах А.А. Григорьевой, А.Д. Семеновой, А.В. Мордовской, М.И. Баишевой и других ученых Якутии.

В наше стремительное, мобильное время, в эпоху глобализации особенно ценны мысли Геннадия Никандровича о создании благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания: «Народная педагогика -начало всех начал в духовно-нравственном обогащении учебно-воспитательной работы в современной школе, в сохранении, укреплении и развитии древних педагогических традиций во имя интенсификации процесса формирования личности, составляющей единое целое со своим народом» .

Родная речь и традиционная культура содержат в себе огромный потенциал просвещения, обучения и воспитания. В народной педагогике слово имело ведущее место в воспитании и обучении детей, где применялось в фольклоре, в играх, в многообразиях словесных форм воздействия на чувства, сознание, поведение. Огромную роль Г.Н. Волков отводил родному слову: «Слово - решающий, самый универсальный фактор народной педагогики. Диапазон его действия огромен. Слово и в играх, и в быту, и в общении, и в религии, и в примере. И повсюду проявляет себя особенным возрастом. В игре - одно, в церкви - другое, в классе - третье.

Однако есть еще один аспект вопроса: это - родное слово, родная речь, родной язык. Из проблем - острейший. Тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов, в десятках из них произошли необратимые процессы. У меня нет уверенности, что их можно вернуть к жизни. Полагаю, что первым и главным условием возрождения традиционной культуры воспитания является безоговорочное снятие мер ограничения родных языков. Надо изучать мировые языки, языки региональные, официальные, государственные, но ни в коме случае не за счет родных языков» .

Научная сфера: Место работы: Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как: Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии: Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Геннадий Никандрович Волков (31 октября , Большие Яльчики , Чувашская АССР - 27 декабря , Чебоксары ) - педагог ; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист , основатель этнопедагогики .

Биография

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.
Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .
Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .
В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа », «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

  • «Созвездие земли»;
  • «Асанне калавӗсем» (чув.) ;
  • «Шӑллӑмсемпе йӑмӑксене» (чув.) ;
  • «Юманпа хӗвел» (чув.) .

Признание и награды

Память

Напишите отзыв о статье "Волков, Геннадий Никандрович"

Примечания

Ссылки

  • Викторов Г. А. // Учёные. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. - Т. 1. - С. 72-80. - (Библиотека Президента Чувашской Республики)
  • Разумный В. А.
  • Хуторской А. В.
  • // Якутия (газета). - 2010, 12 июля.
  • (чув.)

Отрывок, характеризующий Волков, Геннадий Никандрович

– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
– А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
– Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
– А это море, оно только одно или таких здесь много?
– Ты увидишь... Оно всё разное – где море, где просто «вид», а где просто энергетическое поле, полное разных цветов, ручейков и растений, и всё это тоже «лечит» души и успокаивает... только не так-то просто этим пользоваться – надо сперва заслужить.
– А кто не заслужит? Разве они живут не здесь?– не поняла я.
– Живут-то живут, но уже не так красиво... – покачала головой малышка. – Здесь так же, как на Земле – ничто не даётся даром, только вот ценности здесь совсем другие. А кто не хочет – тому и достаётся всё намного более простое. Всю эту красоту нельзя купить, её можно только заслужить...
– Ты говоришь сейчас точно как твоя бабушка, будто ты выучила её слова...– улыбнулась я.
– Так оно и есть! – вернула улыбку Стелла. – Я многое стараюсь запомнить, о чём она говорит. Даже то, что пока ещё не совсем понимаю... Но ведь пойму когда-нибудь, правда же? А тогда, возможно, уже некому будет научить... Вот и поможет.
Тут, мы вдруг увидели весьма непонятную, но очень привлекательную картинку – на сияющей, пушисто-прозрачной голубой земле, как на облаке, стояло скопление сущностей, которые постоянно сменяли друг друга и кого-то куда-то уводили, после опять возвращаясь обратно.
– А это, что? Что они там делают? – озадачено спросила я.
– О, это они всего лишь помогают приходить «новичкам», чтобы не страшно было. Это где приходят новые сущности. – Спокойно сказала Стелла.
– Ты уже видела всё это? А можем мы посмотреть?
– Ну, конечно! – и мы подошли поближе...
И я увидела, совершенно захватывающее по своей красоте, действие... В полной пустоте, как бы из ничего, вдруг появлялся прозрачный светящийся шар и, как цветок, тут же раскрывался, выпуская новую сущность, которая совершенно растерянно озиралась вокруг, ещё ничего не понимая... И тут же, ждущие сущности обнимали «новоприбывшего» сгустком тёплой сверкающей энергии, как бы успокаивая, и сразу же куда-то уводили.
– Это они приходят после смерти?.. – почему-то очень тихо спросила я.
Стелла кивнула и грустно ответила:
– Когда пришла я, мы ушли на разные «этажи», моя семья и я. Было очень одиноко и грустно... Но теперь уже всё хорошо. Я к ним сюда много раз ходила – они теперь счастливы.
– Они прямо здесь, на этом «этаже»?.. – не могла поверить я.
Стелла опять грустно кивнула головкой, и я решила, больше не буду спрашивать, чтобы не бередить её светлую, добрую душу.
Мы шли по необычной дороге, которая появлялась и исчезала, по мере того, как мы на неё ступали. Дорога мягко мерцала и как будто вела, указывая путь, будто зная, куда нам надо идти... Было приятное ощущение свободы и лёгкости, как если бы весь мир вокруг вдруг стал совершенно невесомым.
– А почему эта дорога указывает нам, куда идти? – не выдержала я.
– Она не указывает, она помогает. – Ответила малышка. – Здесь всё состоит из мысли, забыла? Даже деревья, море, дороги, цветы – все слышат, о чём мы думаем. Это по-настоящему чистый мир... наверное, то, что люди привыкли называть Раем... Здесь нельзя обмануть.
– А где же тогда Ад?.. Он тоже существует?
– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...
– Это мы прямо в Аду что ли? – в ужасе от увиденного, спросила я.
– Но ты же хотела посмотреть, как это выглядит – вот и посмотрела. – Напряжённо улыбаясь, ответила Стелла.
Чувствовалось, что она ожидает какую-то неприятность. Да и ничего другого, кроме неприятностей, здесь, по-моему, просто никак не могло быть...
– А ты знаешь, иногда здесь попадаются и добрые сущности, которые просто совершили большие ошибки. И если честно, мне их очень жалко... Представляешь – ждать здесь следующего своего воплощения?!. Жуть!
Нет, я никак не могла этого представить, да и не хотела. И уж этим же самым добром здесь ну никак не пахло.
– А ты ведь не права! – опять подслушала мои мысли малышка. – Иногда сюда и, правда, попадают очень хорошие люди, и за свои ошибки они платят очень дорого... Мне их, правда, жаль...
– Неужели ты думаешь, что наш пропавший мальчик тоже попал сюда?!. Уж он-то точно не успел ничего такого дурного совершить. Ты надеешься найти его здесь?.. Думаешь, такое возможно?
– Берегись!!! – вдруг дико завизжала Стелла.
Меня расплющило по земле, как большую лягушку, и я всего лишь успела почувствовать, как будто на меня навалилась огромная, жутко воняющая. гора... Что-то пыхтело, чавкало и фыркало, расточая омерзительный запах гнили и протухшего мяса. У меня чуть желудок не вывернуло – хорошо, что мы здесь «гуляли» только сущностями, без физических тел. Иначе у меня, наверняка, случились бы самые неприятные неприятности.....

Основатель этнопедагогики .

Геннадий Никандрович Волков

Академик Г. Н. Волков в 2000-е годы
Дата рождения 31 октября (1927-10-31 )
Место рождения село Большие Яльчики Яльчикский район , Чувашская АССР , РСФСР , СССР
Дата смерти 27 декабря (2010-12-27 ) (83 года)
Место смерти Чебоксары , Чувашия , Россия
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера Этнопедагогика
Место работы Российская академия образования
Альма-матер
  • Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание академик АПН СССР
академик РАО
Известен как педагог , публицист
Награды и премии

Биография

Происхождение

Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .

Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .

Педагогическая деятельность

В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Научная деятельность

Владея многими тюркскими языками, обобщённо представил и на основании первоисточников обосновал духовно-нравственное единство русского народа с тюркскими.

Родоначальник ряда идей национального образования в России. Получила государственное признание его этнопедагогическая концепция национальной школы.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики.

  • 1962 год - предложил термин «этнопедагогика ». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
  • 1967 год - защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
  • Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.

О роли Волкова в развитии этнопедагогики как средства гармонизации межнациональных отношений см.: Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнациональных отношений в педагогической публицистике 1991-1997 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1998. Научный руководитель - академик РАО, профессор Г. Н. Волков.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Педагог, доктор педагогических наук (1967), профессор (1968), писатель, переводчик, критик, заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), заслуженный деятель науки Республики Калмыкия (1997), заслуженный деятель науки Республики Тыва (1997), заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия) (1992), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), лауреат премии К. Д. Ушинского (1967), лауреат Государственной премии Чувашской Республики (2006), член Академии педагогических наук, почетный доктор Эрфуртского университета (1982, Германия), почетный гражданин Чувашской Республики (1997), Республики Калмыкия (1997), Яльчикского района (1997).

4 слайд

Описание слайда:

Профессор Г.Н. Волков – широкообразованный ученый, писатель, опытный педагог, вырастивший много учителей и активно выращивающий педагогические кадры, является для молодых ученых, учителей и студентов примером беззаветного служения Родине и народу.” Из книги «Учитель. Педагог. Мыслитель»

5 слайд

Описание слайда:

Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни - все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения.

6 слайд

Описание слайда:

Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество - это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.

7 слайд

Описание слайда:

В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества

8 слайд

Описание слайда:

В 1958 г. выходит книга доцента Г.Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа».

9 слайд

Описание слайда:

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.

10 слайд

Описание слайда:

Г.Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики.

11 слайд

Описание слайда:

Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку.

Геннадий Никандрович Волков , рассказывая о своей биографии, располагал свою жизнь, по его выражению, «на конкретных территориях» не только во времени, но и в пространстве. «Тогда территории и определят, – пишет Г.Н. Волков, – этапы моей педагогической биографии. Это – чувашский период, казанский, московский, эрфуртский…» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 6).

Чувашский период


Г. Н. Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье
1935-1942 гг. – ученик Б.Яльчикской семилетней школы.
1942-1945 гг. – ученик Яльчикской средней школы.
1943-1945 гг. – помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В. И. Ленина, позднее – бригадир транспортной бригады.
1945-1949 гг. – студент физико-математического факультета – Чувашского государственного педагогического института.

Казанский период


1949-1952 гг. – годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте.
1950-1951 гг. – учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78 г. Казани.
«Казанский период, – пишет Г. Н. Волков, – имел для меня очень благоприятные последствия. Он имел свое продолжение и в Чувашии, и в Москве, и в Эрфурте» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 18)

Московский период


«Москва свела все прошлое и настоящее – опыт, идеи, находки, потери – в одно единое целое. Она определила каждому периоду свое место, каждому городу – свою роль, каждому народу – свою миссию, судьбу. И мою заодно» (Г.Н. Волков. Обыкновенное дело педагога. С. 18)
1962 год – предложил термин «этнопедагогика». К началу XXI века термин широко распространён в научном мире.
1967 год – защитил монографию «Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур)» в качестве докторской диссертации.
С 1971 года работал в Москве как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.

Эрфуртский период


С 1979 по 1982 гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы.
Действительный член АПН СССР с 15 марта 1990.
Г.Н. Волков состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)

Признание и награды

  • Первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью И. Г. Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы».
  • Академик Д. О. Лордкипанидзе, 1975, г. Тбилиси: «Г. Н. Волков является достойным продолжателем дела великого чувашского педагога Ивана Яковлевича Яковлева. Этнопедагогика – весьма серьёзный вклад в советскую педагогическую науку, значение которого, безусловно, выходит за пределы нашего Отечества»
  • Почётный гражданин Республики Калмыкия: Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, 2002: «Почетным гражданином Республики Калмыкия стал Геннадий Никандрович Волков – за огромный вклад в развитие этнопедагогики народов России, за многолетний труд по воспитанию подрастающего поколения на идеях гуманизма и толерантности»
  • заслуженный деятель науки Российской Федерации
  • почётный гражданин и заслуженный учитель Чувашской Республики
  • заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва
  • заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия)
  • почётное звание «Учитель учителей» Якутии
  • Отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987)
    МЕДАЛИ:
  • К. Д. Ушинского
  • Я. А. Коменского (ЧССР)
  • Н. К. Крупской
  • За заслуги в образовании в Республике Татарстан
© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал