Темы профилактической работы в школе. Профилактическая и коррекционная работа социального педагога в школе. Работа социально – психологической службы

04.08.2023

Социальный портрет подростка школы.

В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках - 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках - 34 %. Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика - 30%; боевики - 29%, детективы - 12%, триллеры - 12%, мистика - 5%, эротика - 8%.

У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.

54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики - 65%, девочки - 40%). По видам насилия: избиение - 10%; издевательства, оскорбление - 28%; вымогательство денег и вещей - 5; другим видам насилия - 3%. 50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия - одноклассники; для 20% - взрослые, для 3% подростков основной источник насилия - родители, а для 5% - учителя. 45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов - 3%. 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому. О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду - 46%, склонны сами совершить насилие - 3%, способны уйти из дома - 5,5%, могли бы совершить преступление - 2 %. 43% подростков ушли от ответа на этот вопрос. Причинами могут быть неспособность к насилию либо трудность прогнозирования поведения в той или иной ситуации.

Система работы школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание должна сочетаться с системой национального воспитания и предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей - от директора до библиотеки и медперсонала.

Основное исполнительное звено в этой системе – учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги. Важно, чтобы в этой работе обеспечивалась преемственность с 1-го по 11-й классы, необходимо способствовать более глубокому изучению личности, а значит, и отбору наиболее эффективных средств воздействия.

Классные руководители должны выявлять и учитывать учащихся, требующих особое педагогическое внимание.

На каждого из них классный руководитель заводит специальный дневник наблюдений, в который записывает прежде всего социально-психологическую характеристику учеников. В ней отмечает причины возникновения девиантности, в чем она проявляется, выделяет положительные и отрицательные качества личности, особенности семейного воспитания, намечает средства воспитательного воздействия на ученика. Раз в полгода делает вывод о достигнутых результатах воспитательной работы и намечает план дальнейшей работы с каждым из таких учеников.

В задачи классного руководителя входит изучение интересов, способностей, склонностей таких учащихся и привлечения их к работе кружков, спортакций как в школе, так и во внешкольных учреждениях.

Работа с родительским комитетом класса, семьями таких учащихся, неблагополучными семьями должна быть направлена ​​на вооружение их педагогическими знаниями, оказание конкретной индивидуальной методической помощи.

В методической работе учителей следует уделять внимание и вопросам преодоления и предотвращения неуспеваемости школьников , в частности: как работать над пробелами учеников, как развивать их мышление, внимание, память, формировать у отстающих учеников навыки рациональной организации учебной работы, индивидуальный подход к слабоуспевающим в процессе учебно-воспитательной работы.

Работа школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание

1. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.

2. Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особое педагогическое внимание, неблагополучными семьями , координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.

3. Педагоги и классные руководители обнаруживают и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся, привлекают их к внеклассной, внешкольной деятельности.

4. Психолог осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении несовершеннолетних.

5. Учитель, воспитатель ГПД оказывают индивидуальную помощь в деятельности по сокращению пробелов в знаниях.

6. Педагог-организатор привлекает к работе в кружках, секциях, клубах, обществах по интересам в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.

7. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.

8. Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.

9. Библиотекарь планирует развитие читательских интересов школьников.

10. Медицинский персонал дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.

В современных условиях осуществления воспитательного процесса педагог чаще всего сталкивается с термином «дети, требующие особое педагогическое внимание» в отношении к подросткам.

Дело здесь не в самом подростке, а в его психологических особенностях.

С одной стороны он хочет казаться взрослым, а с другой сохраняет детские черты. Не умеет самостоятельно действовать и принимать решения, предъявляет завышенные требования к родителям и учителям, проявляет повышенную критичность к окружающим и при этом не умеет владеть собой. Ребенку такого возраста присущ целый ряд противоречий. То есть это кризис подросткового возраста .

Суть поведения подростка - это морально-эмоциональная атмосфера, сложившаяся в семье.

Поэтому процесс перевоспитания, направленный на преодоление отрицательных качеств личности, которые формировались под влиянием неблагоприятных условий воспитания, необходимо начинать с семьи, с поиска возможностей по коррекции семейного воспитания, защиты ребенка от неблагоприятного воздействия неблагополучной семьи.

Исследования показывают, что учащиеся, требующие особого педагогического внимания, педагогически запущенные дети и неблагополучные семьи-понятия неразделимы и взаимосвязаны между собой.

Неблагополучные семьи - это семьи, которые в силу объективных или субъективных причин потеряли свои воспитательные возможности, вследствие чего у них возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

Классный руководитель является первым, кто устанавливает контакт с семьей ученика и его компетентность должна стать лицом учебного заведения. Он должен найти такие подходы и такие слова в каждой отдельно взятой семье, чтобы восстановить и усилить ее положительный потенциал.

Для этого нужно знать причины образования неблагополучных семей . У каждой они свои, но есть и ряд общих черт.

Условно неблагополучные семьи можно классифицировать на пять типов .

Это позволит классному руководителю более индивидуально и точно предупреждать и корректировать проблемы семейного воспитания.

1. Неполные семьи - в них ребенка воспитывает один из родителей, преимущественно матери. Общение в семье скудное, часто возникают трудности бытового характера, психологический дискомфорт, поэтому нередко детям не хватает уравновешенности, доброжелательности, зато проявляют чрезмерную раздражительность, безразличие.

Для достижения контакта с семьей классный руководитель может использовать следующие советы:

Установить контакт с матерью, заручиться доверием, если она относится настороженно, не спешить обижаться;

Попытаться посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое отношение к ней;

Заинтересоваться судьбой подростка, побудить к ответственности за его и ее, матери, будущее;

Деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественное желание матери устроить свою жизнь, вызвать у него потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мнениями, совместном решении повседневных жизненных проблем.

2. Семьи, где родители - алкоголики, наркоманы - ведут аморальный образ жизни .

В таких семьях у родителей отсутствуют культура общения, духовная связь с детьми, существует недостаток чувств.

Задача классного руководителя - терпеливо, без зазрения попытаться доказать родителям негативизм их «образа жизни» на растущую личность, обратить внимание на чувства подростка - переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, которые ведут аморальный образ жизни.

Подростка необходимо привлекать к более широкому общению с окружающими его людьми, поддерживать морально, установить контроль.

3. Семьи, внешне благополучные, но систематически допускают серьезные просчеты в воспитании детей , из-за низкой педагогической культуры и необразованность. Недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя - сформировать у родителей необходимость в пополнении педагогических знаний путем проведения с ними консультаций, включение их в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно способствовать пробуждению потребности родителей к самообразованию. Попробуйте объяснить мысль, что все дети нуждаются в педагогически образованных родителях.

4. Семьи, в которых приоритетными являются материальные ценности , которые доминируют над духовной жизнью.

В таких семьях дети, как правило, вырастают эгоистами, достаточно практичными потребителями. Родители эти качества одобряют.

Задача классного руководителя - попытаться изменить ориентацию родителей только на материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром подростка.

В тактичной форме дать понять, что приоритет материального в жизни ведет к манипуляции сознанием ребенка, деформирует систему жизненных ценностей и во многих случаях является причиной неадекватного поведения (о чем свидетельствует статистика).

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью . В таких семьях детей наказывают часто физически, за малейшую провинность. Как результат, дети растут жестокими и циничными.

Задача классного руководителя доказать родителям, что с собственное отношение нужно строить на принципах взаимоуважения, доверия, ответственности и равном партнерстве. Следует отказаться от позиции силы, предвзятого отношения. Только уважение, любовь и терпение являются главными средствами воспитания в семье.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения родителей в воспитательную работу класса. Их деятельное участие в педагогическом процессе помогает формировать навыки сотрудничества с детьми и в частности со своим ребенком.

Скачать индивидуальную карту психологического сопровождения подростков, требующих индивидуального психолого –педагогического подхода.

Выступление социального педагога

МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Дилин Нины Иосифовны,

на тему «Система профилактической работы в школе»

Профилактическая работа в школе направленна на оздоровления условий семейного, школьного воспитания, на коррекцию личности «трудного» подростка, так же на восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, психологов, родителей, работников правоохранительных органов. Это позволяет совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Ребята, состоящие на учётах – это часто не успеваемость, нежелание посещать секции и кружки, бесконтрольность и беспомощность со стороны родителей, не желательные, а иногда криминогенные компании, правонарушения и преступления.

Система профилактической работы в школе включает в себя:

В первую очередь это выявление учащихся, склонных к правонарушениям.

К сожалению, в прошлом году в нашей школе увеличилось число подростков «группы риска», так как из начального общего образования перешёл класс детей имеющие девиантное поведение. В том числе нет должного контроля со стороны родителей. Кроме того остается проблема продажи спиртных напитков и сигарет несовершеннолетним. Также большое влияние на подростков «группы риска» имеют бывшие воспитанники детского дома, которые состояли на разных видах учета, и в этом году приехали из учебных учреждений, а некоторые из мест лишения свободы.

Важную роль среди профилактических мероприятий мы отводим созданию подробного плана ИПР (индивидуально-профилактической работы) на каждого учащегося, состоящего на любом из видов учета.

Данный план отражает пошаговую, поэтапную работу с несовершеннолетним.

Также проводятся мероприятия по реабилитации учащихся, состоящих на профилактическом учете: индивидуальный подход в обучении, социально психологические услуги для детей, помощь в вопросах образования и воспитания для родителей, проводится работа по вовлечения детей «группы риска» во внеурочную деятельность.

В этом учебном году получилось организовать всех детей, кто состоит на учёте. Несовершеннолетние с отклонениями в поведении включаются в общие мероприятия, которые проводятся в МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа, и которые направлены на сплочение детских коллективов, на адаптацию детей в социуме, на профессиональное самоопределение.

Ведется большая работа по организации занятости детей на каникулах.

Из 7 несовершеннолетних состоящих на различных видах учета: 5 учащихся трудоустроены, 3 учащимся оказана помощь в регистрации путевок через сайт «Молодежного центра» в ДОЛ (детские оздоровительные лагеря) г. Туапсе, 1 учащийся отдохнул в ЛОЛ при МКОУ ГСОШ. Таким образом, все дети из неблагополучных семей и дети «группы риска» охвачены летней занятостью.

Также в нашей школе успешно работает Совет отцов, в который были избраны самые авторитетные папы наших учащихся.

Члены Совета ведут профилактическую работу с неблагополучными семьями, принимают участие в общешкольных рейдах, осуществляют дежурство на мероприятиях, проводят индивидуальные беседы с учащимися и родителями, являются активными участниками родительских собраний и конференций.

Члены Совета Отцов также принимают участие в заседании Совета профилактики, который отлажено, функционирует в нашей школе.

В 2016 – 2017 учебном году было проведено 13 заседаний Совета профилактики решения и рекомендации которого являются основополагающими в организации профилактической работы педагогического коллектива и защите прав учащихся школы.

В школе также образован волонтёрский отряд «Регион-89», в состав которого в прошлом учебном году входили 4 несовершеннолетние, состоящие на различных видах учета.

Главная задача, стоящая перед волонтёрским отрядом это пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов). К каждой акции были разработаны буклеты и памятки профилактической направленности.

В рамках районного конкурса «Молодежь за ЗОЖ», учащимися изготовлен социальный ролик, направленный на профилактику алкоголизма и наркомании, с привлечением 5 несовершеннолетних состоящих на учете. Ролик занял 1 место

В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями, поэтому при желании каждый ребёнок может проявить, попробовать себя в деле. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Педагоги нашей школы делают всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно.


Профилактическая и коррекционная работа в школе

В настоящее время профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков в условиях интерната является проблемой актуальной в силу того, что, хотя многими авторами (Э.Я.Альбрехт, 1976; Н.В.Волкова, 2000; Д.Н.Исаев, 2003; И.А.Коробейник, 2002; В.К.Кузьмина, 1981; К.С.Лебединская с соавторами, 1980; В.А.Малиуская, 1977; Л.М.Шипицына, 2000; и другие) дано описание проявления агрессивного поведения у различных групп подростков, но недостаточно освещены возможности коррекции и преодоления проявления агрессивного поведения у данной группы подростков. Поэтому учителя, воспитатели, психологи не всегда правильно выстраивают линию поведения по отношению к данному подростку, не всегда верно реагируют на проявление агрессивного поведения и не всегда правильно оказывают помощь такому подростку.

Проведение исследования агрессивного поведения подростков обусловлено тенденцией роста агрессивных проявлений, увеличения числа правонарушений, демонстрацией агрессивного поведения.

Подробное изучение факторов агрессивного поведения подростков, имеет большое значение для поиска подходов к решению таких проблем психологии, как саморегуляция поведения подростков, развитие нравственных качеств их личности, формирование позитивных отношений с окружающими, профилактика нарушений поведения и правонарушений.

Под влиянием средовых факторов и учебной деятельности постоянно происходят изменения в структуре формирующейся личности подростка. В личности могут проявляться нежелательные качества, асоциальные установки и асоциальные мотивы деятельности. В этих условиях более чем своевременна и совместная работа педагога, психолога, воспитателя. Это одно из направлений для предупреждения и коррекции проявлений агрессивных форм поведения у подростков интерната. Такая работа должна быть направлена на исправления психологического климата среды, в которой находится подросток, на коррекцию намечающихся или уже имеющихся деформаций личности ребенка, на декомпенсацию и на устранение болезненных явлений (различных психопатологических синдромов).

Коррекционно-профилактическая работа с подростками, имеющими агрессивные формы поведения, должна строиться с учетом следующих основных положений:

Воспитатели, учителя должны знать о социально-психологических особенностях подростков, особенно в их критические возрастные периоды, когда увеличивается риск личностных деформаций и проявлений нарушений поведения детей.

Следует обратить внимание на формирование у детей интересов гуманистической направленности и морально-нравственных общечеловеческих ценностей. Такое направление в коррекционной работе заполняет духовный вакуум подростка и помогает противостоять ему асоциальным идеям, идущим из так называемых проблемных детских коллектива.

Педагоги, воспитатели, психологи, используя коррекционно-методические средства, должны учитывать сложную природу этиопатогенеза нарушений поведения у детей. Легче предупредить нарушения поведения, чем их устранять. Необходимо, с учетом особенностей личности, по возможности устранять все факторы, приводящие к агрессивному поведению. Учитывая, что многие признаки агрессивного поведения проявляются в условиях бездеятельности, следует обратить внимание на организацию свободного времени подростков.

Нарушения поведения (агрессивные формы поведения) подростков из школ-интернатов, противоправные и преступные действия, совершенные ими, приобретают в наших условиях все большую социальную значимость, асоциальная деятельность их нередко создает серьезную криминогенную обстановку.

Опираясь на анализ теоретических источников по данной проблеме и практический опыт исследования особенностей проявления агрессивных форм поведения у подростков из школы-интерната, можно выделить основные ключевые направления, в рамках которых необходимо строить коррекционную и профилактическую работу.

Целью работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения является создание таких психолого-педагогических условий, в которых проявление агрессивных форм поведения уменьшалось или нейтрализовалось.

Эта работа имеет следующие направления:

    Психолого-педагогическое просвещение (сообщение педагогам и воспитателям об индивидуальных и возрастных особенностях агрессивных подростков);

    Организация индивидуальной психокоррекционной работы;

    Групповые формы занятий с подростками (психологические тренинги);

    Уменьшение эмоциональной реакции, провоцирующей агрессию;

    Профилактика патологических форм агрессивного поведения;

    Профилактика саморазрушительного поведения;

    Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность;

    Сублимирование агрессии в спорт (спортивные кружки, секции, групповые виды спорта);

    Творческое самовыражение (рисование, занятия музыкой, театральные кружки и другие виды творческой деятельности).

Таким образом, мы считаем, что для устранения агрессивного поведения у подростков, проживающих в школах-интернатах, необходимо проводить профилактические и коррекционные работы.

Анализ профилактической и коррекционно-развивающей работы

За 2015 – 2016 учебный год
В 2015 – 2016 учебном году профилактическая и коррекцонно-развивающая работа с учащимися велась в соответствии с планом «Профилактика преступлений среди несовершеннолетних», также в соответствии с комплексной программой по профилактике правонарушений, преступлений и здоровьесбережению.
Для повышения эффективности и адресности профилактической работы в соответствии с планом все учащиеся разделены на три к группы (категории) с учетом глубины социального отклонения:
1) Учащиеся, находящиеся в социально опасном положении или воспитывающиеся в семьях находящихся в социально опасном положении;
2)Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете как «группа риска»;
3)Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете как «педагогическая поддержка». Реализацией данных направлений работы школы занимаются, прежде всего, специалисты школьной социально-психологической службы. В состав социально-психологической службы входят три отдела: социально-правовой, психологический и медицинский.
В соответствии с достигаемыми целями и основными направлениями деятельности специалисты каждого из отделов осуществляют специфический вид деятельности: Социально-правовой и медицинский отдел – профилактическая деятельность, психологический отдел – коррекционно-развивающая деятельность.

В течение 2015-2016 учебного года профилактическая работа велась по следующим направлениям:
1. Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы с подростками и их ближайшим окружением.
2. Социально-психологическое, санитарное и правовое просвещение подростков и их ближайшего окружения

3. Изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей воспитанников, социально бытовых условий их проживания и ближайшего окружения подростков.
4. Защита прав и интересов подростков.
Специалистами СПС в конце учебного года был проведен анализ контингента воспитанников. В школе обучается 27 учащихся. Социальный статус семей также разнообразен.

Профилактическая деятельность имеет системный характер.
Профилактика совершение правонарушений и преступлений несовершеннолетними ведется социальными педагогом и классными руководителями, совместно со специалистами. Инспекторами ГДН и другими специалистами организуются мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Ведется работа по профилактике повторных правонарушений и преступлений учащихся: проведены занятия по темам: «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Права и обязанности учащихся», «Права ребенка», «Медиатерроризм: вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность через интернет», «Адвокат, прокурор», «Реальное и условное наказание», традиционная городская интеллектуально – правовая игра «Имею право», общешкольное родительское собрание «Внимание! Ваш ребенок в зоне риска!»
Проведенная работа в данном направлении была эффективна, в следующем учебном году необходимо продолжить работу по профилактике повторных преступлений.
В целях профилактики употребления ПАВ и здоровьесбережения в рамках программы: «ПУВВ» специалистами социального отдела СПС организована совместная деятельность с медицинским работником ФАПа
В этом учебном году совместно были проведены следующие мероприятия: «Здоровье и ПАВ» (беседы), «Профилактика ПАВ» (просмотр видеороликов), «Употребление ПАВ и ответственность» (дискуссии), «Чума 21 века», (выпуск листовок), «Нарко- и алкозависимость», «Охрана безопасности жизнедеятельности в следствии употребления ПАВ», (беседы), «Здоровье- это важно» (дискуссия), «Жизнь по собственному выбору» (презентация), «Здоровье не купишь, его разум дарит» (презентация, дискуссия).
А так же в этом учебном году была проведена ежегодная школьная акция «Меняем сигареты на конфеты», в которой учащиеся принимают активное участие.
Социальная служба тесно работает с органами акимата, которые помогают в оформлении справок, подтверждающих статус малообеспеченных семей.

В результате 16 учащихся питались в школьной столовой как малообеспеченные и из них 8 учащихся как многодетные малообеспеченные. Это составляет 15% от общего количества учащихся. Учащиеся из многодетных малообеспеченных семей получили денежное пособие на приобретение школьной одежды
Налажена связь и составлены совместные планы работы с ОВД ОДН и со специалистами Комплексного Адаптационного Центра (работа с семьями категории СОП)
Социальными педагогами совместно с классными руководителями и инспекторами ГДН РОВД систематически проводятся рейды с целью возвращения детей в школу, контроля за вне учебной деятельностью учащихся, взаимодействия семьи и школы по вопросам успеваемости и посещаемости учащихся и повышения педагогической грамотности родителей.
Проведенная работа в данном направлении была эффективна, в следующем учебном году необходимо продолжить работу по профилактике социального сиротства.
В целях повышения эффективности профилактической работы:
- по употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ необходимо активизировать совместную работу с врачом наркологом, разработав план совместной работы.

В целях профилактики преступлений и правонарушений среди учащихся обратить особое внимание кл. рук.на планирование индивидуальной работы с каждой семьей. Исходя из выявленных кл. рук. проблем, службе СПС предусмотреть проведение профилактических мероприятий с учащимися и их родителями, с привлечением к данной работе специалистов ведомств системы профилактики.
В начале учебного года педагогом-психологом проводилось комплексные психологические исследования учащихся, на основании которого был составлен общий психологический портрет учащихся школы и определили основные направления коррекционно-развивающей работы.
Целью деятельностью педагогов – психологов, является социально – психологическое сопровождение процесса реабилитации и социализации учащихся

Данные показатели свидетельствуют о недостаточной усидчивости, целеустремленности, напористости в решении поставленных задач, недостаточно высокой способности к освоению учебного материала в полном объеме в традиционной классно-урочной системе.

    Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы учащихся;

    Коррекция и развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся;

Работа по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы учащихся условно разделена на три части: коррекция уровня личной тревожности; развитие стрессоустойчивости; формирование навыков самоконтроля эмоциональных состояний.

Коррекция уровня тревожности является актуальным направлением коррекционно-развивающей работы, так как уровень личностной тревожности является одним из критериев социальной адаптации учащихся к условиям образовательного учреждения и жизни в социуме в целом.

Наиболее эффективными формами коррекционно-развивающей работы в направлении коррекция и развитие эмоционально-волевой являются тренинги, занятия с элементами тренинга, развивающие игры, индивидуальные. Ведущим направлением в коррекционной работе является выявление и коррекция у воспитанников уровня агрессивности. У большинства опрошенных выявлен средний уровень агрессивности. Основные причины агрессии у данных подростков это – неумение ребёнка социализироваться в обществе; поведение окружающих интерпретируется ребёнком как враждебное; неспособность ребенка контролировать свои эмоции. Влияние членов семьи в обыденных жизненных ситуациях, одобрение агрессивных проявлений у ребёнка по отношению к окружающим. Унижения, оскорбления, применение физической силы по отношению к ребёнку

По итогам реализации данного направления в этом учебном году применяемые форма, приемы и методы признаны действенными. Полученные данные можно интерпретировать следующим образом, количество учащихся с умеренным и высоким уровнем агрессивности в начале года имеют практически одинаковое значение, к концу учебного года показатель высокого уровня агрессивности снизился. Не всегда инициаторами агрессивного поведения бывают дети. Часто взрослые не контролируют свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации.
В течение учебного года специалисты СПС регулярно готовили материалы для публикации на сайтах.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-развивающей работа позволяет добиваться результатов в работе с девиантным подростками. Но существуют еще проблемы, которые не были решены ранее и требуют пристального внимания педагогов-психологов школы: это повышение числа подростков, проявляющих элементы авитальной активности и, как следствие, увеличение количества случаев занятия экстремальным досугом, учащение случаев проживания подростков вне дома, необходимость развития у подростков навыков конструктивного взаимодействия, незаинтересованность подростков в участии в организованных формах досуга, склонность подростков к повторным правонарушениям, увеличение числа подростков, употребляющих ПАВ и алкоголь. Решение выдвинутых проблем является приоритетным направлением развития коррекционно-развивающей и профилактической работы нашей школы на 2016 – 2017 учебный год.

Направления и формы деятельности.

3.1. Коррекционно-развивающее. Создание оптимальных образовательных условий, учитывающих индивидуальные возможности, особенности состояния здоровья и социального окружения обучающихся. Организация работы инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Формы: ПМПК, скрининги

3.2. Информационно-просветительское . Правовое, психологическое, педагогическое просвещение с целью повышения правовой и психологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

Формы: родительский лекторий, ученический лекторий, педагогический лекторий.

3.3.Профилактическое. Организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного), преступного (деликвентного), зависимого (аддиктивного), аутоагрессивного и суицидального поведения детей и подростков.

Формы: диагностика, консультирование специалистами, сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося, Совет профилактики,

3.3. Правозащитное. Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

Формы: Совет примирения, мониторинг фактов жестокого обращения с детьми, социальная защита льготных категорий детей (сироты, состоящих на опеке, из многодетных семей и т.д.)

3.4. Социально-медицинское. Организация мероприятий и контроля здоровьем, питанием, трудовым и физическим воспитанием с целью формирования устойчивой потребности в здоровом образе жизни, духовно-нравственных отношениях с окружающими.

Формы: организация медицинских осмотров, участие в наркотестировании, реализация родительских проектов «Любить и беречь», «Школьное питание», «Посади свое дерево» и т.д.

А так же разработан план – график работы на 2016-17 уч. год; разработаны тематические лектории для родителей..

Когда мы начинали работу с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, мы ограничивались только в педагогической поддержкой. Но время показало, что таким ученикам нужна поддержка и психологическая, и медицинская.

Конечно, любая работа имеет смысл, когда есть результат. Результатом нашей деятельности в этом направлении является переход от ситуативной работы к сложившейся системе.

Изучение нормативно-правовых документов позволяет педагогам выработать четкое представление о своих профессиональных правах и обязанностях, использовать полученные знания в практической деятельности, легитимными способами разрешать профессиональные проблемы. Правовое саморазвитие педагога непосредственно отражается на уровне воспитанности учеников, так как осуществить задачи правового воспитания молодёжи может только грамотный и образованный в сфере права учитель.

Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними.

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы внешней среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Если врожденные качества личности, ее индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опыта, врастании его «в человеческую культуру» (Л.С.Выготский), в адаптации в социокультурной среде. Среди социальных факторов ведущими, являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения, детские сообщества.

Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной адаптацией происходит и процесс десоциализации - отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту им от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразие социальных институтов и общественных организаций.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются основной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных подростков.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть и тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть и предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Вместе с тем научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее, лишь на какое-то время замедляя ее развитие. Следовательно: при организации коррекционно-педагогической деятельности с девиантными подростками и предупреждении причин их отклоняющегося поведения необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средовых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе.

В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично относится к рекомендациям педагогов, а попытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, учитываются и используются чувства родительской любви, сохраняющее чувство долга в воспитании ребенка. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок - полноправный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно через ребенка.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совместной деятельности детей и родителей по месту жительства, при проведении индивидуально-групповых форм педагогического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно не было, педагогам целесообразно использовать как прямой, так и опосредованный путь воздействия. В том и другом случае решается ряд задач, направленных на то, чтобы:

1. помочь семье в оценке внутрисемейной атмосферы, в анализе сложившегося семейного общения;

2. вызвать желание изменить сложившиеся взаимоотношения, показать пути и способы изменения общения в семье;

3. совместно с членами семьи определить перспективы положительного семейного общения, имея в виду привлекательность и значимость семейного общения для подростка.

В зависимости от типа семьи используются различные формы и методы работы, ведется комплексное воздействие школы и общественности на родителей.

Педагогически несостоятельные семьи, имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Такие семьи в целях коррекции характера и содержания общения включаются в общую систему педагогического всеобуча. Но как показали практика и непосредственная работа с этими семьями, общих рекомендаций таким семьям бывает недостаточно. Для таких семей более приемлемой формой является педагогическая консультация, которую для них в определенные дни проводят педагоги школы, социально-психологическая служба. В данном случае важно ликвидировать барьер недоверия, разрушить убеждения родителей, что их незнания будут неправильно поняты и использованы учителем против них и их детей. Педагогические консультации для родителей проводят наиболее авторитетные учителя школы. Беседа проходит в доброжелательной форме. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в той или иной сложной воспитательной ситуации. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, как по инициативе школы, так и по инициативе родителей. Родителям во время консультации предоставляется возможность не только рассказать о затруднениях в воспитании детей, совместно проанализировать ситуацию, но и получить совет, конкретные рекомендации.

Практика показала, что педагогическая консультация - интересная и эффективная форма работы с семьями педагогически запущенных подростков.

Однако таких родителей необходимо вовлекать и в активную общественную деятельность. В качестве первой ступеньки педагогического роста родителей могут стать разовые поручения, диапазон их может быть довольно широким: от непосредственной помощи в материальной базы школы до организации и проведения для ребят каких-либо мероприятий (экскурсий, походов в музей и т.д.). Большой эффект дает совместная деятельность при непосредственном участии группы, в которую входит ребенок. Часть родителей привлекаются в качестве руководителей кружков, секций.

Родительский комитет школы ведут целенаправленную работу с каждой неблагополучной семьей. Осуществляя дифференцированный подход, родители-активисты проводят кропотливую индивидуальную работу по вовлечению каждого родителя педагогически запущенных подростков в общественно полезную деятельность в школе, дают им возможность увидеть своих детей в деятельности, сравнить с одноклассниками, задуматься над тем, что еще предпринять, чтобы ребенок стал лучше, воспитаннее.

Результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантными поведением зависит от умелого сочетания как прямого, так и опосредованного воздействия на семью. Если первый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педагогического уровня родителей через систему педагогического всеобуча и просвещения, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков; через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.

В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков важную роль играет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль как в десоциализации, так и в дезадаптации личности подростка.

При организации коррекционно-педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением необходимо учитывать ряд социально-педагогических условий:
групповое общение педагогически запущенных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает группа свободного общения. Намечая пути оптимизации группового общения несовершеннолетних, необходимо учитывать эту взаимосвязь и так строить коррекционную работу с подростком вне школы, чтобы она являлась продолжением воспитательного процесса с ним в классном коллективе;

групповые нормы и ценности оказывают довольно сильное влияние на формирование сознания и поведение педагогически запущенных подростков. Следовательно, воспитательное воздействие школы, оказываемое на них, преломляется через групповые нормы и ценности и интерпретируется соответствующим образом. Поэтому коррекцию поведения девиантного подростка нельзя вести, не влияя в целом на группу, на содержание и направленность группового общения;

групповое общение педагогически запущенных подростов - это свободное, неформальное общение, и попытка его трансформировать. Возвести в ранг официальной группы, чаще всего приводит к проявлению рядом с ними новых групп свободного общения. Следовательно, оставляя за подростками права свободного выбора партнера по общению, необходимо умело корректировать структуру круга их общения, развивать общественно значимые интересы и потребности;

как педагогически запущенные подростки, так и их групповое общение оказывают сопротивление прямому воспитательному воздействию. В связи с этим организация воспитательной работы с ними должна строиться на сочетании как прямого, так и опосредованного воздействия на содержание и направленность группового общения педагогически запущенных подростков.

Следовательно, прежде чем приступить к коррекционно-педагогической работе с группой подростков необходимо определить:

направленность группы, что хочет, к чему стремится большинство членов группы, каковы их главенствующие интересы, какие цели их объединят, что вызывает разногласия;

структуру группового общения, взаимоотношения между членами группы, кто занимает лидирующее положение, кто отвержен и бесправен, кто верховодит;

деятельность группы: какой вид ведущей деятельности объединяет группу, по каким мотивам каждый член группы участвует в этой деятельности, кто добивается наибольших, а кто наименьших успехов, какие виды деятельности служат группе в качестве развлечения, какие - для выработки характера, какие - для реализации интересов;

отношение группы с окружающим миром (замкнутость, кастовость, враждебность), отношение к школе, к другим группам сверстников, к классному коллективу.

Определив исходные данные группы, выяснив характер и содержание направленности группового общения несовершеннолетних, намечается логика и последовательность коррекционно-педагогической работы с группой:

постановка перед группой подростков целей и задач, которые могли бы их увлечь и потребовать от каждого положительного поведения, активизации социально ценной деятельности (спортивная деятельность несовместима, например, с курением и употреблением спиртных напитков);

оздоровление атмосферы в группе путем переключения ее с асоциальной
деятельности на общественно значимую (нарушители дисциплины следят
за порядком в школе, волонтерство, дежурят на перекрестке в составе отрядов ЮИД);

изменение направленности группы путем удовлетворения ее притязаний при определенных условиях (разрешить тусовки, при соблюдении дисциплины и порядка после сборов) и т.д. Вместе с тем предлагаются и конкретные пути преодоления отрицательной направленности групп при учете социальных условий: привлечение группы к интересному, увлекательному делу без разрушения установившихся дружеских связей (конкурс музыкальных ансамблей тинейджеров);

преодоление ложной романтики накалом спортивной борьбы, здорового
соревнования, путем сотрудничества в полезных делах, подбора дел и
заданий повышенной трудности, которые требуют от всех участников
большого напряжения, и др.

При выборе организационных форм, путей и способов коррекционно-педагогического воздействия на групповое общение девиантных подростков необходимо исходить из целесообразности их применения в условиях того пли иного региона, эффективности в переориентации личности подростков с отклоняющимся поведением.

Выбор организационных форм чаще всего зависит от традиций школы, социально-педагогических условий микрорайона, от пространственных и структурных особенностей внешкольного общения педагогически запущенных подростков, от конкретной обстановки в микрорайоне школы.

Одной из таких организационных форм коррекционно-педагогической деятельности с подростками может быть создание зоны педагогического влияния школы. Это территория микрорайона, прилегающая к школе и являющаяся сферой особой заботы коллектива, сферой приложения сил детей и подростков, полем социальной и общественно полезной активности.

Тоже можно сделать и в школе путем изменения отношения одноклассников к педагогически запущенным подросткам, оказания им помощи в учебной деятельности, включения их в коллективную творческую работу и др. Однако этот путь не всегда дает положительный результат. Обычно общественное мнение о таких ребятах в классе уже сложилось и его перестройка требует затраты определенных усилий. Поэтому нужна ситуация, где подростки чувствовали бы себя свободнее, естественнее, но могли бы быть увидены и оценены сверстниками, одноклассниками. Здесь наиболее удачными условиями является их деятельность в зоне педагогического влияния школы. Она сохраняет силу воздействия классного коллектива за пределами школы, но способ влияния коллектива, система общения между подростками и условия проявления их личностных качеств меняются.

Подросток находится в кругу одноклассников, на виду у них, в то же время условия микрорайона помогают ему проявиться с той стороны, с которой его еще не знают в классе, а, следовательно, возникает возможность для самоутверждения и повышения своего статуса в коллективе в нестандартных условиях, в благоприятном кругу общения. Это может быть шефская работа над малышами, помощь ветеранам, работа по благоустройству микрорайона и др.

Основой коррекционно-педагогической деятельности с такими группами могут стать подростковые клубы по интересам. Они дают возможность сохранить структуру группового общения, позволяют вести более пристальное наблюдение за содержанием общения, изменять ценностные ориентации группового общения.

Совместные дела, общие заботы, нестандартность обстановки, расширение взаимосвязей взаимоотношений, круга общения, позволяют вначале нейтрализовать отрицательную направленность групп свободного общения, наполнить их жизнь положительным содержанием, а затем придать их деятельности общественную значимую направленность.

Формы и организация профилактической и коррекционной работы на 2016- 2017 учебный год.

Организация работы родительского лектория.

Организация занятости и досуга детей.

    Создание в классе условий и системы квалифицированной и грамотной дифференцированной помощи семьям и детям, которые нуждаются в поддержке.

    Подключение родительской общественности для своевременного устранения проблем детей.

    Регулярная диагностика детей, испытывающих трудности в обучении. Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение возможных нужных корректировок.

Формы работы:

    разъяснительная работа;

    психологическая помощь;

    коррекционная работа;

    родительский всеобуч («

    работа узких специалистов с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты:

    отслеживание основных причин возникновения трудностей обучения у детей;

    улучшение результатов обучения детей;

    повышение учебной активности детей;

    увеличение количества родителей, заинтересованных в положительных изменениях своего ребенка.

Способы проверки ожидаемых результатов:

    анкетирование;

    социометрия;

    анализ работы.

Формы проведения итогов:

    выставки достижений;

    круглые столы

    Направления работы:

1. Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении(классный руководитель).

Работа в этом разделе мною строится по нескольким основным направлениям:

    Индивидуальные беседы с детьми, цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими).

    Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания.

    Организация свободного и досугового времени обучающихся.

    Изучение интересов детей, испытывающих трудности в обучении с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.

    Привлечение детей в кружки и секции, общественную деятельность.

    Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных учебных и внеучебных мероприятиях.

    Работа с родителями (классный руководитель).

Проведение лекториев не темы:

Что это значит: находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;

Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами, в том числе и учебным;

Уважайте интересы своего ребенка.

Этапы работы с семьей:

    Просветительская работа.

    Оказание педагогической помощи.

    Диагностика результатов работы.

3. Психологическая консультация и помощь (психолог).

Существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них приоритетной является насилие в семье. Кроме этого, к ним присоединились проблемы детей – жертв вооруженных конфликтов.

Теперь на школу возложена еще большая миссия психолого – педагогической службы, призванной помочь детям и их родителям укрепить психологическое здоровье и развития обучающихся.

В состав психологического раздела входят следующие компоненты:

    скрининг – непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс - диагностических методов;

    диагностика – углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;

    коррекция – применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.

4. Помощь в социальной адаптации детей, испытывающих трудности в обучении и их родителей (социальный педагог).

Создание необходимого банк данных класса oбo всех обучающихся класса в том числе:

    банк «Дети, имеющие проблемы в обучнении

    дети с проблемами в развитии;

    дети, оставшиеся без пoпечения родителей;

    дети из неблагополучных, асоциальных семей;

    дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической пoмoщи и поддержке;

    дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.

5. Информационная и просветительская работа с детьми, испытывающими проблемы в обучении и их родителями.

Тематика родительского правового всеобуча.

    Индивидуально - тематические консультации для родителей и беседы с ними:

    Как возникает интерес к обучению.

    Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.

    Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.

    Адекватность самооценки у детей, ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).

Тематический план

    Выявить педагогически запущенных детей из неблагополучных семей. В течение года. Классный руководитель

Создания паспорта класса;

Индивидуальной анкеты обучающихся.По мере необходимости. Классный руководитель.

3. Изучить причины социально-педагогической запущенности ребенка. В течение года. Классный руководитель, психолог, социальный педагог.

4. Провести ряд консультативных занятий «Начало нашего пути ». Познакомиться с обучающимися, установить с ними контакт и их родителями. В течение года. Классный руководитель.

5. Исследовать уровень адаптации детей к школе. В течение года. Классный руководитель, психолог

6. Провести учебный семинар – практикум «Учимся общаться и дружить».В течение года. Классный руководитель.

7.Провести тренировочные занятия: «Навыки общения в социуме».Систематически. Классный руководитель

8. Организовать и провести рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей. По мере необходимости. Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет

9. Изучать положение ребенка в классном коллективе. Систематически. Классный руководитель

10. Организовать и провести консультации для детей, испытывающих трудности в обучении и их родителей. Систематически. Классный руководитель, психолог

11. Организовать и провести беседы с педагогически запущенными детьми и их родителями, посвященных способам повышения успеваемости. Систематически. Классный руководитель, представитель полиции

12. Организовать рабoту, направленную на вовлечение детей, испытывающих трудности в обучении, в кружковую, внеурочную, внеклассную работу, в секции по разным интересам. Систематически. Классный руководитель

13. Организовать и проводить индивидуальную работу с детьми, направленную на коррекцию проблем. Систематически. Классный руководитель, психолог

14.Организовать и проводить с детьми обучающие игры «Социум, общение и мы».Систематически. Классный руководитель

15.Формировать положительную мотивацию к посещению и обучению в школе. Систематически.Классный руководитель

16. Организовать и проводить занятия - практикумы «Играя, учимся». Систематически. Классный руководитель

17.Анализ работы. В течение года. Классный руководитель, психолог

18.Организовать занятость и досуг детей с трудностями в обучении. В течение года. Классный руководитель

Методика оценки результативности коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Важнейшим средством достижения положительных результатов обучения детей, испытывающих трудности в обучении, которые, как правило, не имеют достаточного багажа «прежних» знаний и не умеют организовать свой труд, является, как было сказано выше, метод создания ситуации успеха. На уроках прежде всего стремлюсь создавать особую атмосферу, позволяющую учить детей мыслить, раскрывать перед ними пути организации поиска и находок решения поставленных задач на уроке,оценивать деятельность учащихся. Это требует доброжелательной обстановки на уроке, атмосферы подлинного сотрудничества , а не авторитарности. Ученик должен почувствовать, что учитель интересуется процессом его работы, соответственно его оценивает, помогает выявить сильные и слабые стороны его работы, намечает совместно с учеником пути его коррекции. Отметка становится лишь итогом напряженной совместной работы учителя и ученика , которая в процессе ее осуществления многократно оценивается и корректируется. При этом учитель получает возможность выявлять динамику его (ученика) изменений от урока к уроку.

Оценка возможностей ученика в ходе усвоения знаний должна состоять из трех разных, но сопряженных критериев: дидактического, логического и психологического . Их трудно разграничить, можно только акцентировать внимание на каждом из них. Поэтому при оценивании работы учащихся стремлюсь дифференцировать эти критерии, четко их выделять, обосновывать, чтобы они были понятны каждому ученику (за что именно он получил тот или иной балл).

Велико значение и традиционных форм контроля, которые также помогают оценить достижения учащихся, проверить соответствие планируемых и реальных результатов обучения, дают возможность учителю увидеть сформированность ЗУНов учащихся, оценить уровень усвоения программного материала. Основным видом контроля знаний учащихся является текущая проверка, которая позволяет своевременно корректировать процесс обучения. Как показал мой опыт, дети с трудностями в обучении, боятся «традиционных» контрольных работ, в большинстве случаев им трудно даже понять условие задач, поэтому возникла необходимость применения таких работ, которые соответствовали бы уровню развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Для учащихся своего класса я составляю контрольные работы в привычной для них форме: с рисунками, знакомыми сюжетами, элементами развивающего обучения, постепенно в 3-4 классах рисунки заменяются текстами.

Кроме этого использую методику Марьяны БЕЗРУКИХ «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» (групповые и индивидуальные тестирования), посредством выполнения словесных инструкций.

Критерии оценки результата коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Формы и методы оценивания результатов

Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования.

Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы.

Критерии оценки:

1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А. М. Прихожан)

2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов).

3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».

4. Диагностика концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба».

5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов».

6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры».

7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед.

Российская Федерация Воронежская область Кантемировский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская средняя общеобразовательная школа

_________________________________________________________________

396744, Воронежская область , Кантемировский район , п . Кузнецовский ,

ул . Центральная , 40, тел . 4-31-91, Е - mail : kant . kuznez @ rambler . ru

Выступление

на

МО классных руководителей

по теме:

« Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения »

Подготовила : заместитель директора по ВР

Н.В. Варакина,

МКОУ Кузнецовская СОШ

Кантемировский муниципальный район

Воронежская область

октябрь 2015

Воспитательно-профилактическая работа образовательного учреждения.

Мы сегодня находимся в сложной противоречивой ситуации, когда с одной стороны декларируются демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, растет смертность и заболеваемость, СМИ пестрят криминальными сводками, американизация заполняет наш язык и образ жизни – и именно эти условиях побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности. С точки зрения современной отечественной теории воспитание – это не процесс воздействия, а процесс социального взаимодействия, сотрудничества, созидания педагога и ученика.

Результатом такого взаимного сотрудничества является:

    организация деятельности детей,

    результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.

Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?

    Изучение учащегося классными руководителями. Получение информации о состоянии здоровья учащихся. Изучение индивидуальности ученика, особенностей развития его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практически - действенной саморегуляции.

    Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).

    Функция психологической поддержки - оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода "комплексов" при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.

Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:

    Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог,школьная медиация, фельдшер ФАП и др.);

    Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности детского объединения "Лучистый", ученического самоуправления, волонтёрского движение «Ассоциации», программы по ПДД, посредством реализации 5 программ дополнительного образования.

Так, всего за 2014-2015 уч.год проведено 23 социально -досуговых мероприятия. К примеру, высшим органом Ученического самоуправления является конференция. Проводимые органом детского самоуправления тематические ученические конференции на темы "Я выбираю!", "Гражданственность и патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения" помогают ребятам проявить себя, обосновать свою точку зрения, проявить гражданственность, социальную активность. Ребята учатся планировать и организовывать мероприятия для своих сверстников и младших учащихся, реализовать интересные социальные проекты.

С помощью ученического актива школы в 2014-2015 учебном году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:

    Ток-шоу "Здоровым быть здорово!" для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании, СПИД, табакокурения.

    Встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения, помогают изучать историю страны.

    Игровая программа для участников Всероссийского этапа окружной олимпиады школьников - взаимодействие со сверстниками, развитие коллективизма

    Конкурсная развлекательная программа "Мама. Мамочка. Мамуля" - умение организовать интересно и познавательно свободное времяпрепровождение

    Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - развитие интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей.

    "Радуга талантов"- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятие, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.

    "Последний звонок" - традиция

Деятельность детского объединения "Лучистый" позволила обучающимся принять участие в различного уровня мероприятиях. Ребята активно включены в работу в СПО-ФДО "Содружество детских объединений". Самоанализ уровня воспитанности активистов – мировцев позволил выявить · отношение к учебе в активе – 81,8 %; · отношение к трудовой деятельности - 84,5 %; · отношение с учителями и другими работниками школы- 91%; · отношение с участниками ДО "Лучистый" - 86,3%; · дисциплинированность – 85,4 %; · коммуникативные способности – 91 % · умение самостоятельно организовать проект, коллективное дело - 43 % (над этим показателем предполагаем работать) Впервые в 2011 году начало работу волонтёрское движение «Ассоциации». Цель данного объединения направлена на интеграцию личностных и социально-значимых целей.

Всего за 2014-2015 уч.год было проведено 15 Советов профилактики.. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2014-2015 уч.год специалистами СПС было проведено 26 бесед, охвачено 48 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб.

Цель дополнительного образования в школе - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Дополнительное образование школы представлено 5 направлениями:

    Художественно – эстетическое.

    Физкультурно-спортивное.

    Спортивно-техническое.

    Социально-педагогическое.

    Естественнонаучное направление.

В 2014-2015 учебном году было организовано 6 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 6 групп, общий охват учащихся составил всего 43чел. (100%),

Спортивно-оздоровительная деятельность

Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол", "ОФП: легкая атлетика". Инструкторами ФК применяются игровые технологии обучения, проблемно-ориентированные технологии.По итогам 2014-2015 уч.года команда учащихся заняла 2 место в 9 Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях.

Работа с родителями.

Задачу профилактики мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Всего для родителей в 2014-2015 учебном году было проведено 9 - родительских собраний все они являются профилактическими, из них:

    Оздоровительных- 2

    Психолого-педагогических-2

    Информационных -3

    Социально-досуговых - 1

    Культурно-массовых - 1

К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, СМИ, члены школьного ученического самоуправления. Реализуется программа по работе с родителями "группы риска". Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур

Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:

    Просьба о помощи - для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;

    Добрый поступок - в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».

    Мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

    Распределение ролей - четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания

    Обмен ролями - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.

Важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.

Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.

Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется.

Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:

    Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками. Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;

    Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть "способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье").

    Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.

    Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.

    Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.

Все перечисленные мною проблемы позволяют говорить о перспективах дальнейшей деятельности с т.з. современной воспитательно-профилактической работы в школе. Новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности нами видятся:

    В организации деятельности детей (ОДИ, исследовательская, проектная деятельность, социальные акции)

    Результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося).

    В работе с родителями - реализация системы сотрудничества и взаимопомощи (привлечение родителей как независимых экспертов в советы профилактики, к организации и проведению в школе кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, программы совместной деятельности детей и родителей)

    Использование современных социальных технологий (оказание помощи, арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и т.д.), использование творческих технологий - художественно-творческие методы работы(формирование навыков рисования и игры на муз.инструменте),

Одним словом, все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются.

Список литературы

    Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.

    Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

    Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержкадетей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр Академия,2002.

    Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал