Значение чистоговорок в развитии речи детей. Чистоговорка как средство формирования звуковой культуры речи. Развитие словаря, грамматики и связной речи

10.07.2022

Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба".

А вообще чистоговорка - это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок - обучение детей четкому произношению звуков

Звук /а/

А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.

Звук /и/

И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.

Звук /о/

О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.

Звук /б/

Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы.

Звуки /в, вь/

Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву - я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.

Звуки /г, гь/

Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу - хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога, пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги - за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.

Звук /д/

Да-да-да - у меня вода.
Да-да-да - буду строить города.
Да-да-да - горяча вода.
Ды-ды-ды - нет воды.
Ды-ды-ды - на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду - я по ягоды иду.
Ду-ду-ду - я по лугу иду.
Ду-ду-ду - в зоопарк иду.
До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук /ж/

Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

Звуки /з, зь/

За-за-за – в огороде коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зе-зе-зе - Зоя едет на Козе.
Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.

Звук /й/

Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой - скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.

Звуки /к, кь/

Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку - взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак - расцветает мак.
Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ки-ки-ки - это кубики.
Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Звуки /л, ль/

Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла - не забьете мне гола.
Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла - я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу - купили пилу.
Лу-лу-лу - заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал - сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол - начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул - ветерок подул.
Ул-ул-ул - зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил - в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.

Звуки /м, мь/

Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма - буду строить я дома.
Ма - ма - ма - на дворе зима.
Ма - ма - ма - вот пришла зима.
Ма - ма - ма - я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум - вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом-ом-ом - мы гулять идем.
Ом-ом-ом - это снежный ком.
Ом-ом-ом - слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы-мы-мы - дождались зимы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай –ка травки мне.

Звуки /н, нь/

На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан - мне купили барабан.
Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.

Звуки /п, пь/

Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп - варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.

Звуки /р, рь/

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра - во дворе гора.
Ра-ра-ра - в лес идти пора.
Ра-ра-ра - сад полить пора.
Ра-ра-ра - пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра - вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра - суп варить пора.
Ра-ра-ра - суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры - прокачусь с горы.
Ры-ры-ры - в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры - любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар - рядом синий шар.
Ар-ар-ар - улетает синий шар.
Ар-ар-ар - это красный шар.
Ар-ар-ар - над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю - тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри - на рябину посмотри.
Ри-ри-ри - там расселись снегири.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри - на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри - на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.

Звуки /с, сь/

Са-са-са – в окно летит оса.
Са-са-са - на траве роса.
Са-са-са - у меня коса.
Са-са-са - в сказке были чудеса.
Са-са-са - в норе живет лиса.
Са-са-са - будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су - заплету косу.
Су-су-су - наточу косу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы - у сома усы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы - у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.

Звуки /т, ть/

Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты - у куклы белые банты.
Ты-ты-ты - я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от - летит в небе самолет.
От-от-от - испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит - каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.

Звуки /х, хь/

Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ух-ух-ух - развалился домик - бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

Звук /ц/

Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца - дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.

Звук /ч/

Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу - в самолете я лечу.
Чу-чу-чу - стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу - быстро всех домчу.
Чу-чу-чу - я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач - подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич - из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч - в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок - вдруг упала на бочок.

Звук /ш/

Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша - вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу - я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш - это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.

Звук /щ/

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу - я сома тащу.
Щу-щу-щу - васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи - осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи - паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.

Вот такие карточки можно скачать для занятий с ребенком. Сохраните нужную карточку себе на компьютер и распечатайте на принтере.































Дайте ребенку задание самому придумать чистоговорки на нужные звуки, ему точно понравится! А вы можете дополнить этими придумками нашу коллекцию чистоговорок, написав их в комментариях.

Герасимова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №241"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи"
Дата публикации: 13.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Статья: «Чистоговорка как средство воспитания звуковой культуры речи».

Герасимова

Светлана

Геннадьевна,

г.Новокузнецк,

Кемеровская

область, д.с. №241.

Исследованиями

установлено,

правильное

произношение

очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей,

внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может

выразить

звукопроизношении

затрудняют

проблемами

звукопроизношении

наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие

правильного

звукопроизношения

поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому

начальной

является

недостаточно

произношение

определить

количество

последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или

недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении

навыками письма в школе.

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского

сада в двух формах: в процессе обучения в непосредственно организованной

образовательной деятельности и воспитания всех сторон звуковой культуры

речи в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от

деятельности

речевого

аппарата

деятельности

артикуляции,

подвижности

гибкости,

координации

артикуляционных

движений,

точности.

необходимо

систематически

упражнять

артикуляции,

проводить

упражнения,

направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного

положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной

струи, правильного дыхания.

непосредственно

организованной

образовательной

деятельности

работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности

задачами

речевого

развития

развитие

монологической

диалогической

грамматического

словарного

развитию

воспитатель

обращает

внимание

звукопроизношение,

дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные.

Работе по обучению детей правильному звукопроизношению

помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

Чистоговорки

стихотворные

упражнения,

направленные

развитие

артикуляционного

аппарата

помогающие

отработке

произношения какого – то звука при регулярном их повторении. Это короткие

фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется

представляет

два-четыре

рифмующиеся с первой частью.

Выделяют

чистоговорки,

основанные

повторении

отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки,

имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется

отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

Например, фразы «та-та-та − у нас дома чистота», «ты-ты-ты − сметану съели

всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения

чистоговорка

Игрушка не простая

– Индюшка расписная.

Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до

автоматизма

произношения.

чистоговорку

усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя

каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по

увеличивать,

качества

произношения.

проговаривать

чистоговорки

стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с

такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст

вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить

фразы с разжатыми зубами.

Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у

детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые

грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения

чистоговорок.

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков

существует много способов, которые родители могут вполне применять в

домашних условиях.

превратить

полезный

инструмент

развития

чистоговорки

настоящую

Например, таким образом:

Нас интересует автоматизация «л» в чистоговорках.

Подбираем чистоговорку с нужным звуком: «Ла-ла-ла – кукла

весело жила».

Произносим

интонацией:

повествовательной,

вопросительной, восклицательной.

Поговариваем чистоговорку в быстром и медленном темпе.

чистоговорку

самостоятельно закончить фразу нужным слогом: «Ла-ла-ла – мы собрались у

сто…ла».

Просим ребенка произнести фразы так, как бы это сделали медведь,

использовать

животных. Если ребенок сам затрудняется придумать, как говорят животные,

показываем ему пример.

Такие забавы можно устраивать не только дома. Очередь в поликлинике,

например,

играми не

мучительной.

проявить

фантазию,

придумывать

чистоговорки

самостоятельно,

транспорте

интереснее.

Представляете:

Фор-фор-фор – это светофор.

За-за-за – жмем на тормоза.

Вет-вет –вет – ждем зеленый свет.

Рит-рит-рит – он уже горит.

И так всю дорогу. А сколько чистоговорок можно придумать в поезде,

особенно, если ехать несколько дней?! Про поезд это шутка, конечно, как и

придумывать

чистоговорки.

попробовать можно. И если вашего малыша увлечет это занятие, то тогда и

по целым дням можно их выдумывать и повторять. А неплохо и записать

историю своей поездки в чистоговорках на видео, диктофон или в тетрадь.

Чистоговорки

развивать

правильное

произношение. С их помощью вы можете развивать фонематический слух,

отличать

слова-действия

(глаголы)

с л о ва -п р и з н а к и

(прилагательные).

чистоговорок

называть

рифмованные

научиться

склонять слова по падежам. И все это можно реализовать в игре.

Таким образом, чистоговорки и скороговорки имеют большой потенциал

формированию

звуковой

культуры

процессе

проговаривания

скороговорок

чистоговорок

формируется

правильное

звукопроизношение,

произнесение

соответствии

языковыми

аппарата,

вырабатывается умеренный темп речи, правильное речевое дыхание, навыки

использования

УМНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ ЧИСТОГОВОРКА это нескучное, доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Т.е ЧИСТОГОВОРКИ это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Лучше использовать чистоговорки со зрительной опорой схематично рисовать маленькие опорные картинки, во время чтения чистоговорок. Ведь ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, а можно и придумывать самим.


Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки: Ба-бо-бы на дворе стоят столбы Бу-бы-ба из окна торчит труба Жи-жи-жи здесь живут ежи Жа-жа-жа -есть иголки у ежа Жу-жу-жу молока дадим ежу Ло-ло-ло на улице тепло Лу-лу-лу стол стоит в углу За-за-за уходи домой коза Зу-зу-зу моем Катю мы в тазу Са-са-са бегает в лесу лиса Ра-ра-ра Кате спать пора


Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения. В котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку Лежат ежи у ёлки. У ежат иголки А внизу похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат. Дни и ночи напролет Роет землю старый крот. Что же нужно там кроту? - Потемнее темноту. Полосатые матрасы Полоскала дочка Злата. Полоскала. Полоскала - Полосатой речка стала.












Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: елки – елки – елки – крошки ищут гелки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д. Чистоговорки по лексическим темам можно произносить: меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Одной из важных задач в работе логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Методы и приемы, предлагаемые в специальной литературе, вызывают трудности, связанные с восприятием детьми этих приемов. Если, например, задание дается в виде монотонной инструкции, у ребенка быстро рассеивается внимание, теряется интерес к деятельности. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, направленном на коррекцию речи, а это очень важно для достижения максимального результата.

Поэтому необходимо искать приемы коррекционной работы с дошкольниками, которые могут заинтересовать ребенка, вовлечь его в логопедический процесс.

Один из таких приемов – это рифмование, проговаривание, договаривание и придумывание чистоговорок.

Как известно, детям нравится рифмовать слоги, слова. Это не только доступное и несложное занятие для детей 5-6 лет, но и очень увлекательное.

Чистоговорка - это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Использование чистоговорок в коррекции звукопроизношения – один из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. Работа с чистоговорками нацелена на отработку звукопроизносительной стороны речи, развитие фонематической стороны речи, силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а так же коррекцию лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Чистоговорки используются не только на логопедических занятиях, но и на музыкальных, физкультурных, в режимных моментах. Дети поют чистоговорки, сопровождают пение движениями. На физкультуре чистоговорки применяются в упражнениях на согласование речи с движениями. Воспитатели так же могут использовать чистоговорки и в закреплении логопедического материала, и в режимных моментах. Например, одевая детей на улицу, можно проговаривать: ны-ны-ны – оденем мы штаны, ни-ни-ни – куртку застегни, се-се-се – оденемся мы все и т.д.

Дети с удовольствием придумывают чистоговорки самостоятельно и рисуют к ним иллюстрации.

Виды заданий для работы с чистоговорками:

1.Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией;

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения.

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

- добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы) и т.д.

-прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.

Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.

-закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.

Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.

-повторяем без ошибок:

Су-шу, су-шу – я письмо пишу.

За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.

-поменяем звуки:

«л» на «р»: Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.

«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.

- изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора

- подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

-отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла

-называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.

Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.

-называем слова «ласково»:

Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.

4. Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.

Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий развития детей.

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей.

Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого.

Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания исследовательско-творческого проекта «Старнички-чистоговорки».

Цель проекта: Развивать речь и формировать правильное звукопроизношение у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

К участию в проекте были приглашены дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, их родители и педагоги дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  • Создание психолого-педагогических условий для комплексной коррекции всех сторон речи у детей с ФФН при работе с чистоговорками.
  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование эмоционального контакта родителей с детьми.

Всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам, что позволяет успешно проводить коррекционную работу в заданном направлении.

На логопедические занятия к дошкольникам часто приходит в гости игрушечный попугай Кеша. Он очень любит проговаривать скороговорки, чистоговорки (зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук), а ещё Кеше нравится рассматривать картинки к ним, но они встречаются редко.

Поэтому детям предлагается дома вместе с родителями придумать свою чистоговорку, записать её на альбомном листе и сделать к ней иллюстрацию. Готовые Старнички - чистоговорки - подарить Кеше на празднике, посвящённом его Дню рождения.

Для успешной реализации данного проекта необходимо организовать:

  • информирование родителей и воспитателей о ходе реализации проекта через папки передвижки «Всё о чистоговорках»;
  • занятия в Логопедической школе для родителей с целью коррекции речевых нарушений на материале чистоговорок;
  • приёмы работы с чистоговорками (с презентацией) .
  • упражнения в сочинении чистоговорок детьми в группе с воспитателем;
  • придумывание чистоговорок родителей с детьми;
  • совместную деятельность родителей и детей по изготовлению «Страничек -чистоговорок»;
  • подготовку к проведению праздника «День рождения попугая»;
  • совместный праздник родителей с детьми «День рождения попугая»:
  • проведение логопедических занятий по формированию правильного произношения на материале « Страничек-чистоговорок».

Средства оценки результатов реализации проекта:

  • диагностика обследования звукопроизношения детей с ФФН, ФН;
  • беседы с родителями и детьми о ходе реализации проекта;
  • выставки «Страничек-чистоговорок».

В итоге важно отметить, что в ходе реализации проекта происходит творческое взаимодействие детей и родителей, направленное на общее и речевое развитие дошкольников:

  • формирование фонетической стороны речи;
  • активизация воображения и словотворчества;
  • психологическая готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей;
  • развитие педагогической компетентности родителей;
  • использование данных страничек на логопедических занятиях превращает обычную коррекционную работу в увлекательную игру.

Развитие проекта: создание детьми книг «Мои Чистоговорки».

Список литературы:

1. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок./Журнал «Обруч»№5 ,2008

2. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.,2008

3. Чуковский К. От двух до пяти. - М.,1990

Валентина Викторовна увлекается комнатными растениями, любит детей и свою работу, читать, петь, заниматься самообразованием. В 2008 году стала лауреатом Всероссийского конкурса «Необычная буква» (газета «Дошкольное образование»), в номинации «Методические находки в обучении грамоте». Фото автора Valia

Приложение 1: Сценарий праздника «День рождения попугая».

Приложение 2: Презентация «Приемы работы с чистоговорками» .

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал