Проект трудные звуки. Проект «Трудный звук, ты наш друг. Работа над правильным произнесением звука, дыханием

10.07.2022




Условия педагогической деятельности Мои воспитанники – это дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие множественные сопутствующие диагнозы. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Это обуславливает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов для всех детей, зачисленных на коррекционно- развивающие занятия с логопедом.


Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский Мнемотехника система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Данная технология имеет: Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Формирует воображение, способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.


Использование мнемотехники позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.


Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения с использованием приёмов мнемотехники Развития подвижности и "переключаемости" органов артикуляции Формирование первичных произносительных умений и навыков Формирования коммуникативных умений и навыков 1. Формирование у детей представления о правильном положении артикуляционных органов при произнесении определенных звуков. 2. Развитие подвижности органов артикуляции. 1. Постановка и автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях). 2. Развитие наглядно- образного и образно- логического мышления, объема и концентрации внимания, способности к произвольному запоминанию, навыков самоконтроля. 3. Развитие интонационной выразительности речи. 1. Формирование коммуникативных умений и навыков (слушания, пересказа, составление рассказа, поддержание беседы). 2. Формирование положительного восприятия друг друга, чувства эмпатии.




Использование авторской логопедической игрушки позволяет ребёнку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики Эти моменты создают на занятиях положительный эмоциональный настрой, что способствует закреплению материала


Второй этап. Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­ цию не произносимого звука.




Использование мнемотаблиц на занятиях Мнемотаблицы служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука. Позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике. Для постановки основных звуков к каждому занятию разработаны мнемотаблицы. Ниже представлена мнемотаблица для артикуляции звука «ш».



Закрепление звука в слогах (уточняется положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью ротика (артикулемы)) С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы. «Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И,Э,Ы – их запомним мы»


Работа над гласными звуками идёт параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. Для автоматизации звука в слогах в самостоятельной речи используется авторское пособие «Волшебный сад».


Авторское пособие «Чудесная лестница». Мобильность данного пособия и разнообразие картинного материала, игр, новые сверх задачи позволяют поддерживать интерес ребёнка к занятиям на высоком уровне, проводить автоматизацию нового звука в самостоятельной речи.













По результатам логопедического обследования у детей отмечается: положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорение сроков автоматизации звуков, заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность, о чём свидетельствуют результаты выпуска детей из логопедической группы за последние годы.




Коррекционно-развивающая работа в условиях ФГТ создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка; интеграция образовательных областей; использование игровых и проектных методов; внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей (психолого-педагогический консультационный центр для родителей «Росток»). Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.


Учитывая положительные результаты моей деятельности предполагаю в перспективе создание учебно – методического комплекса для педагогов дошкольных учреждений по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями с использованием метода мнемотехники. Для этого планирую создать в электронном виде все разработанные и активно используемые в работе пособия, схемы, таблицы.



Вид проекта
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;


Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука.

Содержание работы :
Работа с детьми

Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».


Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Трудный звук»

Учитель-логопед: Каткова Людмила Игоревна

Место проведения: логопункт МДОУ «Детский сад №41 «Солнышко»

Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;

Сделать процесс автоматизации продуктивным и интересным;
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука .

Содержание работы :
Работа с детьми
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»;
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи мультипликационного героя правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»;
Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».

Совместное с ребенком ведение индивидуальной тетради «Трудный звук».
Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.


Екатерина Юркова
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, родители.

Масштаб: долгосрочный, в пределах группы.

Актуальность:

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Перед педагогами стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, самостоятельно отбирать. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью, с сотворчеством.

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством коммуникации.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

По результатам проведённой в сентябре диагностики старшей группы «Гномики» из 25 детей 22 ребёнка имеют нарушения звукопроизношения. Что составляет 88 %. (см. Приложение 1) Всего 12 % детей имеют чистую речь. Таким образом, имеется большое количество детей с нарушениями произношения. В речи детей чаще всего наблюдаются замены звука, их искажение либо отсутствие. Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков я решила предложить родителям поучаствовать в создании детско-родительских проектов.

Проблема:

Родители принимают только опосредованное участие в автоматизации звуков, не всегда понимая как это делать, что влияет на качество звукопроизношения детей. Часто без участия родителей автоматизация звуков имеет достаточно длительный характер.

Гипотеза:

предположим, что приобщение родителей к звуковой культуре речи и разработка совместных детско-родительских проектов будет способствовать закреплению поставленных логопедом звуков в речи детей и сократит продолжительность этапа автоматизации звука.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством детско-родительских проектов по автоматизации звуков.

Задачи:

1. Формировать и совершенствовать у детей звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

2. Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения.

3. Научить родителей созданию детско-родительских проектов.

Описание проекта: стратегия и механизмы реализации.

Этапы проекта:

Подготовительный (сентябрь-ноябрь):

Продолжать коррекционную работу по постановке и автоматизации отсутствующих звуков в речи детей.

Провести мастер-класс для родителей «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»,

Провести семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук будь детям друг»,

Провести открытое занятие для родителей по автоматизации звуков,

Провести индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания.

Основной этап (ноябрь-декабрь):

Непосредственно создание детско-родительских проектов,

Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании.

Заключительный этап (январь-февраль):

Защита детьми в группе созданных проектов.

Промежуточная диагностика звукопроизношения.

Беседы с родителями по результатам диагностики.

Актуальным для детей дошкольного возраста является сотворчество. Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, где учим родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный

Сентябрь 2015 Диагностика Учитель-логопед

Октябрь 2015 Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2015-16 уч. год». Индивидуальные консультации. Учитель-логопед

Октябрь 2015 Мастер-класс «Артикуляционные упражнения для постановки звуков» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков в речи «Трудный звук будь детям друг» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Открытое занятие для родителей по автоматизации звуков. Учитель-логопед

Ноябрь-декабрь 2015 Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию проектов;

Непосредственное создание проектов и их корректировка. Учитель-логопед,

родители, дети

Январь 2016 Промежуточная диагностика звукопроизношения. Учитель-логопед

Январь-февраль 2016 Беседы с родителями по результатам диагностики. Учитель-логопед

Февраль 2016 Защита проектов в группе. Учитель-логопед,

родители, дети

Предполагаемый результат:

Улучшится качество звукопроизношения у детей;

Повысится участие родителей в совместной с логопедом работе по автоматизации звуков;

Будут созданы детско-родительские проекты по автоматизации звуков.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Отсутствие у родителей времени или недостаточная осведомлённость их в вопросе автоматизации звуков (оказание помощи в реализации детско-родительских проектов)

Дальнейшее развитие проекта:

Публикация проекта;

Проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

Предполагается использование данного проекта:

В работе с вновь прибывающими детьми;

Внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

Обмен опытом с педагогами города;

Участие проектов в конкурсах, публикация проекта.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в детских садах, но и в школах, так как и там большое количество детей с нарушением произношения.

Список литературы:

1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975

2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007

3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.

4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.

5. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.

6. Буланович Н. И., Рыжанкова Е. Н. Учимся произносить звуки. СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

7. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь, (Л, Ль, Ш, Ж, С,З) Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. :Вентана-Граф, 2015, -32с.

8. Скворцова И. В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. СПб. : Нева,2003.

Исследовательский проект «Трудный звук [Р]»

Выполнил ученик 3 «а» класса Үзек Кежик МБОУ СОШ №3 г. Чадан

Руководитель: учитель-логопед: Сат Чойганмаа Кан-ооловна

Чадан 2015 уч. год


Актуальность

  • Не все дети умеют правильно произносить звук [р] в речи. Звук [р] такой трудный потому и я сам не умел проговаривать.

Объект исследования

  • Звук [р]

Предмет исследования

  • Органы артикуляции

Цель:

  • Научиться правильно произносить звук «Р»

Задачи:

  • Выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Методы

  • Наблюдение.
  • Консультация.
  • Выполнение артикуляционных упражнений.

Гипотеза

  • Если я научусь проговаривать звук [р], то буду говорить правильно и красиво. Недаром говорят, что, что красивую речь приятно слушать.

Этапы:

Ι . Подготовительный этап .

а) выполнение артикуляционных упражнений.

б) игры для развития силы выдоха.

в) игры для развития слуха.

ΙΙ.Формирование правильной речи .

а)устранение неправильного произношения.

б) выговаривание звука[р] в слогах и словах, предложениях.




«Лошадка»

Учит прижимать спинку языка к небу и, отпуская её, цокать.


«Грибок»

Учит прижимать спинку языка к небу, некоторое время удерживая его в этом положении.


« Гармошка»

Учит прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.


Игра для развития слуха

«Красный-желтый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.


Игра «Кто больше слов придумает»

Цель: активизация словаря, автоматизация звука [р]


Упражнения для выработки воздушной струи

« Воздушные шары»

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.


Упражнение «Буря в стакане»

В трубку я сегодня дую

И устраиваю бурю.


Логопедические рифмовки

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Выпил бык воды...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У ореха есть... (ядро).

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Эскалатор есть в...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У Мальвины друг - ...


Ка…андаш


Давайте ребята, отгадывать загадки.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься-укусит.

В душный день на небе вдруг

Барабаны громко бьют.

Один вход, три выхода.


Прочитай и запомни пословицы

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

Вывод :

В результате регулярных выполнений артикуляционных упражнений я научился выговаривать звук[р]. И моё произношение стало четким и красивым. И выяснил

при произношении звука [р] положение губ в улыбке. Рот приоткрыт, кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами. Струя воздуха сильная, она заставляет кончик языка дрожать.


Литература

1.Автоматизация звука [р] О.В Епифанова

2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Цель проекта: Повысить мотивацию к овладению правильным звукопроизношением, помочь детям усвоить артикуляционный и акустический образ звука, необходимый для правильного звукопроизношения, а также повысить возможности полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

Речевое развитие.

  • Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
  • Исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
  • Закрепить осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
  • Уточнить артикуляционный и акустический образ изучаемых звуков, необходимый для правильного звукопроизношения. Закреплять понятие “звук”.
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Повысить интерес родителей и компетентность воспитателей к коррекционному процессу.
  • Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

Гипотеза:

  • Мы будем правильно говорить все звуки, если научимся различать и слышать их в речи, а так же выучим артикуляционную гимнастику.
  • Краткое содержание проекта:

Работа с детьми

  • Знакомство с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”.
  • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
  • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”.
  • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”.

Работа с семьей

  • Консультация для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
  • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета “Трудные звуки”
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

  • Консультация “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, ознакомление с артикуляционной гимнастикой, Изготовление игр для изучения и различения звуков и использование их детьми в свободной деятельности. Овладение детьми правильным произношением звуков и в дальнейшем обеспечить контроль со стороны родителей и воспитателей за правильным звукопроизношением.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация индивидуальных буклетов “Трудные звуки”, их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
  • Праздник правильной речи.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема

Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.

Актуальность

Что мы знаем о звуках речи?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и “Сказка о веселом язычке”. Кроме того необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой. Здесь можно использовать различные игры и упражнения, которые необходимо подобрать.

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться хорошо говорить, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья.

Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать разные игры, подобрать сказки о “Веселом язычке”, картинки для успешного овладения трудными звуками “Веселый звуковичок”, речевое лото.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности Максим рассказывая о птицах, не произносил звук “Р”, Игорь удивился и сказал: “Это очень просто, нужно подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что Игорь научился правильно говорить этот звук дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:

Какие еще звуки “трудные”?

Кто хочет научиться правильно говорить?

Для чего это нужно?

Как этому можно научиться быстро?

Что же мы должны будем делать, чтобы научиться говорить четко и красиво?

Дети предложили некоторые варианты решения: Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, играть в игры: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Выбор формы продукта:

  • Какие игры можно сделать, для того, чтобы научиться различать звуки?
  • С кем и где мы будем с ними играть?
  • Всё, что мы узнаем о звуках, куда можем поместить?

Определение темы проекта и названия продукта:

В ходе беседы определились с названием “Царство звуков”, с перечнем игр для различения звуков в самостоятельной речи.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно говорить все звуки.

  • Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что-то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

Учителю-логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;

Совместно с ребенком вести индивидуальный буклет “Трудные звуки”.

Использовать буклет в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании артикуляционной гимнастики, помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении игр на развитие фонематического восприятия.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя-логопеда для воспитателей: “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

3. Практический

В ходе практической части проекта дети знакомятся с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”

Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.

Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”

Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”

В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями изготовить игры для ознакомления со звуками: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Принять участие в празднике “Правильной речи”.

Деятельность педагога:

Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

Формировать знания об артикуляционных укладах “трудных звуков”, умение слышать их, различать и выделять, а так же правильно произносить эти звуки.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

Дети принимали активное участие: демонстрировали умения правильно произносить “трудные” звуки, различали схожие по артикуляционным и акустическим признакам звуки.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.

№ п/п Деятельность участников проекта. Сроки Участники
1 Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

сентябрь Дети, логопед
2 Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

сентябрь Дети, логопед
3 Привлечение родителей к сбору информации о звуках. Изготовление буклета “Сказка о Веселом язычке”. сентябрь Логопед
5 Практический этап.

Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней и старшей групп ДОУ

15.09.14. Бондаренко Т.И.
6 Консультации для педагогов и родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды” 10.10.14. Логопед, воспитатели
7 Чтение стихотворений детям И. Лопухина “Песенка про звуки”, “Мы со звуком Ш играем”, “Мы со звуками играем”, “Буква Р” А.Барто, “Беда Олесика” Н.Тимчак; “Почему?” П.Высоцкий В течение года Логопед, воспитатели
8 Слушание диска Т.А. Ткаченко “Персональные упражнения” в течение года, по мере изучения. Дети, родители
9 Составление описательных рассказов о звуках. октябрь дети
10 Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков. ноябрь дети
11 Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова. октябрь. дети
12 Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. еженедельно дети
13 Изготовление буклетов “Трудный звук” По мере постановки звуков Дети, логопед
14 Раскрашивание картинок на изучаемый звук. По мере изучения букв воспитатели
15 Запоминание характеристики звука и его артикуляции. По мере изучения звука Дети под руководством взрослых
16 Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. В НОД, в играх. Логопед, воспитател
17 Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”. В течение года Дети, логопед, родители
18 Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др. В течение года Дети, логопед
19 Презентационный этап.

Презентация проекта: “Праздник правильной речи”

Участие родителей в презентации проекта.

ноябрь Родители, педагоги, дети
© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал