Антропология университет. Профессия – антрополог. Зарождение когнитивной антропологии

23.03.2022

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.06.2019

Россия 18000—30000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

— Мне очень интересно все в биологии, я люблю ездить поездом и без проблем питаюсь в столовых!

— Людочка, вы правильно выбрали профессию! – Сказала мне «зачинатель» лаборатории ауксологии в НИИ и Музее антропологии МГ Наталья Николаевна Миклашевская, профессор, доктор биологических наук, посвятившая антропологии всю свою научную жизнь.

Позвольте представиться – Антрополог, Физический Антрополог.

Да, немного Джеймс Бонд от современной биологической науки. Когда я поступала учиться на Биологический факультет Московского Государственного Университета имени Михаила Васильевича Ломоносова самые большие сомнения у меня вызывала необходимость определиться в дальнейшем с выбором кафедры – все было захватывающе интересно. Отказаться от генетики ради зоологии или от физиологии ради цитологии казалось совершенно невозможно, а ведь были еще кафедры дарвинизма, экологии, энтомологии, молекулярной биологии, биохимии, да мало ли чего еще.

И вот окончен первый курс, и прошли захватывающие во всех отношениях Настоящие Полевые Практики по зоологии и ботанике, и неуклонно приближается время Выбора… К счастью, существует кафедра Антропологии, и, выбрав ее, вы получаете редкостную возможность, ни в чем себе не отказывая, занимаясь биологией человека, углубиться в постижение законов изменчивости, многообразия нашего вида в пространстве и во времени. Причем пространство – географическое, глобальное, время – историческое, эпохальное, а инструменты исследования – безгранично разнообразные. Фактически, физический антрополог в своей исследовательской деятельности не просто может, но должен использовать все возможности современной биологической науки. Образование, полученное при обучении на Биологическом факультете МГУ, предоставляет эти возможности в полном объеме и на уровне, отвечающем мировому.

Если Вас интересует эволюция вида Homo, антропосоциогенез и расселение наших предков по планете, Вам в помощь палеоантропология, археология, палеопатология, палеогенетика, а может быть и генетика возбудителей болезней человека, соседствующих с ним (синантропных) животных и растений, палеоклиматология, биохимия (для определения маркеров местности, где человек жил), геология, физика (для разработки методов определения древности находок). Изучая изменчивость современного человека, Вы сможете использовать не только анализ формирования сообществ – этнотерриториальных групп, данные палеоантропологии. Обязательно будут привлечены и данные по истории, этнографии (можно сказать, культурной антропологии), физиологии, генетике, демографии, профессиональной, возрастной (ауксология, геронтология) и гендерной изменчивости, а также из множества других областей.

Мои сокурсницы после окончания кафедры избрали разные направления деятельности: одна работает в Дарвиновском музее в Москве, другая – изучает генетику зрительного анализатора в одном из исследовательских институтов США, третья стала Академиком АН РФ и возглавила НИИ и Музей антропологии МГУ, где я работаю ведущим научным сотрудником.

Мои интересы сосредоточились на области ауксологии – науки о росте и развитии детей и подростков. Процесс нашего роста подвержен влиянию ряда внутренних — наследуемых, и внешних – средовых, — факторов. Изучение системы сочетанного воздействия этих факторов на детский организм – сложная и очень увлекательная аналитическая задача, состоящая из нескольких частей. Сначала высказывается некая теория, основанная на изучении существующей литературы по данному вопросу и на опыте автора. Потом нужно собрать материал – данные по измерениям размеров тела детей и подростков из самых разных местностей нашей страны. В многочисленных экспедициях антропологи-ауксологи объезжают огромные, часто малоизученные территории.

На летних практиках мы сдавали зачет по верховой езде, управлению моторной лодкой и гребле на веслах без уключин, «на всякий случай».

Со специально разработанным легким и удобным оборудованием для измерений проводят обследования сотен детей разных возрастов. При этом определяют величину показателей, характеризующих общие размеры тела, соотношения продольных и поперечных размеров – пропорции, измеряют вес тела и толщину жирового слоя, с помощью современных приборов совершенно безболезненно получают данные о соотношении компонентов массы тела: абсолютной и относительной массы жира, мышц, воды и т.д., берут мазок с внутренней поверхности щеки для последующего генетического анализа, подробно анкетируют обследованных, чтобы узнать, в каких условиях они живут и растут. После возвращения в лабораторию проводят необходимые анализы, их результаты и все собранные материалы включают в базу данных для дальнейшей статистической обработки. Раздел математики посвященный анализу биологических данных называется Биометрия. Биометрические методики позволяют проводить анализ большого количества разнородных данных, что само по себе очень интересно и дает простор для творческой мысли, подтверждая или опровергая предлагаемую теорию. Результаты исследований публикуются во многих научных изданиях в России и за рубежом, докладываются на международных конференциях и симпозиумах. Коллеги-антропологи из различных стран мира организуют совместные исследовательские проекты. За время работы мне довелось побывать в самых разных регионах России: Заполярье, Поволжье, Калмыкии, Татарстане, Горном Алтае, Карелии; а также в Грузии, Азербайджане, Украине, Белоруссии, Латвии, Болгарии, Германии, Англии, Хорватии, Турции, Японии.

Многие дисциплины на кафедре антропологии МГУ преподают научные сотрудники НИИ и Музея антропологии МГУ. Проведение современных научных исследований позволяет преподавателям не только самим быть на переднем крае антропологических исследований, но и с самых ранних этапов обучения приобщать студентов к реальной научной работе. Сотрудники и студенты также принимают участие в просветительской деятельности: консультируют, проводят занятия и экскурсии в музее по самым разнообразным темам, — ведь в НИИМА МГУ работают специалисты в областях палеопатологии, антропогенеза, антропоэкологии, ауксологии, морфологии человека, расоведения. Каждый раз экскурсовод отвечает (или помогает найти ответ) на множество вопросов как теоретического (Есть или нет, все-таки, Снежный Человек? И почему бы ему не быть?) так и практического (Почему я самый маленький в классе? Что лучше – диета или упражнения? В каком виде спорта я добьюсь больших успехов?) характера. И эта любознательность очень радует. К тому же доставляет удовольствие удовлетворять любопытство.

Кафедра антропологии была создана на естественном отделении физико-математического факультета МГУ в 1919 году по инициативе академика Д.Н.Анучина и профессора В.В. Бунака. С 1930 года кафедра вошла в состав биологического факультета МГУ. С момента образования кафедру возглавляли: с 1919 года - академик Д.Н. Анучин, антрополог, археолог, этнограф и географ, основатель НИИ и Музея антропологии МГУ; с 1923 года - профессор В.В. Бунак, с 1933 года - профессор М.А. Гремяцкий, с 1964 года - профессор Я.Я. Рогинский, с 1975 года - профессор В.Л. Якимов; с 1980 года по настоящее время кафедру возглавляет директор НИИ и Музея антропологии МГУ профессор В.П. Чтецов.

Кафедра антропологии МГУ - единственная в стране, где преподается весь комплекс предметов, необходимых для подготовки специалистов в области, как физической антропологии (биологии человека), так и исторической антропологии.

Программа обучения на кафедре антропологии включает разнообразные курсы, которые преподают сотрудники кафедры, специалисты НИИ антропологии МГУ, отдела антропологии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Института археологии РАН, Медико-генетического центра РАМН.

Курс «Антропология» читается не только на биологическом, но и на других факультетах МГУ: психологии, фундаментальной медицины, философском и геологическом факультетах.

Студенты биологического факультета, специализирующиеся на кафедре антропологии слушают лекции и с ними проводят практические занятия по целому ряду научных дисциплин, которые предоставляют огромный выбор и возможность профессиональной ориентации практически в любом направлении современной антропологической науки.

Широкий диапазон направлений и тем в научной работе кафедры позволяет студентам выполнять интересные и разнонаправленные курсовые и дипломные работы как в русле классической антропологии (эволюционная и этническая антропология, морфология), так и в области соматической, функциональной, гормональной, популяционной, судебно-медицинской, спортивной антропологии и др.

На кафедре антропологии МГУ введена специализация по направлениям: «Общая антропология», «Антропогенез», «Морфология человека», «Этническая антропология», «Популяционная генетика». Студенты имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Выпускники кафедры, привыкшие работать на стыке естественнонаучных и гуманитарных проблем, работают в различных институтах РАН, РАМН, промышленных НИИ, экспертных учреждениях МВД и Минздрава РФ. Они работают как в учреждениях антропологического и археологического профиля, так и в области судебной медицины, клинической генетики, в спортивных научно-исследовательских институтах, а также преподают антропологию в различных московских и российских вузах.

На кафедре антропологии ведутся научные исследования в рамках следующих основных направлений: эволюционная антропология; возрастная и конституциональная антропология; морфологическая, функциональная, медицинская и экологическая антропология; антропогенетика; популяционная и этническая антропология; этология человека и приматов.

Данные, полученные сотрудниками кафедры, находят широкое практическое применение в учебном процессе, медицине, психологии, педагогике, а также вносят существенный вклад в развитие наук о человеке.

Современная антропология – это наука о человеке как биологическом виде: его происхождении и биологической изменчивости во времени и пространстве (антропогенез, расоведение и морфология человека). Одновременно человек изучается и как биосоциальный феномен, поскольку проявления его биологической природы во многом опосредованы социальной средой.
Updated 06.2018


1880 год Учреждена кафедра антропологии на естественном отделении физико-математическом факультета МГУ по инициативе профессора А.П. Богданова, просуществовала 4 года.
1907 год При кафедре географии и этнографии физико-математического факультета МГУ создана специальность «антропология».
1919 год Кафедра географии и этнографии естественного отделения физико-математического факультета МГУ разделена на две: кафедру географии и кафедру антропологии.
1933 год Кафедра антропологии входит в состав биологического факультета.

Заведующий кафедрой : Бужилова Александра Петровна – доктор исторических наук, академик РАН, член Европейской Антропологической ассоциации, Палеопатологической ассоциации, Европейского общества по изучению эволюции человека, Американского археологического общества.

А.П. Бужилова – выпускница кафедры антропологии биологического факультета МГУ, директор НИИ и Музея антропологии МГУ имени Д.Н. Анучина, заведующий отделом научных фондов и экспозиций, с 2012 г. – заведующий кафедрой антропологии.

А.П. Бужилова является крупным специалистом в области палеопатологии человека, палеодемографии, палеоэкологии и адаптации, биоархеолгической реконструкции и палеогенетики, автор более чем 200 научных работ, в т.ч. 2 монографий и 52 разделов в 19 коллективных монографиях.
С начала творческой деятельности (1987 г.) и по настоящее время работы А.П. Бужиловой публикуются в ведущих международных журналах по антропологии, археологии и генетике (в т.ч. , ).

Контакты

Заведующие кафедрой с момента основания кафедры

ФИО Год вступления в должность Год ухода с должности


Анучин Дмитрий Николаевич
,
почетный доктор геологии, профессор, академик, кавалер Орденов Св. Владимира, Св. Анны, Почетного Легиона (Франция)

1919

1923


Бунак Виктор Валерианович
,
д.б.н., профессор, награжден Орденом Ленина и медалями СССР

1923

1933


Гремяцкий Михаил Антонович
,
д.б.н., профессор, лауреат Государственной премии СССР, награжден Орденом Ленина и медалями СССР

1933

1963


Рогинский Яков Яковлевич
,
д.б.н., профессор, лауреат Ломоносовской премии

1963

1975


Якимов Всеволод Петрович
,

1975

1980


Чтецов Владимир Павлович
,
д.б.н., профессор, директор НИИ и Музея антропологии МГУ

1980

2012


Бужилова Александра Петровн
а,
д.и.н., академик РАН, директор НИИ и Музея антропологии МГУ

2012

по настоящее время

Направления научных исследований

Кафедра ежегодно выпускает 3-10 специалистов по специальности «антропология».

В коллективе кафедры 4 профессора, 2 доцента, 1 старший преподаватель, 1 ассистент, 3 научных сотрудника.



Кафедральные курсы

Название курса Преподаватель
Антропология с основами анатомии человека проф. В.Ю. Бахолдина, проф. М.А. Негашева
Общая археология доц. С.В. Дробышевский
Морфология скелета человека (остеометрия) доц. И.А. Славолюбова
Антропометрия проф. М.А. Негашева, асс. И.М. Синева
Основы гормональной антропологии проф. Л.В. Бец
Краниометрия доц. С.В. Дробышевский
Традиционная и многомерная биометрия ст.преп. Н.Н. Гончарова
Антропогенез проф. В.Ю. Бахолдина
Этническая антропология и этнография доц. С.В. Дробышевский
Палеоантропология с.н.с. С.Б. Боруцкая
Введение в популяционную и мед. генетику в.н.с. А.А. Мовсесян
Популяционная генетика человека с.н.с. В.А. Шереметьева
Дерматоглифика доц. И.А. Славолюбова
Соматическая и функциональная антропология проф. М.А. Негашева
Геногеография проф. О.П. Балановский
История антропологии проф. В.Ю. Бахолдина
Ауксология проф. Е.З. Година
Церебрология проф. Л.В. Бец
Одонтология н.с. Н.А. Лейбова
Экология человека проф. М.А. Негашева
Палеопатология зав.каф. А.П. Бужилова
Молекулярная антропология в.н.с. А.А. Мовсесян
Морфология и этология приматов с.н.с. С.Б. Боруцкая
Судебно-медицинская антропология ст.преп. Н.Н. Гончарова
Антропология народов Северной Евразии с.н.с. В.А. Шереметьева
Антропологическая стандартизация ст.преп. Н.Н. Гончарова
Медицинская антропология проф. Л.В. Бец, доц. И.А. Славолюбова
Эргономика ст.преп. Н.Н. Гончарова

Кафедральные практики

  • Практикум по анатомии человека (общефакультетский);
  • Летом после 2 курса студенты кафедры проходят археологическую практику (выезд в экспедиции на раскопки, изучение методов ведения раскопок, поднятия антропологического материала, изучение костного материала в полевых условиях);
  • Летняя практика по специальности после 3 курса включает в себя антропометрическую практику (в городской поликлинике), практику в лаборатории реконструкции НИИ этнологии и антропологии РАН, краниологическую и библиографическую практику (на кафедре);
  • Практикумы по антропогенезу, остеометрии, методам палеоантропологических и судебно-медицинских исследований, дерматоглифике, антропологической фотографии и фотосовмещению, молекулярно-генетическим методам и др.;
  • Индивидуальные преддипломные практики в соответствии с тематикой выполняемых учебных научно-исследовательских работ.







Сотрудничество

  • Зеленогорский университет (Польша)
  • Братиславский университет (Словакия)
  • Приднестровский университет (Тирасполь, Приднестровье)
  • Институт истории НАН Беларуси (Минск, Беларусь)

Научные и образовательные достижения кафедры

Год(ы) работы
над темой
ФИО Тема, достижение
1931-1940 В.В. Бунак Разработана конституциональная схема для определения телосложения мужчин, которая, которая по настоящее время широко применяется в отечесвенной антропологии
1946 Я.Я. Рогинский Обоснована гипотеза широкого моноцентризма в происхождении человека и его рас (Ломоносовская премия )
1960-1970 Ю.Г. Рычков Возникли и развивались популяционно-генетические и молекулярно-антропологические исследования
1964-1980 Ю.Г. Рычков,
В.А. Шереметьева и др.
Организована постоянная Сибирская генетико-антропологическая экспедиция. В объеме всей Северной Азии установлены концентрации нескольких десятков генов, контролирующих различные системы групп крови человека и функционально важных белков
1965-1979 Ю.Г. Рычков,
В.А. Шереметьева
С помощью методов экспериментальной серологической генетики установлено 37 тыс. генотипов и построены карты распределения генов групп крови человека в Сибири; установлена и математически смоделирована зависимость популяционно-генетических процессов у человека от факторов социально-исторического и демографического развития
1969-1978 Е.Н. Хрисанфова Проведено детальное морфологическое описание эволюционного изменения всего скелета гоминид
1969-1980 Я.Я. Рогинский,
В.П. Якимов
Предложено решение ряда теоретических проблем антропогенеза, например, проблемы «грани» и морфологического критерия гоминид
1975 М.А. Дерягина Начаты перспективные исследования поведения приматов (социального, агрессивного, коммуникативного, манипуляторного) с попыткой реконструкции ранних этапов антропогенеза
1975-1980 В.П. Чтецов В рамках изучения состава тела человека произведены денситометрические исследования, имеющие большое значение для фракционирования массы тела и конституции человека
1975-1990 В.З. Юровская Обоснована брахиаторная теория антропогенеза
1975-2010 В.А. Шереметьева Проведено сравнительное изучение первичной структуры ДНК в популяциях Европы, Африки и Азии в связи с поиском родственных связей народов России и сопредельных стран на молекулярном уровне
1980 В.В. Бунак Разработана классификация человеческих рас. В основе схемы происхождения и расселения рас тройная иерархия и отказ от дихотомии при ветвлении («куст»). Схема отражает время расхождения ветвей и вклад древних форм в современные типы.
1980 Е.Н. Хрисанфова,
Л.В. Бец
Создано новое направление – гормональная антропология
1983 В.П. Чтецов Разработана схема диагностики телосложения мужчин и женщин, исключающая субъективный подход и базирующаяся на объективных измерительных признаках
1985-2000 Л.В. Бец Впервые представлена комплексная оценка индивидуальной и межпопуляционной изменчивости гормонального статуса человека в пространственном и временном аспектах
1988 В.Ю. Бахолдина Предложена схема антропогенеза путем постепенной трансформации в пределах синхронных гетерогенных эволюционных пластов гоминид, внутри которых прогрессивные признаки могли быть рассеяны, концентрируясь под действием отбора по мере усиления процессов интеграции
1990-1999 С.Б. Боруцкая Разработана новая, подробная схема поз и движений современных приматов. Впервые проведено комплексное этолого-морфологическое исследование локомоции приматов в связи с проблемой происхождения бипедии гоминид
1992 Л.В. Бец,
Е.Н. Хрисанфова и др.
Выявлены некоторые конституциональные маркеры к инсулиннезависимому сахарному диабету и изучено их распределение в разных эколого-популяционных группах России и стран СНГ
1995 Н.Н. Гончарова По данным палеоантропологии и краниологии изучено средневековое население Новгородской. Выявлены свидетельства генетических связей словен новгородских с билтийскими славянами и их относительная обособленность от восточнославянского мира
1996 М.А. Негашева Разработана морфологическая типология для индивидуальной диагностики варианта величины и формы лица
1998-2010 Е.Н. Хрисанфова,
М.А. Негашева
На основе массовых скрининговых обследований московской молодежи за последние 80 лет отмечено увеличение длины тела у обоих полов и тенденция к астенизации телосложения
2000-2005 А.А. Мовсесян Проведен комплексный классификационный и филогенетический анализ ископаемых популяций в пределах ойкумены по палеофенетическим данным
2000-2005 И.А. Славолюбова Изучены связи величины и топографии подкожного жироотложения с темпами онтогенеза в разных возрастных, половых и этнотерриториальных группах; исследованы ассоциации признаков жироотложения с генетическими маркерами
2001 А.П. Бужилова По данным палеоантропологии исследованы адаптивные процессы у древнего населения Восточной Европы. Показано негативное влияние урбанизации на развитие человеческих популяций: снижение полового диморфизма и уровня репродуктивности, увеличение некоторых патологий женской части населения и повышение частоты встречаемости черепных травм, артрозных патологий, специфических инфекций
2001-2010 Л.В. Бец Представлена оценка ассоциаций показателей гормонального статуса с полиморфизмами некоторых маркеров ДНК, иллюстрирующая генетическую обусловленность изменчивости гормональных показателей
2001-2010 С.Б. Боруцкая Осуществлено комплексное палеоантропологическое исследование большого числа популяций древних людей разных исторических эпох на территории Европы, Азии и Африки
2004 Л.Ю. Шпак Впервые в антропологии комплексно представлена дерматоглифика средних и проксимальных фаланг пальцев кисти
2004 Н.Н. Гончарова,
Ю.И. Пиголкин
О.М. Павловский
В.А. Бацевич и др.
Разработана методика оценки возраста человека с помощью планиметрии по рентгенограммам кисти
2007 С.В. Дробышевский В первые за последние 40 лет проведены исследования по палеоневрологии, в которых показаны основные этапы эволюции головного мозга от австралопитековых до Homo sapiens
2008 М.А. Негашева Сформировано целостное представление и разработана оригинальная модель взаимосвязей соматических, дерматоглифических и психологических признаков в структуре общей конституции человека
2008 В.Ю. Бахолдина Предложена гипотеза о том, что различия в дискриминирующей и таксономической значимости признаков мозгового и лицевого черепа сформировались в процессе эволюции вида Homo sapiens
2008-2010 А.А. Дорофеева Выявлены устойчивые тенденции совместной изменчивости признаков цвета и структуры радужки; объективизирована шкала Бунака для определения цвета глаз в антропологических исследованиях
2008-2013 И.М. Синева Выявлены закономерности взаимной вариации остеометрических признаков трубчатых костей конечностей. С применением комплексного метода, учитывающего характеристики многих костей, разработана методика диагностики половой принадлежности. Предложены новые остеометрические признаки, дополняющие или заменяющие традиционные в условиях плохой сохранности костного материала
2011-2014 Н.Е. Лапшина,
М.А. Негашева
Разработана модель взаимосвязей различных систем признаков (морфологических, функциональных и генетических) с биологическим возрастом, иллюстрирующая различную степень влияния биологических и некоторых социальных факторов на темпы старения человека
2014-2016 А.А. Мовсесян,
В.Ю. Бахолдина,
С.Б. Боруцкая,
В.А. Шереметьева и др.
Изучена межгрупповая изменчивость населения Прибайкалья эпохи неолита и ранней бронзы по краниометрическим данным. Показано, что по краниометрическим данным, так же как и по данным о дискретно-варьирующих признаках, китойцы Ангары и пришедшие им на смену серовцы являются носителями различных генофондов. Выявлено, что многие патологии связаны с холодовым воздействием, нарушением минерального состава крови, а также с недостатком кальция в пище и воде
2015-2017 М.А. Негашева
И.А. Славолюбова
И.М. Синева
А.М. Юдина и др.
Разработана оригинальная модель межсистемных связей соматических, физиологических, дерматоглифических и психологических признаков, а также полиморфизма некоторых генов, иллюстрирующая диффернциальный вклад биологических и социальных факторов в формирование адаптационных возможностей организма в условиях урбанизированного информационного общества


Литература

  1. Проблемы антропогенеза / Я.Я. Рогинский – М.: Высшая школа, 1969.
  2. Констиутция и биохимическая индивидуальность человека / Е.Н. Хрисанфова – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  3. Антропология: Учебник / Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков – М.: Изд-во МГУ, Изд. 1-4: 1991-2005.
  4. Основы геронтологии: Учебник / Е.Н. Хрисанфова – М.: Владос, 1999.
  5. Генофонд и геногеография народонаселения. Том I и II под редакцией Ю.Г. Рычкова, Ю.П. Алтухова – СПб.: Наука, 2000, 2003.
  6. Практикум по анатомии мозга человека / С.В. Савельев, М.А. Негашева – М.: Веди, Изд. 1-2: 2001, 2005.
  7. Предшественники. Предки? Части I-IV / С.В. Дробышевский – М.: URSS, 2002-2010.
  8. Происхождение человека. Находки, термины, гипотезы / В.Ю. Бахолдина – М.: Фолиум, 2004.
  9. Фенетический анализ в палеоантропологии / А.А. Мовсесян – М.: Наука, 2005.
  10. Изменчивость и таксономическая структура признаков краниофациальной системы человека / В.Ю. Бахолдина – М.: КДУ, 2007.
  11. Проблемы происхождения бипедии гоминид / С.Б. Боруцкая, С.В. Васильев – М.: Ассоциация Экост, 2007.
  12. Курс лекций по многомерной биометрии для антропологов / В.Е. Дерябин – М.: Изд-во МГУ, 2008.
  13. Лекции по общей соматологии человека. Части I-III / В.Е. Дерябин – М.: Изд-во МГУ, 2008.
  14. Антропология: Курс лекций / В.Е. Дерябин – М.: Изд-во МГУ, 2009.
  15. Археология: Учебно-методическое пособие / С.В. Дробышевский – М.: МаксПресс, 2009.
  16. Происхождение человеческих рас. Части I и II / С.В. Дробышевский – М.: URSS, 2013, 2014.
  17. Эволюция и морфология человека: Учебное пособие – М.: Изд-во МГУ, 2014.
  18. Антропогенез / С.В. Дробышевский – М.: Модерн, 2017.
  19. Достающее звено. Книги I и II / С.В. Дробышевский – М.: АСТ, 2017.
  20. Основы антропометрии: Учебное пособие / М.А. Негашева – М.: Экон-Информ, 2017.
  21. Репетиториум по анатомии человека: Учебное пособие / М.А. Негашева, И.А. Славолюбова, С.В. Дробышевский, И.М. Синева - М.: Архэ, 2018.

Антрополог - учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую .

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это - направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 - 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 - 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию - военный врач, 1858 - 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 - 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 - 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же - автор концепции ортогенеза - внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 - 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 - 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942-…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой - специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Оплата труда

Зарплата на 18.06.2019

Россия 18000—30000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

© shcool3murom.ru, 2024
35-я параллель - Образовательный портал